Меню

Обзор: Аудиторские компании - 15.10.2007

эксперты Софья Аверкина генеральный директор аудиторской компании «Поиск» Алексей Качаев исполнительный директор аудиторской компании «Флагман-аудит» Александр Лукин генеральный директор

Красноярский рынок аудиторских организаций сформирован. Мест- ным игрокам приходится делить его с пришлыми федеральными компаниями. Пока в этой борьбе побеждают москвичи — все самые крупные заказы уходят к ним. По прогнозам экспертов, ситуация может измениться уже через год, когда красноярские компании освоят международные стандарты финансовой отчетности (МСФО) и смогут перетянуть крупных заказчиков у столичных аудиторов.

эксперты
Софья Аверкина
генеральный директор аудиторской компании «Поиск»
Алексей Качаев
исполнительный директор аудиторской компании «Флагман-аудит»
Александр Лукин
генеральный директор аудиторской компании «Траст-аудит»
Светлана Прокопкина
директор аудиторской компании «Сибгарантаудит Плюс»
Игорь Тимаков
генеральный директор «Сибирской аудиторской компании»

Местные аудиторы любят рассказывать такую поучительную историю. В 2002 г. одна из самых крупных аудиторских компаний в России и Европе Arthur Andersen разорилась. Причиной стал массовый уход клиентов, последовавший за обвинением организации в соучастии в фальсификации отчетности обанкротившейся Enron. После громкого скандала Arthur Andersen так и не смогла вернуть себе имя и репутацию. «Я сравниваю аудитора с сапером, который может ошибиться только один раз. Так и мы, ошибившись, рискуем потерять клиента. А лишиться в наше время крупного заказчика — значит почти наверняка уйти с рынка. Сегодня с усилением конкуренции, когда все крупные и средние клиенты уже разобраны, аудиторы как никогда дорожат своей репутацией», — говорит генеральный директор аудиторской компании «Поиск» СОФЬЯ АВЕРКИНА.

На рынке работают 20% «карманных» аудиторов
По информации РА «Эксперт», в прошлом году рынок аудиторских компаний в Сибири вырос на 35%. Местные игроки отмечают, что Красноярску до общесибирских показателей еще далеко. Генеральный директор «Сибирской аудиторской компании» ИГОРЬ ТИМАКОВ утверждает, что местный рынок прирастает всего на 10-15% в год. «Такая динамика сохраняется последние пять лет. За все это время новых лидеров, громких имен, способных изменить расстановку сил, не появилось. Можно сказать, что рынок сформирован», — полагает г-н Тимаков.

Всего, свидетельствуют данные координационного совета края по аудиту, в городе выдано около 100 лицензий на аудиторскую деятельность. В городах края — не больше десяти. По словам генерального директора компании «Траст-аудит» АЛЕКСАНДРА ЛУКИНА, в эту сотню входят как юридические лица, так и индивидуальные предприниматели. «На самом деле сто выданных лицензий — это не значит сто полноценно работающих предприятий. Многие получили профильную лицензию только для «галочки», сами услуг «аудита» не оказывают, а занимаются, например, бухучетом или консалтингом. Думаю, что таких псевдоаудиторов на рынке около трети», — выдвигает гипотезу эксперт.

Игроки отмечают, что в сотню обладающих лицензиями входят также «карманные» аудиторы. Александр Лукин: «Это предприятия или отдельные лица, проверяющие определенные компании. В результате таких «проверок» они просто выдают заключение, в котором написано, что все у этой фирмы отлично. Сказать, сколько точно таких «аудиторов» в Красноярске, сложно. Но, думаю, их не больше 20% от общего числа компаний, которым выданы лицензии».

Игроки назвали пятерых лидеров местного рынка. СВЕТЛАНА ПРОКОПКИНА, директор компании «Сибгарантаудит Плюс»: «Это прежде всего «Сибирская аудиторская компания», «Траст-аудит», «Поиск». Софья Аверкина к этому списку добавляет еще «Енисей аудит», «Эккаунтинг Центр»: «Все они занимают лидирующие позиции уже больше десяти лет». Александр Лукин добавляет, что на рынке также работают еще около десятка середняков.

Большое количество псевдо- и карманных аудиторов эксперты объясняют невысоким порогом вхождения в этот бизнес. Александр Лукин: «Молодому предприятию, чтобы начать работать, нужны скорее не денежные, а людские ресурсы. По закону аудиторская компания должна иметь в своем штате минимум пятерых квалифицированных специалистов. Для начала работы ей достаточно найти этих людей и зарегистрировать свою фирму».

Софья Аверкина отмечает, что сегодня аттестованных работников на всех не хватает: «Поэтому на рынке сложилась практика, при которой квалифицированный аттестат одного аудитора может находиться сразу в двух-трех компаниях. Такие «мертвые души» есть во многих организациях».

