Меню

Обзор ДК: Фитнес-центры

эксперты Дмитрий Егоров заместитель директора фитнес-центра «Багира» Александр Казак заместитель директора оздоровительного комплекса «Сокол» Лариса Кашкевич директор спортивного комплекса

Большую часть красноярского рынка фитнес-центров занимают небольшие клубы. Сегмент крупных комплексов заполнен менее чем наполовину. По мнению экспертов, появление на местном рынке новых гигантов фитнес-индустрии, в том числе под федеральными брендами, сдерживает отсутствие крупных инвесторов.

эксперты

Дмитрий Егоров
заместитель директора фитнес-центра «Багира»
Александр Казак
заместитель директора оздоровительного комплекса «Сокол»
Лариса Кашкевич
директор спортивного комплекса «ТеннисХолл»
Дмитрий Коробейкин
руководитель департамента развития сетей World Class и «ФизКульт»
Юлия Кох
управляющая фитнес-клубом «Галатея»
Юлия Стародаева
директор сети салонов красоты и фитнес-центров «Экзотика»
Светлана Стефина
президент Красноярской краевой федерации аэробики
Анастасия Юсина
генеральный директор компании «Страта Партнерс»

По словам директора сети салонов красоты и фитнес-центров «Экзотика» ЮЛИИ СТАРОДАЕВОЙ, фитнес зародился в России около 13 лет назад — именно тогда в Москве появился первый фитнес-центр (ФЦ) World Class. «Тогда же фитнес пришел в Красноярск, но назвать первые ФЦ полноценными нельзя, потому что они предлагали всего несколько видов занятий», — рассказала г-жа Стародаева. По мнению экспертов, первым местным фитнес-центром, оказывающим комплекс услуг, стал открывшийся в 1996 году «ТеннисХолл».

По данным главного управления по физической культуре и спорту админи­страции Красноярска, сегодня в городе работает 48 физкультурно-оздоровительных центров (среди более 1,5 тыс. различных спортивных сооружений).

На старте в небольшой фитнес-клуб достаточно вложить 500 тыс. руб.
Эксперты отмечают, что красноярский рынок фитнес-центров еще не до конца сформирован, поэтому нет четкой сегментации существующих заведений. Президент Красноярской краевой федерации аэробики СВЕТЛАНА СТЕФИНА предложила разделить все фитнес-заведения Красноярска на три категории: «Около половины рынка в количественном выражении представлено небольшими фитнес-клубами, которые предлагают посетителям только групповые занятия. Немного меньше заведений, где кроме групповых тренировок представлены также занятия в тренажерном зале. И самая небольшая часть — фитнес-комплексы, предлагающие ряд дополнительных услуг (сауна, бассейн, салоны красоты и пр.)».

По оценке заместителя директора ФЦ «Багира» ДМИТРИЯ ЕГОРОВА, в целом красноярский рынок фитнес-центров и спортивно-оздоровительных учреждений насыщен на 70-80%. «Сегмент крупных фитнес-центров и вовсе заполнен менее чем наполовину», — добавляет г-н Егоров. Эксперты соглашаются: крупных игроков на фитнес-рынке города не наберется и десятка. К ним можно отнести такие заведения, как «Экселент», «ТеннисХолл», «Сокол», «Сибиряк», «Багира».

Небольшое количество крупных фитнес-центров в Красноярске эксперты объяс­няют тем, что для открытия подобного комплекса необходимы колоссальные средства. Если, по подсчетам Светланы Стефиной, в небольшой фитнес-клуб (общей площадью 150-200 кв. м) нужно первоначально вложить минимум 500 тыс. руб., то инвестиции в крупный фитнес-центр исчисляются, по мнению Дмитрия Егорова, десятками и даже сотнями миллионов. Например, сумма инвестиций в строительство ФЦ «Экселент», по данным «ДК», составила 240 млн руб.

