Меню

Обзор: cтоматологические клиники

эксперты Александр Асташин директор сети клиник «Сан-Дент» Дмитрий Герасимов генеральный директор клиники «Астрея» Инесса Долгих руководитель стоматологии «Эстэо» Иван Каплиев директор клин

Сколько «нелегалов» на рынке?
На какие стоматологические услуги вырос спрос?
Что заставляет игроков диверсифицировать бизнес?
Почему стоматологи хотят подружиться со страховщиками?

эксперты
Александр Асташин директор сети клиник «Сан-Дент»
Дмитрий Герасимов генеральный директор клиники «Астрея»
Инесса Долгих руководитель стоматологии «Эстэо»
Иван Каплиев директор клиники «Вита Дент»
Георгий Манашев председатель краевой региональной общественной организации «Ассоциация частных стоматологов»
Ирина Цимбалюк директор ортодонтической клиники «Одус»

мнение
Красноярским стоматологам нужна полноценная ассоциация
Ирина Цимбалюк директор ортодонтической клиники «Одус»
В Красноярске уже несколько лет работает ассоциация стоматологов. Но существует она лишь номинально. Никакой помощи от нее мы не видим, хотя проблем у рынка хватает. Вопервых, получение лицензии на работу. Срок действия моих документов истекает через год. Я уже сейчас с ужасом жду момента перелицензирования. Мне не хватает информации: какие документы собирать, какие инстанции проходить, насколько затянется процесс получения новых документов. Вторая проблема для многих компаний — кадры, которых днем с огнем не найти. Медицинская академия ежегодно готовит около ста врачей-стоматологов, и, несмотря на это, работать некому. Такие вопросы могла бы спокойно закрывать ассоциация.

мнение
Процесс объединения тормозит инертность стоматологов
Георгий Манашев председатель краевой региональной общественной организации «Ассоциация частных стоматологов»
Парадоксально, но стоматологи сами не хотят объединиться. Я только и слышу: у нас недобросовестная конкуренция, мы не знаем, где брать новые кадры и т. д. А дальше «кухонных» разговоров дело не идет. Ассоциация существует уже пять лет. Все это время я уговаривал многие ведущие компании со­браться вместе, обозначить проблемы и сформулировать проблемы для власти, чтобы она помогла их решить. Ни от кого я инициативы не увидел. Например, совсем недавно мы организовали проект по социальной рекламе клиник, но согласилась принять в нем участие только одна стоматология «32 Плюс». Я не могу насильно заставить стоматологов со­браться вместе. И еще хорошо, что пока на этот рынок не заходят москвичи. Рано или поздно это произойдет. Вот тогда и начнутся у игроков серьезные конкурентные войны. А здесь без сильной, сплоченной ассоциации, которая могла бы защитить интересы местных компаний, не обойтись.

Пионер частной стоматологии, директор сети клиник «СанДент» АЛЕКСАНДР АСТАШИН сетует, что последние два года местный «зубной» рынок «трещит по швам»: «На мой взгляд, рынок частных стоматологий близок к насыщению. Сегодня он занят на 90%, а то и больше. Ведущие клиники предоставляют самый широкий спектр услуг. В Красноярске пациент может сделать все современные процедуры, за которыми еще пять лет назад надо было ехать в столицу». Гн Асташин добавляет, что такой переизбыток клиник рано или поздно приведет к закрытию некоторых кабинетов: «А открывать новые больницы в этом медицинском сегменте я бы вообще не советовал. Есть большой риск не выдержать конкурентной гонки».

