Меню

Обзор ДК: Строительный ритейл

экспертыОлег Аганин директор ТК «SimSimстрой»Александр Василовский генеральный директор ГК «Скит»Юрий Катюшин директор компании «Блейхерт»Оксана Малюх руководитель коммерческого отдела компании

Стабильное спокойствие на рынке строительного ритейла Красноярска обманчиво: в отдельных сегментах существенно падает рентабельность, а вместо федеральных сетей, которых уже не один год ждут местные игроки, приходят региональные компании с очень серьезными аппетитами.

эксперты
Олег Аганин
директор ТК «SimSimстрой»
Александр Василовский
генеральный директор ГК «Скит»
Юрий Катюшин
директор компании «Блейхерт»
Оксана Малюх
руководитель коммерческого отдела компании «Элитстрой»
Сергей Нечаев
финансовый директор холдинговой компании «Домоцентр»
Виктор Савченко
генеральный директор компании «Формика»
Татьяна Тиньгаева
ведущий сотрудник отдела маркетинга компании «Пилон»

Как свидетельствуют данные аналитиков новосибирской компании «Домоцентр», объем рынка строительных материалов в России составляет порядка $8 млрд, из которых 20% приходится на столичный рынок. При этом сегмент стройритейла очень узкий — строительный ритейл составляет только 5% от общего товарооборота розничной торговли. Финансовый директор компании «Домоцентр» СЕРГЕЙ НЕЧАЕВ оценил его емкость в Красноярском крае на уровне $100 млн в год, что несколько больше, чем в Новосибирской области. Местные эксперты считают, что этот показатель выше: в компании «Пилон» полагают, что объем красноярского рынка отделочных материалов в 2007 г. превысит $230 млн. По разным данным, процент прироста составляет от 20 до 40% ежегодно.

