эксперты Александр Алпацкий ведущий специалист отдела продаж «Форд Центра Редут» Олег Гамов начальник управления по работе со СМИ «УК Группа ГАЗ» Сергей Мишухин руководитель отдела продаж комп
эксперты
Александр Алпацкий
ведущий специалист отдела продаж «Форд Центра Редут»
Олег Гамов
начальник управления по работе со СМИ «УК Группа ГАЗ»
Сергей Мишухин
руководитель отдела продаж компании «СибСканСервис»
Владимир Молчанов
генеральный директор компании «Автоцентр КрасГАЗсервис»
Пер Густав Нильссон
генеральный директор «МАН Автомобили Россия»
Павел Сачков
коммерческий директор «Торгового Дома СТК»
Александр Сашко
заместитель директора по маркетингу компании «Орион Моторс»
Юрий Секиркин
директор компании «Восток Моторс»
Сергей Чибисов
директор «Торгового Дома Беларусь»
По словам генерального директора «МАН Автомобили Россия» ПЕРА ГУСТАВА НИЛЬССОНА, российский рынок грузовой техники для западноевропейских производителей один из самых перспективных. «Сравните сами, рост рынка грузовой техники в 2007 г. в Западной Европе составил 1%, в Восточной — 46%. Я не перестаю удивляться происходящему на российском рынке грузовой техники», — признался «ДК» г-н Нильссон.
АЛЕКСАНДР САШКО, заместитель директора по маркетингу компании «Орион Моторс»: «Если еще несколько лет назад завод КАМАЗ производил 20 тысяч грузовиков в год и имел проблемы со сбытом, то сейчас он производит более 40 тысяч единиц техники, и ее все равно не хватает». В Красноярске резкий рост спроса на грузовую и спецтехнику, как говорят участники этого рынка, начался примерно два года назад. СЕРГЕЙ МИШУХИН, руководитель отдела продаж компании «СибСканСервис»: «В 2006-2007 годах был резкий, я бы даже сказал, взрывной, рост местного рынка».
«На территории края располагаются крупные промышленные центры, кроме того, у нас очень высоки темпы развития строительства, торговли, а следовательно, и грузоперевозок», — обозначил основную причину роста спроса на грузовую технику ведущий специалист отдела продаж «Форд Центра Редут» АЛЕКСАНДР АЛПАЦКИЙ.
По данным агентства «Автостат», емкость российского рынка грузовой и спецтехники в 2007 г. составила около 350 тыс. машин. По очень приблизительным оценкам красноярских дилеров грузовой техники, объем местного рынка — более 1% от общероссийского показателя.
С высокой точностью можно оценить емкость краевого рынка грузовой техники лишь в сегменте малотоннажных машин, произведенных группой «ГАЗ», — по информации, предоставленной «ДК» пресс-службой этого производителя, в Красноярском крае в 2007 г. было реализовано 1463 единицы легкой коммерческой техники (против 1157 в 2006 г., 1042 — в 2005 г.). Этот сегмент рынка в Красноярске в последние 2-3 года, по словам экспертов, также стали активно осваивать иностранные производители, в частности, японские, китайские, корейские, некоторые из которых уже имеют сборочные производства в России.
Оценить емкость сегмента тяжелой техники эксперты затруднились. Александр Сашко лишь предположил, что около 80% продаваемой в крае тяжелой техники — отечественного производства.
Аналитики отметили, что войти в дилерский бизнес с каждым годом становится все сложнее. Причем условия дилерского соглашения ужесточают как иностранные, так и отечественные производители.
«Четыре года назад, когда мы заходили на этот рынок, условия были не такими жесткими, как сегодня. Если раньше Scania просто искала серьезных партнеров, то сейчас, чтобы стать дилером, нужно с нуля построить сервисный центр, который полностью должен соответствовать европейским стандартам компании», — рассказал Сергей Мишухин.
