Экс‑гендиректор «ВымпелКома» Николай Прянишников возглавил российское подразделение Microsoft в январе и сразу же начал посещать регионы. Падение продаж самого крупного поставщика ПО в России заста
Российское подразделение Microsoft несколько лет признавалось самой динамично развивающейся частью всемирной корпорации. По словам Николая Прянишникова, Microsoft имеет установившиеся отношения с коммерческими предприятиями и организациями, а также органами государственной власти на федеральном уровне и очень неплохо работает в Москве. Но главный потенциал роста сегодня — в регионах.
— Я с большим энтузиазмом приступил к выполнению обязанностей президента Microsoft в России, и главным образом мой энтузиазм базируется на том, что у страны есть очень большой потенциал с точки зрения роста рынка информационных технологий, а у Microsoft есть как раз те уникальные продукты, которые помогут России повысить производительность труда и разрабатывать свои уникальные продукты и решения, которые могут быть основаны на наших продуктах и технологиях, а потом продаваться по всему миру. В какой‑то степени здесь очень выигрышная ситуация как для корпорации, так и для России. В регионах очень большой потенциал и по росту числа компьютеров (я думаю, процент проникновения может быть гораздо больше), и по определенным технологическим решениям, в том числе по автоматизации бизнеса, предоставлению электронных услуг: со стороны компаний— клиентам, со стороны государства — жителям и т. д. Потенциал очень большой. Я очень верю в регионы и планирую посетить все представительства, чтобы пообщаться и с руководителями на местах, и с нашими сотрудниками, клиентами, партнерами.
В апреле прозвучало, что Microsoft инвестирует 10 млрд руб. в российскую экономику. Одно из направлений — образовательные центры. Планируются ли какие‑то локальные проекты?
— Вопрос образования очень важен, мы развиваем его по нескольким направлениям. Продолжаем бесплатно предоставлять студентам, а теперь и школьникам наше программное обеспечение. Развиваем IT‑академии, которые уже организованы на базе 200 учебных заведений. Плюс инновационные центры, которые стимулируют студентов разрабатывать инновационные проекты на базе решений Microsoft. А в течение 2009–2012 гг. компания предоставит бесплатное ПО для 1000 российских стартапов.
Вы упомянули о бесплатных программах для школьников и студентов, но ведь не секрет, что и сейчас — не совсем бесплатно, но за 80–120 руб. — можно приобрести любой современный программный продукт. Во время экономической нестабильности пользователи стали еще меньше заботиться о правах производителей продуктов. Какова динамика пиратства? Насколько снизился спрос на лицензионное ПО?
— Хочу отметить, что Россия за последние четыре года достигла отличных результатов — сокращения пиратства на 19%. Сегодняшний уровень составляет 68%. Пиратскую Windows сейчас используют менее половины всех российских пользователей.
С точки зрения динамики, мы одни из лучших в мире. Я думаю, это результат правильной политики государства, защита прав интеллектуальной собственности — очень важный принцип развития цивилизованного общества. Если сегодня люди не платят за информационный продукт, созданный кем‑то, завтра они могут не заплатить за товары в магазинах. Проще говоря, это воровство. Потому государственная политика верна, и мы активно ее поддерживаем. Хотя в ситуации кризиса и мы, и власти должны быть вдвойне аккуратны. Потому что когда людям задерживают зарплату и стоит выбор между покупкой ПО и предметами первой необходимости, то понятно, что давить на борьбу с пиратством — не самое правильное дело. В целом наша линия остается твердой и неизменной: мы будем отстаивать права интеллектуальной собственности не только Microsoft, но и других российских разработчиков.
Не собираетесь снизить цены на программные продукты?
— Мы проводили и продолжаем проводить акции по снижению цен на продукты и решения. Помогаем нашим партнерам — даем отсрочку по платежам. Я надеюсь, это поможет всем нам пережить сложные времена и подготовиться к последующему этапу роста, который, я уверен, скоро начнется. У нашей страны огромный потенциал развития рынка информационных технологий.
Но сейчас объем продаж все‑таки снизился. Насколько — по итогам первого полугодия?
— По разным сегментам результаты различны. Например, по крупному бизнесу рост в рублевом эквиваленте порядка 25%. Это очень крупный сегмент: в структуре доходов Microsoft в России он составляет около 50%. И это понятно: руководство корпораций все больше понимает, что нужно не экономить на IT, а экономить с помощью IT. Автоматизировать процессы, чтобы повысить отдачу от каждого сотрудника, оптимизировать затраты и т. д. Самое большое снижение по поставкам ПО, предустановленного на компьютеры, прямо пропорционально снижению продаж компьютеров. Доля этого сегмента в структуре наших продаж примерно 20%. Я уверен, что спад в этой сфере — временное явление. Компьютеров в России мало, и, как только рынки стабилизируются, а мы уже близки к этому, рост продаж техники возобновится. По малому и среднему бизнесу небольшое снижение. А, например, по нашим игровым приставкам и играм — рост порядка 20%. У людей стало чуть меньше денег на дорогостоящие поездки, но поиграть в свободное от работы время — это развлечение, которое они могут себе позволить.
Эти показатели укладываются в план, который вы создавали в конце 2008 г.?
— Укладываются, и то, что сейчас происходит небольшое снижение бизнеса, это нормально. Близкие тенденции наблюдаются во всех странах присутствия Microsoft. Главное сейчас — пройти этот этап и вывести компанию на новый рост, который, мы уверены, будет, причем достаточно существенный.
В самом российском представительстве Microsoft были приняты какие‑либо антикризисные меры? Сокращение ставок, зарплат?
— Мы оптимизируем расходы, но сохраняем инвестиции во все стратегические направления. В частности, в поддержку инновационных стартапов, развитие образовательных центров, центров переобучения и т. д. Поджались по маркетинговым расходам — решили, что хотим делать больше, но с меньшими ресурсами. Сократили операционные расходы. Могу поделиться нашим опытом. Microsoft в России, внедрив свою же систему объединенных коммуникаций на базе нашего продукта Office Communications Server, за прошлый год сэкономила $2,2 млн на связи и командировках. У нас работают около тысячи сотрудников в России. Я, как президент компании, летаю экономклассом. И считаю, что это правильно. Потому что лучше сегодня мы создадим хорошие, востребованные продукты, инвестируем в правильные проекты, но немного сэкономим на себе. А когда настанут хорошие времена, тогда я снова буду летать бизнес‑классом.
Николай Прянишников
президент Microsoft в России
Родился 15 ноября 1972 г.
Образование: в 1994 г. окончил Московский автомобильно‑дорожный институт; в 1998 г. — Высшую коммерческую школу Министерства внешних экономических связей и торговли РФ и Международный Университет Управления (Париж) по программе MBA. Кандидат экономических наук, преподает в Высшей школе приватизации и предпринимательства.
Карьера: 1996 г. — гендиректор ЗАО «МСС‑Старт» («Мобайл‑Центр»); 1997 г. — заместитель гендиректора по коммерции ТОО «Московская Сотовая Связь»; 1999 г. — коммерческий директор ОАО «ВымпелКом»; 2001 г. — исполнительный вице‑президент, заместитель генерального директора «Регионы» ОАО «ВымпелКом»; 2007 г. — исполнительный вице‑президент, гендиректор «Россия» ОАО «ВымпелКом»; июль 2008 г. — исполнительный вице‑президент по развитию международного бизнеса; с 1 января 2009 г. — президент российского представительства Microsoft.
Увлечения: спорт.
Семья: женат, воспитывает троих детей.