Меню

Обзор: Архитектурные и дизайнерские мастерские

эксперты Лариса Виинапуу учредитель студии дизайна и архитектуры «Виинапуу» Дмитрий Журавлев коммерческий директор архитектурной мастерской «Студия-ЗЕТ» Виталий Луханин заместитель директора с

Ежегодно спрос на услуги архитекторов и дизайнеров в Красноярске увеличивается в разы. Однако в денежном выражении рынок вырос за прошедший год всего на 15-20%. Виной тому низкие цены на проектирование и дизайн, сформировавшиеся в Красноярске.
эксперты
Лариса Виинапуу
учредитель студии дизайна и архитектуры «Виинапуу»
Дмитрий Журавлев
коммерческий директор архитектурной мастерской «Студия-ЗЕТ»
Виталий Луханин
заместитель директора студии дизайна и ремонта «Битари»
Евгений Патрушев
директор «Архитектурного бюро Патрушева»
Артур Пилипенко
директор архитектурной группы «Первая линия»
Вадим Пирогов
директор красноярского филиала ФГУ «Федеральный лицензионный центр при «Росстрое»

Эксперты отмечают такой парадокс — в городе при бурном спросе на проектные и дизайнерские работы многие компании работают «на выживание». Бич этого рынка, не дающий расти ему в денежном выражении, — низкие цены, сложившиеся в Красноярске. Владелец «Архитектурного бюро Патрушева» ЕВГЕНИЙ ПАТРУШЕВ рассказывает: «За четыре года цены на наши услуги выросли примерно в два раза. Если учитывать, во сколько раз за это время подорожала недвижимость, то рост цен просто ничтожен». Учредитель студии дизайна и архитектуры «Виинапуу» ЛАРИСА ВИИНАПУУ: «Красноярские расценки оставляют желать лучшего. В городе можно найти фрилансера, который возьмет с клиента $10-15 за дизайн одного квадратного метра помещения. В целом же по рынку эта цифра колеблется в районе $30-40. В Москве стоимость подобной услуги в среднем равна $200, причем там она постоянно растет».

Из 300 заявленных игроков на рынке работают меньше половины

По данным красноярского филиала ФГУ «Федеральный лицензионный центр при «Росстрое», на местном рынке архитектурных и дизайнерских мастерских работают около 300 компаний. «Если не учитывать фрилансеров, на рынке фактически нет «серых» игроков. Большинство имеют лицензии», — отмечает коммерческий директор компании «Студия-ЗЕТ» ДМИТРИЙ ЖУРАВЛЕВ. По словам экспертов, около 130 представителей можно назвать стабильно присутствующими на рынке. Аналитики говорят, что рынок четко сегментируется. Евгений Патрушев: «Местные мастерские делятся на дизайнерские и архитектурные. Есть компании, которые пытаются оказывать комплекс услуг, но таких немного — преуспеть в двух совершенно разных направлениях на этом рынке очень сложно».

Лариса Виинапуу: «Около сотни из трехсот лицензированных фирм активно занимаются проектированием, и примерно 30 игроков позиционируют себя как дизайнерские мастерские».
Среди лидеров в направлении дизайна специалисты назвали «Архитектурное бюро Патрушева», студию дизайна и архитектуры «Виинапуу», «АБ-Квадрат», «Гарри Купер», «3D», «Битари» и др. В архитектурном проектировании аналитики выделили такие компании: «Первая линия», «Ардис», «АДМ», «ПРОСТО», «Студия-ЗЕТ», «А-2», «Архитрав», «Проект М», «Тектоника» и другие.

Также эксперты отметили, что сильные позиции на местном рынке архитектурных и дизайнерских услуг у проектных институтов с советским «прошлым». АРТУР ПИЛИПЕНКО, директор архитектурной мастерской «Первая линия»: «По моим оценкам, бывшие государственные проектные конторы держат около 40% рынка. Это и понятно, архитектурная индустрия СССР была одной из сильнейших в мире». Г-н Пилипенко также добавил, что позиции на рынке частных мастерских и бывших госинститутов примерно одинаковы. «За последний год на архитектуру и дизайн в Красноярске было потрачено около полумиллиарда рублей. По 200 миллионов освоили частные компании и бывшие государственные проектные институты. Приезжие специалисты из Москвы, Новосибирска, Иркутска и Барнаула, а также фрилансеры и компании-однодневки заработали еще около 100 миллионов рублей», — сказал Артур Пилипенко.

Зайти на рынок фрилансером, говорят аналитики, стоит недорого. Евгений Патрушев: «Тогда для работы не нужны ни лицензия, ни дорогостоящее ПО, ни офис. 50 тысяч рублей будет достаточно для покупки «железа». Однако такому специалисту крупные клиенты никогда не доверят серьезный проект. По дизайну или архитектуре — не важно». Если же компания имеет намерение закрепиться на рынке, то «входной билет» на него, по словам г-на Патрушева, будет стоить не менее миллиона рублей. «Во столько обойдутся оборудование пяти рабочих мест, лицензия и последнее программное обеспечение, требуемое для работы», — уточнил Евгений Патрушев.

