Меню

Обзор ДК: Продовольственный ритейл

эксперты Татьяна Андрюхова управляющий менеджер торгового дома «Орлан» Олег Высоцкий управляющий сетью «Пятерочка» Марина Киселева руководитель PR-департамента компании «Патэрсон» Эльвира Манак

До 2006 г. красноярский продовольственный ритейл формировался в основном за счет местных компаний. В этом году в город пришла «Пятерочка», другие федеральные «монстры» заявили о своих планах экспансии. В ближайшие два года столичные гости намерены серьезно перекроить местный рынок. Старожилы к такому раскладу уже готовятся: строят «броню» из собственных торговых марок (private label, ), расширяют сети, ищут новые перспективные ниши.

эксперты
Татьяна Андрюхова управляющий менеджер торгового дома «Орлан»
Олег Высоцкий управляющий сетью «Пятерочка»
Марина Киселева руководитель PR-департамента компании «Патэрсон»
Эльвира Манакова директор управляющей компании «Каравай»
Алексей Подсохин президент компании «АЛПИ»
Олег Сипетый генеральный директор сети супермаркетов «Командор»

К расноярский рынок продовольственного ритейла — уникальное явление в России. До недавнего времени здесь правили бал только местные сети. Единственным федералом был «Рамстор» (работает в городе с 2003 г.), но турецкому оператору так и не удалось захватить существенную долю рынка. Взрыв интереса к нашему городу случился в этом году. Сразу шесть столичных игроков заявили, что готовы зайти в Красноярск. ОЛЕГ СИПЕТЫЙ, генеральный директор сети супермаркетов «Командор»: «Я думаю, до октября 2007 года местные компании еще будут почивать на лаврах. Но к концу года конкуренция резко усилится. К этому сроку федеральные сети должны запустить все свои проекты».

