Меню

Обзор ДК: Производители и установщики светопрозрачных конструкций

эксперты Валерий Богомаз директор компании «Окно» Игорь Викулов директор по продажам компании «Аркада» Олег Дударенко директор ассоциации производителей алюминиевых конструкций «АЛСТАР»

Конкуренция на красноярском оконном рынке переместилась из ценовой плоскости в маркетинговую. Компании готовы платить большие деньги за то, чтобы быть замеченными потребителем. Рентабельность бизнеса снижается, и он уже не привлекает многочисленных новичков. Тем не менее, у рынка есть ресурсы для роста, который продлится еще 2-3 года.

эксперты

Валерий Богомаз
директор компании «Окно»
Игорь Викулов
директор по продажам компании «Аркада»
Олег Дударенко
директор ассоциации производителей алюминиевых конструкций «АЛСТАР»
Владимир Сербин
заведующий лабораторией теплофизики и ограждающих конструкций ОАО «Красноярский промстрой­НИИпроект»
Александр Скобарев
генеральный директор компании «БФК-Енисей»
Юрий Стоян
директор АНО «Красноярскстрой­сертификация»
Игорь Хиврич
заместитель директора компании «ДАК»
Виктор Шалыгин
руководитель ГК BNW
Дмитрий Юрьев
генеральный директор компании «Новые окна»

Поданным ассоциации производителей энергоэффективных окон (АПРОК), емкость «оконного» сегмента отечественного строительного рынка в 2005 г. составила около $5 млрд. Рынок вырос примерно на 30%, наибольший потребительский спрос вызывали светопрозрачные конструкции из пластика.
Красноярские оконщики говорят о тех же показателях роста — 25-30% за год. По оценке генерального директора компании «БФК-Енисей» Александра Скобарева, емкость рынка светопрозрачных конструкций в 2005 г. в Красноярске составила около 700-900 тыс. кв. м. Исходя из средней площади изделия, равной 2,2 кв.м, в течение года было установлено около 320-400 тыс. новых окон. Цена на них за это время не изменилась, оставшись на уровне 10 тыс. руб. Следовательно, на рассматриваемом рынке в 2005 г. было сосредоточено не менее $100-130 млн.