Пер Густав Нильссон: «В прошлом году мы разработали стандарты, которые обязательны к выполнению всеми дилерами. Ключевое условие — строительство фирменного дилерского центра. Сначала рынок это воспринял болезненно, но сегодня мы видим, что этот шаг позволил нам вывести бизнес на качественно новый уровень. Мы ежедневно получаем запросы на получение дилерства из различных регионов. Выбираем самых сильных игроков. Тех, кто готов инвестировать в бизнес значительные средства».
Начальник управления по работе со СМИ «УК Группа ГАЗ» ОЛЕГ ГАМОВ рассказал, что среди обязательных условий подтверждения или получения статуса официального дилера «ГАЗа» — также полноценный комплекс с выставочной и сервисной зонами и магазином автозапчастей.
Инвестиции в дилерский статус директор компании «Восток Моторс» ЮРИЙ СЕКИРКИН оценил примерно в $3,5 млн, срок окупаемости вложений — в 5-7 лет.
Рынок за минувший год вырос, по разным оценкам экспертов, на 10-30%. Представители «ГАЗа» говорят о росте в 10% сегмента тяжелой техники, направления малотоннажных машин — в 20%. ВЛАДИМИР МОЛЧАНОВ, генеральный директор «Автоцентра КрасГАЗсервис»: «Ужесточились требования по перевозке грузов, в частности, скоропортящихся продуктов питания, хлебобулочных изделий. Развитие промышленности подстегивает интерес к тяжелым грузовикам и произведенным на их базе вахтовкам, высокопроходимым машинам».
Александр Сашко также отметил, что растет спрос на спецтехнику. «Я бы выделил наибольший рост спроса на самосвалы (как строительного, так и сельскохозяйственного назначения), в сезон — на автокраны», — уточнил г-н Сашко.
Директор «Торгового Дома «Беларусь» Сергей Чибисов рассказал о 30-процентном росте продаж. «В минувшем году мы увеличили число реализуемой техники на треть, оборот компании вырос с 200 до 300 миллионов рублей». Однако участники рынка заявили, что увеличение могло быть и больше, если бы не дефицит, царящий на рынке. «К нам вернулись понятия «дефицит», «очередь». Ожидание машины длится в среднем от 3 месяцев до полугода, спецтехнику, бывает, ждут и до года, так как она изготавливается долго и исключительно под заказ», — рассказал Александр Сашко.
Эксперт считает, что потребность в КАМАЗах, например, примерно в два раза больше той квоты, которую установил для Красноярского края завод-производитель.
По мнению Пера Густава Нильссона, недостаток производственных мощностей как российских, так и западноевропейских производителей дал возможность прийти на рынок китайской грузовой технике. «Я неоднократно встречался с покупателями китайских авто, задавал вопрос — почему выбрали именно эти автомобили, и они отвечали, что срок поставки других марок очень большой, а они не могут ждать так долго», — поделился г-н Нильссон.
Схожего мнения придерживается и Александр Сашко, который полагает, что процентов 50 китайских грузовиков приобретают оттого, что не получается оперативно купить КАМАЗ, МАЗ или другую марку. «Строительный сезон начинается в мае, человек хватился а апреле, пришел в нам, а мы ему говорим: приходи через 3 месяца, он разворачивается и уходит к «китайцам», — сказал г-н Сашко.
Сергей Мишухин так характеризует грузовики из Поднебесной: «Они берут своей дешевизной, к тому же есть мнение, что «китаец» увезет столько, сколько в него входит, поэтому на такую технику есть спрос. Причем, по моим наблюдениям, достаточно большой. Думаю, около 20% местного рынка «китайцы» уже занимают».
ПАВЕЛ САЧКОВ, коммерческий директор «Торгового дома СТК»: «Каждый год на российский рынок выходят новые китайские автомобильные бренды. Но в связи с неудовлетворительным качеством не все приживаются. Начиналась «китайская эпопея» лет 5 назад с одной-двух марок, сейчас их можно насчитать с десяток».