Рынок насыщен всего наполовину
По данным Росстата, Красноярский край занимает в СФО первое место по обороту розничной торговли на душу населения: в 2005 г. он составил 74,5 тыс. руб. Это в несколько раз превышает показатели других городов-миллионников Сибири — Новосибирска и Омска. По словам директора управляющей компании «Каравай» ЭЛЬВИРЫ МАНАКОВОЙ, рынок продовольственного ритейла за последние два года прирастает примерно на 20-25%: «Интересно, что эта динамика — средняя по России. Например, в центральной части страны примерно такие же цифры, они могут быть выше наших лишь на несколько процентов».
По данным управления продовольст­венных ресурсов, торговли и услуг, на 1 января 2006 г. в городе работало около 30 продовольственных сетей. Лидирующие позиции по количеству точек занимают четыре компании: «Каравай», «Командор», «Красный Яр» и «АЛПИ». Олег Сипетый отметил, что на долю лидеров приходится около трети рынка. Вслед за крупными сетями идут «середняки»: «Десятка», «Орлан», «Парус» и «Елисеевский» (см. «Детали»). Общую емкость рынка г-н Сипетый оценил примерно в 3 млрд руб. в месяц. По мнению игроков, рентабельность бизнеса составляет около 10%.
Эльвира Манакова отмечает, что на сегодняшний день местный рынок продовольственного ритейла переформатировался: «Еще несколько лет назад все называли свои магазины «супермаркетами». В этом году игроки четко определились с форматами. Например, «АЛПИ» работает в нише гипермаркетов, мы разрабатываем формат «магазин у дома».
В этом году самым бурно развивающимся форматом был гипермаркет. По данным департамента продовольст­венных ресурсов, торговли и услуг, в 2005 г. в городе было запущено семь гипермаркетов. Все они открыты компанией «АЛПИ». Олег Сипетый: «В этом плане Красноярск — уникальный город. Ни в одном регионе России нет такого огромного количества гипермаркетов. Причем, если планы федеральных сетей реализуются, число магазинов именно такого формата увеличится как минимум в два раза».
Несмотря на быстрое развитие рынка, эксперты отмечают, что о его полном насыщении говорить пока рано. ТАТЬЯНА АНДРЮХОВА, управляющий менеджер торгового дома «Орлан»: «На мой взгляд, рынок наполнен всего на 50%. Все основные магазины сосредоточены в цент­ральных районах города: Взлетка, Северный, центр. На окраине, на правом берегу торговых точек мало».
Федеральная экспансия началась с «Пятерочки»
Ненасыщенность местного рынка прод­ритейла манит на него федералов. Только осенью этого года о своем интересе к Красноярску заявили «Патэрсон», «Доринда» (владеет сетью супермаркетов «Окей»), «Метро Кэш энд Керри», «Мосмарт»). А в конце прошлого года свои намерения освоить Сибирь огласили «Пятерочка» и «Седьмой континент». ОЛЕГ ВЫСОЦКИЙ, управляющий сетью «Пятерочка»: «В Красноярске рынок продовольственного ритейла пока мало насыщен. Особенно в формате «мягкий дискаунтер», с которым мы появились в городе».
Федеральные ритейлеры отмечают, что зашли бы на местный рынок еще два–три года назад. Однако процесс тормозили проблемы с логистикой. МАРИНА КИСЕЛЕВА, руководитель PR-департамента компании «Патэрсон»: «Все крупные федеральные сети заинтересованы работой в Красноярске. Но здесь мы сталкиваемся с проблемой поставки товара по выгодным ценам. Из-за дорогой логистики наш продукт получается в несколько раз дороже того, что предлагают местные сети. В такой ситуации конкурировать сложно». Г-жа Киселева добавляет, что для многих столичных ритейлеров решение проблемы с логистикой — поиск партнера на месте и работа по франшизе: «Сейчас мы ведем поиски франчайзи в Красноярском крае». По такому же пути пошла «Пятерочка». Ее франчайзи в Красноярске стала компания «Алькор». Олег Высоцкий: «Стоимость франшизы для наших партнеров составила $1 млн роялти — от 1,9% от совокупного товарооборота красноярской сети». Пока это единственный федеральный ритейлер, чьи планы реализовались уже в этом году. Первый магазин под брендом «Пятерочка» открылся в конце июня. Сейчас, по словам руководства компании, в городе работают семь магазинов. До конца года планируется довести сеть до 15 точек.
Остальные столичные гости, развивающие бизнес в регионах самостоятельно, сейчас в поисках площадок для своих сетей. Татьяна Андрюхова: «Найти хорошее место в городе без помощи местных парт­неров и понимания рынка очень сложно. Все самые перспективные площадки уже разобраны». Большинство москвичей присмотрело места в новых торгово-развлекательных комплексах (ТРК). Так, «Седьмой континент» выкупил помещение в 10 тыс. кв. м в ТРК «Огни». По данным «ДК», в ТРК «Планета» (возводит «Рос­ЕвроДевелопмент») обоснуется сеть «Мосмарт». А «Метро Кэш энд Керри» ищет площадку для строительства соб­ственного помещения. Начать его компания планирует в 2007 г., к началу 2008 г. объект должен заработать.
Местный ритейл обороняется с помощью private label