Компании стремятся заполучить корпоративных клиентов

Аналитики единодушны во мнении, что спрос на услуги дизайнеров и архитекторов в городе растет постоянно. За пять лет, по оценке Евгения Патрушева, количество заказов на услуги дизайнеров возросло в пять раз. Артур Пилипенко так объяснил причину высокого спроса: «В городе строительная «лихорадка». А поскольку наш рынок смежный со строительным, мы ощущаем ее на себе в первую очередь».

Эксперты подчеркивают, что спрос растет как со стороны частных заказчиков, так и со стороны компаний. Сегодня, по их словам, все больше потребителей хотят индивидуальности в дизайне. «Постепенно Красноярск отходит от пресловутого евроремонта. Каждая квартира — это отдельный дизайн-проект, который разрабатывается от 2,5 до 4 месяцев. По итогу заказчик получает от нас чертежное описание и 3d-вариант своей «новой» квартиры», — рассказывает Лариса Виинапуу. Что же касается проектирования, то к архитекторам, продолжает г-жа Виинапуу, физлица обращаются редко: «Архитектурных заказов от «обычных» людей немного — если только требуется спроектировать небольшой дом по типу коттеджа».

Что же касается работы с компаниями, то спрос на дизайн и архитектуру по большей части вырос ввиду бурного развития сферы услуг Красноярска, констатируют игроки. «Общепит, развлекательная ниша, ритейл — это те рынки, которые дают нам самых частых заказчиков. Внешний вид подобного заведения становится одним из преимуществ в условиях высокой сегодняшней конкуренции», — делится деталями Евгений Патрушев.

Эксперты говорят, что сегодня игроки стремятся получать заказы от крупных компаний, нежели чем от физических лиц. По словам г-жи Виинапуу, в ее фирме заказы физлиц и компаний распределились поровну. Заместитель директора студии дизайна и ремонта «Битари» ВИТАЛИЙ ЛУХАНИН утверждает, что в его организации на один заказ от физических лиц приходится десять корпоративных. Некоторые игроки вообще не работают с частными лицами. Евгений Патрушев: «Количество корпоратива в дизайнерской компании, на мой взгляд, — это показатель ее развитости. Большинство представителей этого рынка постепенно отказываются работать с частным заказчиком, на настроение которого влияет поведение жены, тещи или ЧП на работе. Работа с предприятиями более капиталоемкая, и угадать их желание, например, в дизайне, гораздо легче».

За год рынок архитектурных и дизайнерских услуг вырос на 15-20%

Однако участники рынка архитектурных и дизайнерских мастерских говорят, что, несмотря на почти «пиковый» спрос на их услуги, за год рынок прирастает в денежном выражении в среднем лишь на 15-20%. Причина в том, что цена на эти услуги не соответствует реальности, считают игроки. Дмитрий Журавлев: «Исторически сложилось, что мы получаем 5% от сметной стоимости проекта». Для сравнения: в Европе этот показатель, как утверждают эксперты, составляет около 15%.

К тому же, по словам специалистов, местный клиент экономит на всем. Так, к дизайну компании зачастую относятся по остаточному принципу. Евгений Патрушев: «Экономят на материалах, мебели, оборудовании — сложно вспомнить проект, заказчик которого бы не пытался урезать расходы за счет дизайна».

Также, сообщает Лариса Виинапуу, цены «роняют» фрилансеры: «Руководствуясь в первую очередь ценой, например, клиент идет к «свободному художнику», который попросит $10 за дизайн одного квадратного метра, что примерно в 3-4 раза ниже среднерыночной стоимости. Когда такой исполнитель заказа попросту пропадает, представив 7 листочков невнятных чертежей как проект, клиент приходит к нам за переделкой. И получается, что за свою цену мы выдаем планировку, визуализацию — целый пакет документов от 50 до 100 листов чертежей. В итоге скупой платит дважды». О проблеме переделок говорят почти все аналитики: «Сегодня свободные художники и фирмы-однодневки спровоцировали огромное количество переделок. Только за 2007 год к нам поступило 10 заказов с просьбой о переделке дизайна», — рассказал Евгений Патрушев. «В последнее время большую часть денег мы зарабатываем на доделывании или вовсе переделывании», — добавил Виталий Луханин.

