Меню

«Норникель» отмечен на Международном SAP-саммите за цифровые проекты

Иллюстрация: Норникель

Компания с красноярской «пропиской» получила награду SAP «За первое внедрение инноваций в НСИ». Это уже далеко не первая награда компании за цифровые проекты.

Премия «За первое внедрение инноваций в НСИ»  была вручена на IV Международном горно-металлургическом SAP-саммите старшему вице-президенту, финансовому директору Сергею Малышеву.

Это далеко не первая награда «Норникеля» за цифровые проекты.  «Благодаря проактивному подходу нашей ИТ-команды удалось максимально раскрыть потенциал платформы SAP MDM, продемонстрировав преимущество стратегического партнерства двух крупных международных компаний — «Норникеля» и SAP. — сказал на церемонии вручения Сергей Малышев. — Успех, безусловно, принадлежит всей нашей команде — амбициозным, креативным ребятам».

 «Норникель» — единственный представитель России в рейтинге 100 самых инновационных компаний мира, и мы гордимся, что это — в числе прочего — результат нашего партнерства. Данный проект стал для SAP одним из крупнейших в России по организационному и функциональному объему», — отметил на вручении Алексей Леонтович, заместитель генерального директора SAP CIS.

Отметим, автоматизированная система управления нормативно-справочной информацией, или сокращенно АСУ НСИ – это централизация и интеграция всей справочной информации, необходимой для группы компаний «Норникель». Внедрение системы повысит качество и достоверность консолидированной отчетности, облегчит унификацию данных всех предприятий группы компаний «Норникель», поможет росту эффективности управленческих решений. Решает система и проблему случайного дублирования данных, а также обеспечивает совместимость учетных и отчетных документов, позволит интегрировать все системы компании в единый информационный ландшафт.

Сервис управления АСУ НСИ значительно упрощает работу, ведь он централизованно ведет около 200 справочников группы компаний «Норникель». Созданная на платформе SAP MDM система доступна сотрудникам филиалов и дочерних компаний «Норникеля» и содержит данные о контрагентах и поставщиках, материально-технической базе (номенклатуре товаров), интегрирована с Федеральной налоговой службой и Центральным банком Российской Федерации (Банком России). К АСУ НСИ подключены более 30 информационных систем компании. На текущий момент компания работает над автоматической интеграцией справочника МТР АСУ НСИ с Caterpillar — одним из крупнейших поставщиков оборудования для «Норникеля», а в перспективе — и с другими ключевыми контрагентами.

Для управления системой «Норникель» первым на рынке использовал технологии «Индустрии 4.0» — RPA, чат-боты и искусственный интеллект (AI). AI применяет самообучающие алгоритмы для автоматизированной классификации продукции клиентов и поставщиков. В АСУ НСИ реализован интеллектуальный поиск информации по справочнику на базе технологии машинного обучения — по аналогии с глобальными поисковыми системами, такими как Google. В поиске ответов на вопросы пользователей также помогает интерактивный чат-бот. Роботы принимают участие в процессах ведения НСИ, работая в режиме 24/7. АСУ НСИ переведена на последнюю версию современного интерфейса SAP Fiori. Мобильная версия системы работает для iOS и Android на технологии SAP UI5. Реализованная в АСУ НСИ функция генерации QR-кодов для МТР помогает идентифицировать нужный товар, который находится на одном из складов «Норникеля». Данная функция уже применяется на Кольской ГМК.

Директор IT-департамента «Норникеля» Юрий Шеховцов во время выступления на 4-ом Международном металлургическом SAP саммите отметил, что  «Норникель» преодолел и преодолевает большой путь в IT-сфере:

Сначала у нас была базовая автоматизация. Это то, что делают все ERP-платформы: это  создание систем документооборота, создание фактической системы исполнения производства —  мы называем это «Технологическим прорывом» —  уже непосредственно на рудниках. Активно внедряется  роботизация, искусственный интеллект; более продвинутые системы по нейронным сетям и беспилотные технологии, которые очень много уже эксплуатируются в мире. Тем не менее такого класса, где мы бы увидели полностью цифровое предприятие в добыче, ещё нет.

«Норникель» во многом становится пионером. В частности, по инициативе компании крупные промышленные организации со всего мира подписали несколько меморандумов о сотрудничестве в области «цифры» для обмена теми решениями, которые компании смогли уже у себя прототипировать, либо реализовать.

Именно в этом году мы начали строить определенную инфраструктуру, тестируем также гибридные облака, где можно было бы наиболее качественно эти данные и дальше интерпретировать, - продолжает Юрий Шеховцов. —  С точки зрения Big Data есть два тренда, которые мы фактически должны преодолеть. Первое —  это понятие, какие данные, где мы должны их накапливать. Второе —  что с ними делать, как их анализировать, как получать ценность из этого большого потока. Но, тем не менее, базовый уровень инфраструктуры компания уже создает».

Юрий Шеховцев рассказал о некоторых цифровых проектах компании.

Например, создано два проекта по цифровому распознаванию. Эксперты уже довели его до такой степени готовности, при которой совместно с компанией SAP их можно  коммерциализировать.

Первый проект решает проблему   рудозасорения на конвейерах, — поясняет Юрий Шеховцев. —  Это когда у вас идут какие-то металлические включения, которые ломают мельницу в последующем переделе. Человек может заснуть, отвлечься или просто не извлечь посторонний предмет. Система распознавания четко фиксирует все предметы, 99,9% посторонних предметов может извлекать. Также эти технологии могут применяться и в нефтехимической промышленности. Второй проект —  определение короткого замыкания. Это система цифрового зрения, плюс тепловизор, плюс дальномер. Все вместе дает понимание, где конкретно есть замыкание в системе электролиза. Это возможность гораздо быстрее и на более низких температурах реагировать на замыкание. Что это дает? Это дает прирост выхода металла на электролизе.   Цифровое зрение —  это большая тема, которая позволяет достичь того, что человечеству усилиями сделать крайне сложно качественно.

Еще один проект —  виртуальный помощник «Ника», который «родился» четыре месяца назад и с помощью «сарафанного радио» за это время успел прирасти  10 тысячами  пользователей. Виртуальный помощник помогает каждому сотруднику решать задачи, связанные с организацией труда и отдыха. Например, легко понять, сколько отпуска осталось, быстро сформировать командировочные документы, расчетные листы. Это разгружает первую линию отдела, который занимается кадровыми вопросами и позволяет дать качественно новые задачи второй и третьей линии, потому что они не занимаются простыми вопросами, которые можно доверить виртуальному помощнику. Сотрудники компании в режиме онлайн имеют доступ более чем к 10 сервисам, связанным с HR, — от справок до расчетных листов. В НСИ задействовано более 14 роботов.

По словам Юрия Шеховцева, следующий шаг цифровизации компании  — поиск площадки для обмена технологиями.

И я думаю, что наша компания в данном вопросе достаточно скоро представит какие-то наработки, какие-то идеи, как это можно сделать технологично; обмениваться, в том числе подключая такие компании, как SAP, партнеров-интеграторов, для того чтобы мы могли эффективно не только обмениваться идеями, но и еще практически их попытаться внедрить при помощи либо консультантов, либо нашего интеллектуального ресурса».