Местные компании отреагировали на массированную атаку федералов. В этом году красноярские ритейлеры начали укреплять тылы, создавая private label. АЛЕКСЕЙ ПОДСОХИН, президент компании «АЛПИ»: «Еще два года назад об этом никто и не думал. Сейчас же, когда городом заинтересовались федеральные и транснациональные продовольственные сети, стало понятно: чтобы конкурировать с ними на равных, нужны собственные торговые марки». Участники рынка отмечают: СТМ дает им возможность продавать товар на 15-20% дешевле, чем аналогичный брендированный продукт, и экономить на рекламе. Эльвира Манакова: «Один из способов обезопасить себя от конкуренции со стороны крупных федеральных сетей — создание собственной торговой марки. Мы вводим private label в разных ценовых категориях и под разными названиями. Потребитель знает и любит именно наш продукт. Важно учитывать, что мы имеем опыт работы по созданию СТМ уже более двух лет, а многие даже столичные сети только начинают осваивать private label». В апреле этого года private label ввела компания «Сибирская губерния» («АЛПИ»), расширила линейку СТМ сеть «Каравай» (см. «ДК» № 7 (32) за 24 апреля 2006 г.). Алексей Подсохин: «Сначала доля СТМ в общем товарообороте сети была 23%. Сейчас она достигает примерно 45%. И мы будем увеличивать ее и далее».
Крупные игроки, которые пока еще активно не внедрили private label, об этом серьезно задумались. Олег Сипетый: «В условиях усилившейся конкуренции мы обязательно будем создавать собственные торговые марки. Как раз сейчас их разрабатываем. И я надеюсь, что к февралю мы их запустим. Причем будем продвигать не бренд «Командор» — придумаем другое название».
Красноярские компании строят региональные сети
Алексей Подсохин уверен: уберечься от федералов только при помощи частных торговых марок нельзя: «Задавить» развивающуюся сеть очень сложно. Поэтому мы стараемся расти еще и экстенсивно — идти в другие регионы, строить сеть в крае». В этом году «АЛПИ» открыла свои гипермаркеты в Новосибирске, Кемеровской области, Хакасии, городах края — Лесосибирске, Железногорске. Только в строительство сети компания вложила 6,3 млрд руб. В планах «АЛПИ» на следующий год — завоевание Томска, Тюмени и Алтая. Алексей Подсохин: «В частности, в Томской области мы хотим открыть около семи магазинов». Закрепляется в крае и другая местная сеть — «Каравай». Эльвира Манакова: «Нам интересен краевой рынок. Мы будем его осваивать, причем строить магазины даже в небольших районах. «Каравай» уже работает в Дивногорске, скоро открывается в Ачинске, в ближайших планах — Ермаковский район».
Местные сети, у которых недостаточно средств для экстенсивного развития, осваивают малопривлекательные для федералов ниши. Эксперты единодушны: такой нишей для Красноярска стал формат «магазин у дома». Олег Сипетый: «Для многих сетей формат «магазин у дома» привлекателен как раз потому, что не занят. Все столичные компании объявляют о строительстве в городе огромных гипермаркетов. В этом случае небольшим сетям остается закрепиться в формате «магазин у дома». По этому пути пошли «Орлан», «Люкс», «Парус» и т. д. Татьяна Андрюхова: «Чем может выиграть небольшая местная сеть у столичных игроков? Только хорошим знанием своего клиента. А это возможно только в формате «магазин у дома». В ноябре «Орлан» запустил первый магазин подобного формата с ассортиментным рядом около 5 тыс. наименований.
Первыми с рынка уйдут «одиночки»
Эксперты уверены: даже тщательная предварительная подготовка к приходу иногородных ритейлеров не гарантирует местным сетям сохранения монополии. По прогнозам Олега Сипетого, уже к 2008 г. местный рынок продовольственного ритейла будет поделен между красноярскими и столичными компаниями: «Это произойдет, если все декларируемые планы осуществятся. Думаю, при этом доходность бизнеса упадет и местным ритейлерам придется туго». Г-н Сипетый добавил, что, когда реализуются все проекты федералов, рынок насытится и кто-то будет вынужден с него уйти: «Не надо забывать и о том, что наращивать «мускулы» будут старожилы рынка. Уже в этом году многие заявили об утроении своих сетей». Еще один магазин в Красноярске будет строить «Рамстор» (см. №9 (34) от 22 мая 2006 г.). Есть планы по расширению сети в Красноярске у «Командора», «Каравая» и «АЛПИ».
Участники рынка резюмируют: первыми жертвами такой гонки падут одиночные проекты. Татьяна Андрюхова: «Несетевым магазинам бороться с федералами будет сложнее. Думаю, им придется либо примыкать к какому-либо ритейлеру, либо уходить с рынка».

Private label («частная марка» или «собственная торговая марка», СТМ) — маркетинговый прием, используемый розничными сетями. В качестве private label могут использоваться собственное имя сети или любое другое название — в этом случае на упаковке указывается, что продукция произведена специально для данного ритейлера. Особенность приема в том, что потребитель может приобрести продукты под СТМ сети только в определенных магазинах.

детали
Супермаркет окупается за пять лет
Открыть супермаркет средней ценовой категории (400 кв. м):

Оснастить торговым оборудованием — 3,5–3,85 млн руб.

Арендовать помещение — 800–1400 руб. за кв. м в центре города.

Выкупать помещение — 100 тыс. руб. за кв. м.

Окупаемость — 3–5 лет

Необходимый ассортимент — 5–10 тыс. наименований.
Источник: «Русский проект», АН «Посад», «ДК».