В то же время Игорь Тимаков утверждает, что для создания профессиональной аудиторской компании понадобится минимум 1,5 млн рублей: «В эту сумму можно уложиться, если у предприятия уже есть в штате не менее пяти аттестованных аудиторов. Основные же средства уйдут на аренду помещения, покупку техники, разработку и внедрение внутрифирменных стандартов и обучение персонала».
Крупные заказы уходят в Москву
Аналитики единодушны: местный рынок аудиторских компаний насыщен. Светлана Прокопкина: «Около ста предприятий для такого города — много. Поэтому на рынке сегодня предложение опережает спрос». Игорь Тимаков уточняет, что первая десятка игроков без заказов не сидит: «У них уже давно сформированы клиентские базы. Есть фирмы, которые с заказчиками работают много лет. За счет чего живут остальные аудиторы, мне, если честно, представить сложно». Специалисты полагают, что спрос на красноярском рынке аудиторских услуг отстает от предложения примерно на 30%.

По оценкам экспертов, в 2006-2007 гг. востребованность их услуг росла неравномерно. Александр Лукин: «По-прежнему сохраняется высокий рост спроса на обязательный аудит. Можно сказать, что в основном за счет него живут многие аудиторские компании. Связано это с тем, что по закону его должно проходить большое количество организаций — от банков до предпринимателей, у которых выручка превышает 50 млн рублей в год или активы составляют от 20 млн рублей». Совсем другая ситуация сложилась в секторе инициативного аудита (запускаемого самим предприятием). Спрос здесь растет медленнее: по данным компаний, не больше 10-15% в год. Игорь Тимаков: «Сегодня в крае лишь единицы собственников и менеджеров, которые осознали необходимость и ценность независимой проверки финансовой отчетности. Как правило, они представляют средний бизнес».

Основные заказы от обязательного аудита (в основном банки, страховые компании, крупные ОАО) уходят к федеральным аудиторам. «Такие предприятия, как, например, «Русал» и «Норильский никель», а также многие банки сотрудничают с большой четверкой — PricewaterhouseCoopers, Deloitte, Ernst&Young и KPMG. Тому есть несколько причин. Во-первых, надо понимать, что собственники этих предприятий, как правило, находятся в Москве. Во-вторых, такого рода требования предопределены условиями кредитования или размещения ценных бумаг. В-третьих, существует стереотип, согласно которому столичное — значит лучшее», — говорит г-н Тимаков. Александр Лукин добавляет еще одну причину перехода больших заказов к москвичам. «Федеральные аудиторы уже давно освоили систему проверки международных стандартов финансовой отчетности, так как на ней строится работа всех банков, страховых компаний, больших производств и так далее. Пока регионалы несильны на этом поприще и говорить о переходе масштабных клиентов к местным аудиторам рано», — констатирует эксперт.

Светлана Прокопкина отмечает, что в случае, когда основную проверку крупной компании ведет кто-то из «большой четверки», местным аудиторам перепадает работа у них на субподряде. «Сами федералы не всегда справляются с объемом, возникающим, например, при проверке крупного завода. Они приглашают кого-то из красноярских аудиторов на правах субподрядчика. В этом случае местным остаются лишь небольшие крохи от общей суммы сделки», — подчеркивает г-жа Прокопкина. По словам игроков, в ситуации, когда все крупные заказы в сегменте обязательного аудита ушли в столицу, им приходится делать ставку на развитие инициативного аудита.
Из-за того, что большинство крупных заказов осваивают московские компании, оценить емкость местного рынка сложно. Игорь Тимаков: «Полагаю, что объем рынка аудита и консалтинга в крае составляет около $30 млн. При этом на долю красноярских аудиторов приходится не более 30% этого объема».
Небольшие компании демпингуют
Специалисты сетуют, что за последние два года на местном рынке аудиторских услуг демпинг со стороны небольших компаний стал нормой. АЛЕКСЕЙ КАЧАЕВ, исполнительный директор аудиторской компании «Флагман-аудит»: «Цены на наши услуги по сравнению с московскими и так занижены в несколько раз. А тут еще местные мелкие игроки, которые только заходят в этот бизнес, буквально роняют рынок». По словам Александра Лукина, чаще всего молодые фирмы демпингуют на конкурсах и тендерах. «Тенденция эта наметилась два года назад. В последний раз мы даже отказались принимать участие в подобном тендере. Получилось так, что в нем были заявлены три компании-лидера, которые предложили одинаковую цену, и несколько молодых аудиторских организаций, которые дали цену на 40% ниже среднерыночной. Мне непонятно, за счет чего живут эти игроки», — говорит г-н Лукин. Светлана Прокопкина рассказала, что в ее практике были случаи, когда цены на услуги аудитора были на 50-60% ниже среднерыночных: «Здесь возникает проблема: как объяснить клиенту причину такой ценовой разницы, а тем более повысить стоимость услуг. К сожалению, сегодня пока еще многие заказчики экономят на аудите».