Новичков на рынке стало меньше
Большая часть компаний на красноярском рынке светопрозрачных конструкций — около 80% — использует в работе ПВХ-профиль. Интерес к производству пластиковых окон связан с высоким спросом на эту продукцию, получившую среди оконщиков название «народной». Кроме того, здесь самая простая из оконных технология производства и невысокий порог вхождения в бизнес. За несколько десятков тысяч долларов можно купить хорошую сборочную линию мощностью 10-15 окон за смену. Вход в монтажный бизнес и того дешевле: офис, автомобиль и бригада монтажников.
Среди лидеров в этом сегменте эксперты называют ПГ «БФК-Енисей», ПЦ «Окно», ГК BNW. Первой тройке принадлежит около половины рынка. Следом за ними идет плотная группа из 7-10 компаний: «Пластика», «Новые окна», «Баварские окна», «Орлан плюс» и др. Это производители, они работают круглый год, в отличие от многочисленных дилеров. По оценке директора компании «Новые окна» Дмитрия Юрьева, более 50% участников рынка — дилеры, которые занимаются продажей и установкой готовых изделий. Такие фирмы, как правило, функционируют только в сезон — с середины весны до середины осени, зимой они чаще всего уходят с рынка.
Директор по продажам компании «Аркада» Игорь Викулов полагает, что количество игроков в сегменте деревянных окон на протяжении последних лет не меняется. В этой нише работают около 10 компаний, в пик летнего спроса создается несколько мелких сезонных бригад. Основную долю рынка, по оценке г-на Викулова, держат 4 крупных игрока: «ДОЗ 2 и К», «Совершенные системы», «Аркада», «Сиблесиндустрия». Сложная технология производства продукции и высокая цена на готовое окно (примерно на 30-70% дороже пластикового) не привлекают новичков на «деревянный» рынок.
В самом молодом, фасадном, сегменте конкурируют около десятка компаний. Как рассказал «ДК» директор ассоциации производителей алюминиевых конструкций «АЛСТАР» Олег Дударенко, в 2005 г. тенденция остекления фасадов вышла за пределы столицы в регионы. «Ниша стеклянных фасадов, я считаю, очень перспективна. Посмотрите на европейские города — они все стоят в стекле. В России этот рынок пока никто серьезно не мониторит, но то, что он растет в геометрической прогрессии, видно и без специальных исследований», — уверен г-н Дударенко. А в компании «ДАК» заявляют о росте объема заказов в течение последнего года более чем в 4 раза.
Игорь Хиврич, заместитель директора компании «ДАК»: «Выйти на этот рынок в Красноярске пытаются многие. Предлагают сделать фасад большого здания, а на деле — не получается. Этот вид остекления довольно серьезен. Например, здесь надо иметь свое конструкторское бюро. Не каждой фирме такое под силу». К ведущим игрокам эксперты отнесли компании «Окно», «ДАК», «Анкор-М», «Витраж Сервис».
Резюмируя структурную характеристику рынка, директор АНО «Красноярскстройсертификация» Юрий Стоян отметил, что в 2005 г., впервые за последние 3-4 года, в местном оконном бизнесе наблюдалась стабилизация количества игроков. «Я оцениваю рост числа участников примерно в 10%, тогда как раньше в этот сегмент было настоящее паломничество. В «урожайные» годы количество новичков доходило до 50%», — говорит г-н Стоян. Например, за 2004 год рынок вырос со 100 компаний до 140. Сегодня же производителей и установщиков светопрозрачных конструкций в Красноярске, по разным оценкам экспертов, от 150 до 170.
Рентабельность бизнеса за год сократилась на треть
Завершение «паломничества на рынок» эксперты связывают с падением финансовой привлекательности этого бизнеса. Александр Скобарев: «Рентабельность падает однозначно. Рост себестоимости продукции за прошлый год составил 3-5% — для оконщиков это очень много».
По словам г-на Скобарева, доходность оконного бизнеса с 12-15% в прошлом году снизилась до 8-10% в 2006-м. Одна из основных причин — подорожание комплектующих. Например, только с начала этого года цена на ПВХ выросла на 10-30%, стоимость стекла поднялась на 6%, фурнитуры — на 2%. На 5-10% ежегодно индексируется заработная плата сотрудников, подорожали аренда помещений, энергоносители, ГСМ. Цена же готовой продукции не изменилась. Причем не меняется она у красноярских оконщиков на протяжении уже почти трех лет.
«Конкуренция на рынке настолько жесткая, что повышение стоимости готового изделия сразу резко снижает объемы продаж», — говорит Дмитрий Юрьев. Удержаться можно только за счет увеличения объемов производства или агрессивной маркетинговой политики. «Чтобы «Новым окнам» сохранить тот же уровень доходов, что и в прошлом году, пришлось увеличить объем производства примерно на 25-30%», — рассказал г-н Юрьев.