Рынок наполовину состоит из игроков-нелегалов
По данным краевой региональной общественной организации «Ассоциация частных стоматологов», сегодня в Красноярске работает порядка 200 частных стоматологических кабинетов и клиник. Из них всего две специализированные ортодонтические клиники — «Одус» и «Ортодонтический центр». По оценке ассоциации, лидеры — «Астрея», «ВОКА», «Медидент», «Стомалюкс», «СанДент». Эта «пятерка» держит около 40% рынка.
Председатель «Ассоциации частных стоматологов» ГЕОРГИЙ МАНАШЕВ отметил, что все подсчеты точного числа компаний  приблизительные: «Никто вам не скажет точно, сколько игроков на стоматологическом рынке. Двести компаний — лишь те стоматологии, которые получили лицензии и работают официально. Но для этой сферы характерно большое количест­во нелегалов. У нас все еще существуют зубные кабинеты в старых банях, школах, подвалах жилых домов. Посчитать их невозможно». Александр Асташин добавляет, что таких подпольных кабинетов в городе более сотни.
Наплыв нелегалов участники рынка объясняют прежде всего низким порогом вхождения в стоматологический бизнес. Сегодня начать его можно, имея в кармане полмиллиона рублей. «Этих денег хватит на дешевое оборудование для кабинета на одно рабочее место. А большинство «подпольщиков» этим и довольствуется», — говорит гн Асташин. В то же время руководитель стоматологии «Эстэо» ИНЕССА ДОЛГИХ отмечает, что для создания клиники экономкласса, оказывающей квалифицированную помощь, нужно потратить в несколько раз больше средств: «Только на оборудование и материалы потребуется не менее 2,5 млн рублей. Это если не учитывать арендную плату и коммунальные платежи, а также зарплату сотрудников».
По мнению игроков, число «подпольных» кабинетов увеличивается еще и потому, что лицензию для законной работы на этом рынке получить непросто. ИРИНА ЦИМБАЛЮК, директор ортодонтической клиники «Одус»: «Некоторым компаниям проще работать нелегально потому, что получение документов требует больших затрат и растягивается минимум на полгода. Например, чтобы узнать, какие документы необходимы для лицензирования, надо заплатить около 30 тыс. Для начинающих клиник это большие деньги».
Самым быстрорастущим направлением стала профилактическая стоматология
Эксперты утверждают: изза насыщенности рынка спрос на их услуги в прошлом году вырос незначительно. ИВАН КАПЛИЕВ, директор клиники «Вита Дент», вспоминает, что еще три года назад спрос на услуги стоматолога рос в среднем на 50% в год: «За прошлый год он составил не больше 1520%. По моим наблюдениям, с начала 2005 г. и до весны 2006г. многие клиники стояли полупустыми». Такие же темпы роста отмечают и остальные компании. Стоматологи уверены: небольшой прошлогодний спрос им обеспечили по­стоянные клиенты. Ирина Цимбалюк: «В нашей клинике 60% пациентов — постоянные посетители. Новички появляются не так часто. В основном это происходит потому, что они уже лечатся в других клиниках».
Одним из самых востребованных сегментов зубоврачебного бизнеса стала в прошлом году профилактическая стоматология (направлена на устранение причин, а не последствий заболеваний). ДМИТРИЙ ГЕРАСИМОВ, генеральный директор клиники «Астрея»: «Спрос на эти работы в нашей клинике в 2006г. (по сравнению с 2005г.) вырос почти в три раза. С одной стороны, такой интерес — результат массированной рекламы со стороны производителей зубных паст и щеток. Это подстегивает людей к профилактике. С другой, красноярцы стали жить лучше и уже не идут к стоматологу только в критической ситуации, когда зуб надо удалять. Наоборот, они стараются этих проблем избежать».
Гн Герасимов рассказал, что растущий спрос на профилактическую стоматологию заставил «Астрею» расширить предложение в данном сегменте: «Мы уже набрали в штат дополнительных врачейгигиенистов. А впоследствии хотим расширить число лечебных кабинетов именно для профилактических работ, где все будет предусмотрено для лечения полости рта. О доходности этого сегмента говорить пока рано. Но спрос на него будет повышаться».
За последний год выросли и цены на услуги. По словам руководителя «СанДен­та», в среднем по рынку они увеличились на 30%. Александр Асташин: «На мой взгляд, не только растущий спрос заставил компании повысить стоимость услуг. Здесь сыграл роль комплекс причин. В цену, устанавливаемую клиникой, входит стоимость препаратов. Большин­ство стоматологов работают с западными лекарствами. А они год от года дорожают на 1520%».