Основные потребители китайской самосвальной техники, по словам Павла Сачкова, — строительные и дорожно-строительные предприятия. «Также активно используют китайскую самосвальную технику из-за большого объема кузова предприятия угольнодобывающей промышленности. Кроме того, немало среди клиентов и частников», — сообщил г-н Сачков. На тех же потребителей, по словам Александра Алпацкого, нацелен и «Форд».
Александр Сашко так описал покупателей КАМАЗов: «Если систематизировать наших клиентов, я бы разделил их на несколько групп: 30% — строители, 30% — коммерческие грузоперевозчики, 20% — лесовозчики, 20% — крупные компании, использующие машины для внутренних технологических нужд».
Сергей Мишухин рассказал, что сегодня потребители западноевропейских брендов, в частности, Scania, в Красноярске — в основном представители крупного бизнеса. Однако г-н Мишухин добавил, что в последнее время на рынке появляется интерес к европейской технике со стороны небольших компаний.
Эксперты подчеркнули, что расширению числа покупателей грузовой техники активно способствуют кредитные и лизинговые схемы. Сергей Мишухин заявил, что в «СибСканСервисе» более половины сделок происходит с привлечением финансовых инструментов.
Павел Сачков назвал еще более впечатляющие цифры: «Если 2 года назад многие представители частного и коммерческого секторов приобретали технику за свой накопленный капитал и лишь некоторую часть — в лизинг, то сейчас ситуация кардинально изменилась. Думаю, что в этом году покупка техники в кредит и лизинг приблизится к 90%».
Павел Сачков: «Есть все основания полагать, что до 2012 года темпы роста продаж грузовой техники снижаться не будут». Александр Сашко менее оптимистичен в оценке темпов роста рынка, в частности, в Красноярском крае: «Рынок будет расти, но такого ажиотажа, как сейчас, думаю, уже через год не будет. Не исключаю, что спад случится уже к концу этого лета. Мы прогнозируем спад спроса, в частности, со стороны лесозаготовителей — в этой отрасли грядет большая реформа».
Г-н Сашко уверен, что расклад сил между производителями грузовой техники на рынке в ближайшей перспективе не изменится, и лидерство останется за КАМАЗом. «КАМАЗ подтягивает качество машин, кроме того, на нашей стороне разветвленная сервисная сеть на территории всей России. Пока иностранные производители не отстроят достаточно мощную сервисную сеть, а это, по моему мнению, произойдет лет через 5, можно быть уверенным, что КАМАЗы останутся на наиболее сильной позиции», — сказал Александр Сашко.Однако иностранные производители рассчитывают выстроить разветвленные сети дилерских станций намного быстрее. Например, MAN заявил о планах увеличить количество партнеров уже в этом году с 24 до 40, а к 2010 г. намерен иметь по стране 100 сервисных станций.
В «ФЦ Редут» также рассказали, что сервис в компании — в приоритете. «Например, мы предоставляем дополнительную услугу — выезд группы механиков в регионы», — сказал Александр Алпацкий.
Не хотят отставать в сервисе и китайские производители. В «Торговом Доме СТК», имеющем статус дистрибьютора одного из китайских производителей грузовой техники, сообщили: «Планируем за 2008 год дополнительно к 3 действующим филиалам ТД открыть еще 3-4, в которых будет обеспечено гарантийное, постгарантийное обслуживание. Также откроются региональные склады автозапчастей. В планах нашей компании на 2008 год заключить более 30 дилерских договоров».
«И все же я бы воздержался от утверждения, что китайские производители получат большую долю на рынке, чем сейчас. Потому что другие производители будут увеличивать производственные мощности, квота на сибирские и восточные регионы будет расти», — высказал «ДК» свое мнение о возможной китайской экспансии Пер Густав Нильссон. Эксперт не сомневается, что в перспективе на отечественном рынке будет увеличиваться доля западноевропейской техники. «Сейчас мы здесь карлики, вся «европейская семерка» производителей занимает около 15% российского рынка. Но я уверен, что увеличение производственных мощностей заводов и развитие в России кредита и лизинга позволят европейцам уже к 2014 году занять около 50% российского рынка тяжелой техники», — заявил г-н Нильссон.