Такие вложения под силу только крупным предприятиям. Строительство «Экселента» профинансировала компания «Норильский никель», с/к «ТеннисХолл» — завод «Красцветмет», с/к «Сокол» — КраМЗ. Эксперты отмечают, что средняя окупаемость подобных фитнес-гигантов — 5-7 лет.
Летом обороты фитнес-центров уменьшаются более чем в 5 раз
Низкую рентабельность (менее 10%) фитнес-центров эксперты объясняют двумя причинами: сезонностью этого бизнеса и постоянными вложениями в новое оборудование.

По оценке управляющей фитнес-клубом «Галатея» ЮЛИИ КОХ, не более 2% красноярцев занимается фитнесом по­стоянно (тех, кто хотя бы иногда ходит в фитнес-клубы, — 25%). Директор с/к «ТеннисХолл» ЛАРИСА КАШКЕВИЧ подсчитала, что обороты фитнес-центров летом уменьшаются более чем в 5 раз. Заместитель директора оздоровительного комплекса «Сокол» АЛЕКСАНДР КАЗАК рассказал, что в 2006 году самым «глухим» месяцем для этого заведения стал август (оборот — 1 млн 216 тыс. руб.), а максимальный оборот (2 млн 844 тыс. руб.) был сделан в октябре.

Александр Казак также отметил, что большая часть дохода с/к «Сокол» тратится на амортизацию технической базы, ремонт и модернизацию заведения: «Хороший интерьер и оборудование — это лицо комплекса. Потребители сейчас капризные, они не станут заниматься на протертых степах».

Светлана Стефина отмечает, что красноярский рынок фитнес-услуг рассчитан в большей степени на потребителей со средним уровнем достатка. Разовое посещение тренажерного зала или одно групповое занятие аэробикой в среднем стоит 120-200 руб. При этом фитнес-клубы делают скидки при покупке абонемента. «В «Соколе» разовое посещение обходится на 20-30% дороже, чем посещение по абонементу», — поясняет Александр Казак.

Юлия Стародаева считает, что услуги местных фитнес-центров рассчитаны на все возрастные категории. Однако, по мнению Светланы Стефиной, основные потребители фитнес-услуг в Красноярске — молодежь и женщины среднего возраста. «А в Европе, например, фитнес-центры чаще посещают уже сложившиеся люди, имеющие свой бизнес, и пожилые люди, за 50 лет, у которых много свободного времени и достаточно средств, чтобы тратить их на себя», — рассказала г-жа Стефина.
Индустрия здоровья делает ставку на комплекс услуг
По словам экспертов, наиболее востребованы в Красноярске групповые занятия, а потребители, готовые к индивидуальным программам, пока в меньшинстве.

Лариса Кашкевич: «Традиционно популярны в городе различные программы аэробики и фитнеса. Около года назад был «бум» танца живота и йоги. Восточное направление и сейчас занимает большую нишу. Одно время в «ТеннисХолле» практиковали индийский танец, но эти занятия не были востребованы. За ними стоит целая философия, а многие приходят в фитнес-центр просто заниматься спортом».

Рассчитывая привлечь в свои стены большее количество потребителей и повысить тем самым рентабельность, фитнес-центры стремятся оказывать дополнительные услуги. Юлия Стародаева рассказала, что их количество зависит от категории клуба: «Крупные фитнес-центры, помимо тренажерного зала и нескольких направлений фитнеса, предлагают клиентам персональные тренировки, консультации диетолога, услуги косметолога и парикмахера, SPA, солярий, массаж, посещение бассейна и многое другое». По словам экспертов, именно за счет комплекса дополнительных услуг фитнес-центры «выживают» в малопосещаемые периоды. Дмитрий Егоров: «Около 50% посетителей «Багиры» приходят не для того, чтобы позаниматься, а, например, в сауну или солярий. При открытии фитнес-цент­ра мы изначально понимали, что ставку нужно делать на комплекс услуг».
Хороший тренер может увести с собой клиентов клуба
Показателем незрелости красноярского рынка фитнес-услуг эксперты называют отсутствие конкуренции между игроками. Светлана Стефина считает, что основная причина в том, что фитнес-цент­ры в городе географически расположены неплотно: «Если бы в одном районе города открылось несколько одинаковых по содержанию и ценовой политике клубов, то можно бы было говорить о конкуренции. А так как крупные фитнес-центры в Красноярске расположены в разных районах, о перетягивании клиентов речь не идет». Дмитрий Егоров рассказал: «Фитнес-центр «Багира» изначально ориентировался на жителей правого берега, поэтому, например, «Экселент» мы не считаем своим конкурентом».