Низкая рентабельность заставляет игроков искать новые ниши
Участники рынка отмечают, что одной из тенденций последнего времени стала диверсификация бизнеса крупными стоматологическими компаниями. Некоторые лидеры начали развивать другие медицинские направления. В сентябре прошлого года компания «Астрея» открыла комплексный медицинский центр, прибавив к стоматологии отделение общей терапии с диагностикой и первичным лечением. Вслед за ней в новую нишу пошел «Сан Дент». В марте этого года руковод­ство компании планирует открыть офтальмологический центр. Эксперты называют несколько причин выбора такой стратегии. Георгий Манашев: «Мне кажется, что виной всему высокая конкуренция в стоматологической нише. Это заставляет компании искать более низкоконкурентные сегменты. Считайте сами. Например, рынок офтальмологии почти свободен. На нем в Красноярске работают всего тричетыре клиники. А на стоматологическом их около 200. И здесь не стоит вопрос, куда лучше вкладывать. Зайти на непаханное поле гораздо проще, чем «рыть землю» на уже поделенной территории».
Сами игроки говорят, что искать перспективные направления их заставляет, помимо высокой конкуренции, низкая доходность основного бизнеса. Александр Асташин: «За последние пять лет рентабельность стоматологии упала почти в три раза и сейчас составляет не больше 10- 14%. Условно говоря, то, что раньше у нас зарабатывала одна клиника, теперь зарабатывают три». Участники рынка добавляют, что помимо невысокой доходности у стоматологических проектов долгий срок окупаемости. Инесса Долгих: «При самых радужных перспективах — удачном месте расположения (с высокой проходимостью), отсутствии поблизости кабинетов конкурентов и загруженности вашей клиники на 60-70% — окупить проект можно за три-четыре года, не раньше». Дмитрий Герасимов указал еще одну «болевую точку», тормозящую стоматологический бизнес, — кадровый голод. «В Красноярске намного проще найти отличного врачатерапевта, чем хорошего врачастоматолога. Настоящие таланты можно пересчитать по пальцам одной руки, и все они уже при деле. В этой ситуации нам приходится работать с медицинской академией, профессура рекомендует самых перспективных ребят, которых впоследствии мы берем на работу».
Небольшие компании подружатся со страховщиками
Эксперты прогнозируют: местный частный стоматологический рынок в ближайший год будет развиваться в двух направлениях. По одному пойдут крупные игроки, которые продолжат искать и осваивать новые, более перспективные медицинские ниши. Георгий Манашев: «Думаю, примеру «Астреи» и «СанДента» последуют другие «титаны» рынка, накопившие капитал для развития дополнительных сегментов частной медицины». Александр Асташин считает, что в Красноярске самыми перспективными нишами для «вчерашних стоматологов» станут гинекология, офтальмология, эстетическая хирургия: «Сейчас можно открыть обычный дневной стационар, с первичным обследованием, с необходимым набором врачей — и у тебя не будет отбоя от клиентов. В этих сегментах почти никто не работает, поэтому спрос там в разы больше, чем в стоматологическом бизнесе».
Развитие «середняков» пойдет по другому вектору. По словам Ивана Каплиева, для многих таких компаний интересной и перспективной станет работа со страховщиками. «Сегодня большинство предприятий в социальный пакет отдельных сотрудников включает страховку, по которой можно вылечить зубы на определенную сумму. Таким образом, схема сотрудничества со страховыми компаниями обеспечивает стабильный поток клиентов», — рассказывает гн Каплиев. У «Вита Дент» за два года поток пациентов со страховыми полисами вырос в 34 раза.
Иван Каплиев уверен, что стоматологические клиники будут наращивать процент сделок со страховыми компаниями: «Этому способствует и тот факт, что сами страховщики будут создавать рисковые страховые договоры. То есть сумма, предоставленная пациенту по полису, не будет лимитироваться. Сегодня по такой схеме работают только крупные страховщики. Но, думаю, через годдва к таким договорам придут многие компании».