Эксперты вспоминают, что еще несколько лет назад, чтобы искоренить ценовые войны, крупные организации объединялись и устанавливали единые тарифы. Однако сегодня они отмечают, что такая договоренность ни к каким масштабным изменениям не привела.
Аудиторские компании наращивают портфели за счет сопутствующих услуг
По словам участников рынка, по- следние два года аудиторские компании перестали замыкаться только на аудите и стали расширять свою продуктовую линейку, добавлять новые услуги. Александр Лукин: «Это не значит, что каждый аудитор может заниматься всем, что бог на душу положит. Список сопутствующих аудиту услуг четко оговорен в законе. Чаще всего местные игроки расширяют свое предложение за счет финансового и налогового консалтинга, оценочной деятельности». Нарастили свою линейку «Траст-аудит», «Поиск», «Флагман-аудит» и др. Алексей Качаев: «Год назад мы ввели новую услугу  — независимую экспертизу автотранспорта при ДТП, а также при стихийных бедствиях. Во многом такая диверсификация вызвана ростом спроса на эти услуги. К нам приходили люди за аудиторской проверкой, а впоследствии выяснялось, что им еще нужна оценка или экспертиза». Софья Аверкина соглашается с коллегой: «Консалтинг тесно связан с самой процедурой аудита. Сегодня клиенту уже недостаточно проверить и подтвердить финансовую отчетность, выдать заключение. Необходимы консультации для принятия обоснованных решений, базирующихся на результатах аудита, чтобы понять, как заказчику двигаться дальше».

Аналитики говорят, что сегодня многие сопутствующие услуги стали по объему заказов обгонять классический аудит. Так, по данным РА «Эксперт», одним из лидеров среди направлений, которыми занимаются аудиторы, стал финансовый консалтинг. В прошлом году этот сегмент в Сибири вырос на 51,4%. Алексей Качаев: «Думаю, в Красноярске спрос на эту услугу растет такими же темпами». Не менее популярным направлением стала оценочная деятельность. Рост ее в Сибири в прошлом году составил 11,4%. Александр Лукин: «В нашей компании оценка занимает уже 60% от общего числа заказов».
Новый закон перекроит рынок
Основных изменений на рынке игроки ждут уже к лету 2008 г. В июле в Государственной думе должен быть принят новый закон об аудиторской деятельности. Согласно ему планируется отменить лицензирование аудиторов и ввести органы саморегулирования. Они возьмут на себя контроль качества оказания услуг, а также будут иметь право допускать или исключать компании с рынка. Александр Лукин: «В законе будет предусмотрено и создание компенсационных фондов. Пред- полагается, что каждая органи- зация должна будет положить на депозит не менее 50 тыс. руб. с каждого профессионального аудитора, который в ней работает. А это, я думаю, сократит число игроков на нашем рынке. По моим оценкам, уйдет не меньше 20% из них».

Светлана Прокопкина прогнозирует, что в результате нововведений число предприятий уменьшится и того больше — на 40-50%: «Подумайте сами, дер- жать «мертвые души» станет просто невыгодно. Многие псевдоаудиторы вынуждены будут уйти с рынка». Игорь Тимаков добавляет, что принятие нового закона порядка на рынке не обеспечит. «Полагаю, бардака скорее добавится. Отмена лицензирования далеко неоднозначный шаг. Вряд ли аккредитованные профессиональные объединения будут готовы полноценно контролировать качество аудиторских компаний», — говорит г-н Тимаков. В то же время, по мнению эксперта, фильтрация рынка необходима, тем более что он способен безболезненно перенести «утрату» и половины аудиторских компаний. «Безусловно, будущее российского аудита во многом зависит от окончательной редакции закона», — уверен Игорь Тимаков.

Софья Аверкина не исключила в сложившейся ситуации возможности объединения нескольких местных аудиторских компаний в одну. «Нового закона все мы ждем вот уже несколько лет. Необходимость в нем назрела давно. Я думаю, что в результате нововведений, появления компенсационных фондов многим мелким аудиторским компаниям придется объединяться друг с другом. Много разговоров ходит о том, что новый закон заставит региональные компании массово идти на слияние с москвичами», — говорит г-жа Аверкина. Тем не менее она считает, что крупные красноярские аудиторские компании на это не пойдут, так как они вполне успешно и самостоятельно работают на рынке. Мелкие же компании, по мнению эксперта, москвичам совсем неинтересны.

Александр Лукин прогнозирует, что помимо изменений в законе в ближайший год сами аудиторы станут больше осваивать МСФО: «Чтобы полноценно конкурировать с федеральными аудиторами, региональные компании начнут работу в области аудита по международным стандартам, по которым «живет» весь крупный бизнес». Игорь Тимаков считает, что красноярские аудиторы навряд ли смогут на равных конкурировать с «большой четверкой». Однако он уверен, что со временем регионалам удастся отобрать часть проектов у москвичей: «Этот процесс уже начался. У нас есть несколько больших заказов в столице. Москвичи поняли, что не всегда разумно переплачивать за раскрученный бренд, получая такое же, если не лучше, качество».