Лариса Кашкевич отмечает, что конкуренцию для крупного комплекса может составить мелкий фитнес-клуб, находящийся в том же районе: «Небольшие заведения могут перетягивать у «ТеннисХолла» определенный процент посетителей. Любой подвал создает конкуренцию за счет низких цен на услуги». Юлия Кох придерживается другого мнения: заведения разного формата не могут соперничать, потому что они рассчитаны на разных посетителей: «Те люди, для которых важны имидж и общение, выбирают большие фитнес-центры. Их клиенты, как правило, располагают временем и финансами для посещения различных SPA-центров, массажных кабинетов и саун. Более экономичны с точки зрения времени и денег  маленькие клубы. А в плане групповых программ они ничем не уступают крупным центрам».

Эксперты отметили, что часто при выборе места для занятий клиенты ориентируются даже не на характеристики самого фитнес-клуба, а на профессионализм инструктора. Лариса Кашкевич: «Люди идут заниматься именно к инструктору. Хороший тренер в случае ухода из фитнес-центра может увести большую часть клиентов с собой. Но вопрос в том, куда он уйдет. Ведь на асфальте он денег точно не заработает. Поэтому текучка кадров у нас небольшая».
Отсутствие инвесторов останавливает федеральную фитнес-экспансию
Эксперты уверены: в ближайшие годы местный рынок фитнес-центров будет насыщаться. Рост могут обеспечить как крупные комплексы, так и небольшие клубы.

Дмитрий Егоров: «Если заглянуть в городские планы по строительству, можно увидеть, что уже отведены земли под 10-15 крупных фитнес-центров. Но нельзя прогнозировать, через какое время они будут введены в эксплуатацию, потому что строительство подобного комплекса с нуля — хлопотное и дорогое дело». Г-н Егоров считает, что местный рынок ждет процесс укрупнения: большие заведения будут постепенно вытеснять маленькие фитнес-клубы. С ним не соглашается Юлия Кох: «Опыт других городов доказывает, что сохраняются фитнес-заведения разных форматов. Небольшие клубы будут выживать за счет высокого профессионального уровня инструкторов и при условии хороших технических возможностей».

Эксперты не исключают возможность появления в Красноярске крупных фитнес-центров под федеральными брендами. Заинтересованность в нашем регионе проявляют такие крупные российские сети, как World Class и «Страта Партнерс» (бренды Orange Fitness и City Fitness). По словам генерального директора «Страта Партнерс» АНАСТАСИИ ЮСИНОЙ, компания готова работать в Красноярске по франчайзингу.

Местные игроки считают, что появление в нашем городе федералов «спотыкается» об отсутствие инвесторов. «Красноярск готов к появлению федеральных проектов World Class или «Планета Фитнес». Но другой вопрос — насколько готовы инвесторы. Здесь все зависит от них», — уверена Лариса Кашкевич.

Заинтересованность в развитии своей фитнес-сети в нашем городе подтвердил и руководитель департамента развития сетей World Class и «ФизКульт» ДМИТРИЙ КОРОБЕЙКИН: «Мы хорошо знаем рынок Красноярска и даже проводили здесь одну из региональных конвенций. Как только мы найдем перспективных и стабильных партнеров для организации фитнес-клуба, тотчас же приступим к реализации наших планов».

детали
Минимальная сумма инвестиций для открытия фитнес-клуба — около 500 тыс. руб.

Чтобы открыть небольшой фитнес-клуб (общей площадью 150-200 кв. м), нужно:

  • eжемесячная аренда помещения — от 60-80 тыс. руб.
  • ремонт зала — от 150 тыс. руб.
  • оборудование (степ-платформы, коврики, зеркала и пр.) — от 150 тыс. руб.
  • рекламная кампания — 30-50 тыс.
  • зарплата инструкторам (минимум 5 человек) — 30-40 тыс. в месяц.