При такой ценовой политике о высокой рентабельности бизнеса говорить рано, уверены руководители. Лариса Виинапуу: «В нашем архитектурном бюро цены на дизайнерские услуги примерно на 30% выше среднерыночных, однако на дизайне мы не зарабатываем». Для того чтобы удержаться в этом сегменте, в компании один бизнес «страхует» другой. «Осваиваем смежные ниши, среди которых продажа мебели, отделка помещений, производство индивидуальных изделий и оборудования для торговых залов. Только благодаря разным направлениям деятельности организации направление дизайна у нас на плаву», — рассказала г-жа Виинапуу.

В сегменте архитектурных работ доходность выше. Дмитрий Журавлев говорит, что рентабельность его компании равна около 20-30%, и это средний показатель в сегменте проектных изысканий. «Сейчас на местном рынке архитектурным проектированием выгоднее заниматься, чем дизайном. Во-первых, проектирование — это деятельность, близкая к капитальному строительству: нет проекта — нет здания. А во-вторых, потребитель еще не до конца понимает, что дизайн — это внутренняя архитектура, и она также необходима», — считает Лариса Виинапуу.

На рынке — кадровая «недостача»

Помимо низкого ценника на услуги архитекторов и дизайнеров качественный рост рынка тормозит отсутствие квалифицированных специалистов. Артур Пилипенко: «На текущей стадии развития нашей компании я принял бы на работу еще пять проектировщиков, но не могу найти сотрудников». С коллегой солидарен Виталий Луханин: «Недавно мы искали человека на должность дизайнера. Из 250 пришедших только единицы имели специальное образование. Мы еле-еле выбрали из них одного сотрудника». В фирме Евгения Патрушева вакантно место топ-менеджера-дизайнера, однако у бизнесмена нет альтернатив. «Мы хотим заниматься сдачей проектов под ключ: начиная от строительства, заканчивая дизайном и отделкой, но я не могу найти человека, который бы вместо меня курировал дизайнерское направление», — говорит г-н Патрушев.

Лариса Виинапуу приводит в пример ситуацию наших соседей-новосибирцев. «Ежегодно Новосибирск выпускает около тысячи архитекторов, проектировщиков, конструкторов и дизайнеров. Красноярск же не может «похвастаться» даже сотней выпускников подобных профессий. Отсюда и динамика развития рынков. Новосибирский рынок дизайнерских и архитектурных компаний более развит, насыщен, приучен к этим услугам, местный же на стадии формирования».

По информации «ДК», сегодня около полутора тысяч человек работают в сфере комплексного выполнения проектной документации. Многие из специалистов выполняют работу для двух или более фирм. При поставленных задачах ввода жилья из расчета один кв. м на человека потребность в проектировщиках — около пяти тыс. человек.

Рынок архитектурных и дизайнерских услуг ждет отмена лицензирования

«В условиях кадрового недостатка каждый специалист будет на вес золота. Думаю, в итоге это скажется на цене наших услуг», — прогнозирует Лариса Виинапуу.

Дмитрий Журавлев не исключает прихода крупных федеральных архитектурных и дизайнерских компаний в Красноярск. «Самые серьезные сетевые проекты в городе — «Планета», «Огни», «Июнь» — проектировались москвичами. Вероятно, что они решат закрепиться на рынке», — сказал г-н Журавлев. Артур Пилипенко считает, что в условиях экспансии федералов местные архитектурные и дизайнерские компании будут вынуждены объединяться, чтобы получить крупный проект.

Также на рынке намечается специализация, говорят игроки. «Даже у тех игроков, которые оказывают полный комплекс проектно-дизайнерских услуг, какое-то одно направление становится главенствующим», — отмечает Евгений Патрушев. «Пока что это стихийный тренд, но подвижки к специализации есть. Так, на рынке считается, что заниматься дизайном магазинов, кофеен и баров хорошо получается у нас. А чтобы разработать дизайн ночных заведений, клиенты целенаправленно идут в «Архитектурное бюро Патрушева», — говорит Лариса Виинапуу.
Помимо этого, прогнозируют аналитики, рынок архитектурных и дизайнерских мастерских ждут законодательные изменения. Артур Пилипенко: «Все мы работаем с лицензиями, которые должны были отменить еще этим летом. Однако их действие продлили до 1 июля 2008 года». ВАДИМ ПИРОГОВ, директор красноярского филиала ФГУ «Федеральный лицензионный центр при «Росстрое»: «Продление Закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» подтверждает тот факт, что рынок не готов полноценно функционировать без лицензий. Я считаю, что такие виды деятельности, как проектирование, строительство зданий и сооружений, а также проведение инженерных изысканий для строительства, даже с появлением некоммерческих партнерств, должны обязательно лицензироваться ». Г-н Пирогов отметил, что делать прогнозы о том, как будет работать рынок архитектурных и дизайнерских мастерских в случае отмены лицензий, сложно. Однако эксперт предположил, что отсутствие контролирующего органа может привести его к «архаизации».