В компании BNW видят и другой способ поддержания доходности бизнеса — за счет оптимизации расходов. Виктор Шалыгин, руководитель ГК BNW: «Мы перестали «кормить» посредников. Теперь выстраиваем отношения со всеми производителями материалов и комплектующих напрямую. Кроме того, благодаря большим объемам закупок и давним партнерским отношениям с производителями, договариваемся о скидках».
По прогнозам Александра Скобарева, тенденция падения рентабельности в ближайшие годы сохранится. Производители материалов, к которым многочисленные оконщики в разгар сезона выстраиваются в очередь, и дальше будут повышать цену на продукцию. «Думаю, через пару лет рентабельность опустится до общемировых показателей в этом бизнесе — 6-8%», — заключил г-н Скобарев.
Рекламные бюджеты оконщиков выросли в пять раз
Наиболее жесткая конкуренция, по мнению директора компании «Окно» Валерия Богомаза, сейчас разворачивается на вторичном рынке. В сегменте частного заказчика лидирует тот, кто ведет агрессивную маркетинговую политику — предлагает различные акции и активно их рекламирует. «По всем каналам через каждые полчаса — «БФК», через час — BNW, а между ними еще десяток-другой компаний. Самому уже надоело это слушать, но умом понимаю: иначе им рынок не удержать», — говорит г-н Богомаз.
Оконщики, наводнившие СМИ роликами и макетами, признают, что таких рекламных бюджетов, как в этом году, у них еще не было. По словам одного из участников рынка, если раньше на рекламу оконщики тратили 2-3% от объема продаж, и этого хватало, то сейчас эта строка расходов доходит уже до 10% от оборота.
«Такого засилья оконной рекламы я не помню», — соглашается руководитель «БФК-Енисей». Александр Скобарев уверен, что столь жесткая игра на вторичном рынке стоит свеч: его емкость составляет около 85-90% от всего рынка конструкций из ПВХ, к тому же этот сегмент имеет высокий потенциал для роста. По оценке экспертов, на «вторичке» сейчас заменено не более 20% окон.
Игрокам корпоративного сегмента пока нет необходимости напирать на маркетинг. Застройщики, как правило, устраивают закрытые тендеры, собирая предложения практически от всех производителей. Выбирают чаще всего тех, кто соглашается работать по минимальным ценам. О высоком качестве окон и монтажа в этой ситуации говорить не приходится. Хотя, считает г-н Богомаз, в этом году на рынке наметились положительные изменения: «Корпоративные заказчики «наметались» между недорогими предложениями и теперь ищут варианты, где оптимально сочетаются цена и качество. Ко мне в этом году пришли «Сибиряк», «Енисейлесстрой», «Союз». Изначально же они выбирали где подешевле».
Производители деревянных окон также отметили сдвиг предпочтений корпоративных клиентов. Игорь Викулов: «Застройщики в нише элитного жилья, например, «Монолитхолдинг», «ДСК», переходят с пластика на дерево. Кроме того, растет спрос на деревянные окна со стороны строителей коттеджных поселков».
Конкурентов может объединить борьба за качество
По словам Юрия Стояна, серьезное позитивное изменение, произошедшее на рынке за последний год, — улучшение качества предлагаемой продукции. Компании начинают внедрять современные теплосберегающие технологии. Например, «БФК-Енисей» предлагает заполнение стеклопакета криптоном, BNW использует стеклопакеты с топ-покрытием, «Сибирская стекольная компания» применила TPS-технологию, направленную на снижение эффекта обмерзания.
Кроме того, как утверждает г-н Стоян, в этом году сами игроки обозначили ключевую проблему окон ПВХ — воздухообмен. Руководители крупных компаний заговорили о необходимости решений, позволяющих обеспечить вентиляцию в помещениях, полностью герметизированных пластиковыми оконными конструкциями. По мнению заведующего лабораторией теплофизики и ограждающих конструкций ОАО «Красноярский промстройНИИпроект» ВЛАДИМИРА СЕРБИНА, говорить о серьезных сдвигах в вопросе качества еще рано: «Формулируют проблемы пока лишь лидеры рынка. В основной же массе оконщики не хотят перемен. Прежде всего потому, что новшества ведут к повышению себестоимости продукции».
Эксперты надеются, что именно проблема качества все же сможет объединить участников рынка, на сегодняшний день абсолютно разрозненных, «злейших друзей». Пока же в Красноярске нет профессионального объединения оконных компаний. Шаг навстречу оконщикам в этом году был сделан Союзом строителей, при котором появилась секция фасадного остекления. Но это объединение, по словам г-на Богомаза, пока носит формальный характер.
По прогнозам оконщиков, рост рынка продлится еще 2-3 года. Серьезно стимулировать его будут различные кредитные программы. По мнению большинства игроков, уже с 2007 года темпы роста замедлятся и составят не более 15-20%.