Рынок держат 10 компаний
По оценке большинства опрошенных «ДК» экспертов, сейчас на местном рынке строительного ритейла действуют порядка 100 компаний, около 10 из них — крупные. В общей сложности лидеры занимают порядка 70% рынка, но ни одна фирма не имеет более 10%. Для сравнения: в соседнем Новосибирске компания «Домоцентр», по ее собственной оценке, держит около 40%. В Красноярске же олигополия: крупнейший местный игрок ГК «Скит» имеет не более 20% рынка. Точно оценить долю ГК «Скит» ее генеральный директор АЛЕКСАНДР ВАСИЛОВСКИЙ затруднился. Эксперты уточняют, что такая ситуация характерна для компаний-универсалов. В узких сегментах — сантехники, кафеля и др. — доли лидеров более существенны. Например, в «Элитстрое» заявили, что их предприятию принадлежит около 40% местного «кафельного» рынка.
Количество заметных игроков здесь стабильно. Из серьезных новичков, появившихся в текущем году, эксперты назвали «SimSimстрой». Директор ТК «SimSimстрой» ОЛЕГ АГАНИН, ранее занимавшийся сотовым ритейлом, так объясняет причину выхода именно в этот сектор: «Сотовый ритейл из-за чрезмерной конкуренции начал стагнировать. Мы проанализировали все растущие рынки и приняли решение попробовать себя в продаже отделочных материалов. Во-первых, у нас имеются достаточно большие торговые площади, во-вторых, все, что связано со строительством и ремонтом, по нашим прогнозам, будет интенсивно развиваться как минимум еще лет 8-10». В ближайшие 3-4 года компания планирует освоить порядка 10% рынка, при этом в ее планах сосредоточиться на одном из сегментов отрасли строительных материалов.
Рентабельность бизнеса стремится к европейским показателям
Александр Василовский считает, что массово этот бизнес не привлекает новичков из-за его падающей доходности. «Тенденции рынка ясны – это снижение доходности - снижение маржинального дохода и рентабельности от оборота, - поясняет эксперт. - Через 2-3 года доходность будет на европейском уровне – 3 %. Если раньше бизнес окупался за 2-3 года, то сейчас – за 7 лет. А послезавтра – за 10-12. Чудес на свете не бывает. Издержки растут быстрее чем маржа. Через 3-4 года рынок будет не столь привлекателен для игроков», — резюмировал г-н Василовский.
Участники рынка подчеркивают, что рентабельность этого бизнеса зависит и от сегмента, выбранного компанией. Руководитель коммерческого отдела «ЭлитСтрой» ОКСАНА МАЛЮХ считает, что снижение прибыльности — характерная тенденция для всех компаний-универсалов, специализированным же фирмам удается удерживать ее на прежнем уровне. «В нашем сегменте рентабельность стабильная», — говорит г-жа Малюх.
Дизайнерские мастерские подстегнули спрос на дорогие материалы
В последнее время на рынке существенно упал спрос на дешевые отделочные материалы — таково мнение экспертов. Значительная часть потребителей теряет интерес к товару нижнего ценового сегмента, многие стремятся покупать продукцию иностранных производителей, которая дороже и долговечнее отечественной. В этой группе представлены те, кто приобрел новое жилье и пытается сделать все качественно: берут кредит и делают ремонт не одномоментно, а за два-три года.
На рынке также четко выделились потребители строительных материалов премиального сегмента. По свидетельству специалистов, такие клиенты обычно занимаются отделкой не самостоятельно, а прибегают к услугам дизайнеров. «Для такого потребителя ремонт ванной комнаты в пределах 100 тыс. — очень дешево», — говорит Оксана Малюх. Директор компании «Блейхерт» ЮРИЙ КАТЮШИН подтверждает тенденцию: «За последние два года в продаже появилось много очень дорогих и качественных отделочных материалов».
Значительный рост второй категории потребителей эксперты связывают с увеличением в Красноярске количества дизайнерских агентств. «30% продаж в нашей компании делается дизайнерами», — рассказала Оксана Малюх. Сейчас, отмечает эксперт, в Красноярске есть компании, которые специализируются только на этой категории потребителей.
«Все, что в промежутке между двумя заявленными сегментами, продается меньшими объемами», — делится своими наблюдениями г-жа Малюх.
При этом, как считает генеральный директор компании «Формика» ВИКТОР САВЧЕНКО, стабильно высоким спросом пользуется стоящая особняком продукция из Китая. Это касается как сантехники, так и строительных и отделочных материалов: фактически каждая фирма предлагает как минимум несколько позиций этой страны-производителя. Г-н Савченко отмечает: «Все больше и больше контрафактной продукции идет из Китая, она не обеспечена сертификатами и не отвечает строительным нормативам. Как правило, это отдельные товарные категории: подвесные потолки, теплоизоляция, стекло-магниевый лист Из-за этого у нас, как официальных дилеров ряда производителей, уменьшается объем продаж».
Александр Василовский уверен, что априори считать всю китайскую продукцию низкокачественной необоснованно: «Все китайские товары — нормального качества, но только в пределах своих ценовых границ».
Местные сети присматриваются к соседним рынкам
Тесная конкуренция в сегментах универсальных и специализированных сетей заставляет расширять территории присутствия — крупнейшие местные сети планируют идти в регионы, утверждают эксперты. «Красноярский край не единственный наш интерес, и ему уделяется не все наше внимание, — говорит г-н Василовский. — Сегодня мы работаем в Кемеровской области и в Хакасии, строим объекты в Иркутской области и намерены продвигаться дальше». В этом году компания откроет два магазина в Красноярске, один из них — рядом с ТРК «Планета», торговая площадь 9000 кв. м. Второй расположится на Семафорной, его торговая площадь составит 5000 кв. м. «Перед нами стоит задача — за 4 года построить 20 гипермаркетов», — заявил Александр Василовский.
«Скит» не единственная компания, выходящая за пределы Красноярска. По словам Оксаны Малюх, в конце лета «Элитстрой» открывает магазин в Новосибирске.
Для оптовиков эта потребность пока не актуальна. В фирме «Пилон» сомневаются в целесообразности выхода на федеральный уровень: наши фирмы, конечно, могут заполнить город, край и прилежащие регионы — но это будут только отдельные предложения по отдельным продуктам.
Вместе с тем в Красноярск приходят региональные участники этого рынка. Так, во второй половине 2007 г. компания «Домоцентр» открывает в городе филиал, который будет заниматься оптом. Сергей Нечаев: «Параллельно мы ищем помещение под розничный магазин, но в этом году мы его вряд ли откроем». Сроки открытия магазина зависят от того, сможет ли «Домоцентр» найти подходящее помещение под розничную точку: если это удастся, то она откроется в 2008 г., а если компания сможет приобрести только земельный участок — не раньше 2009 г. «Мы пришли в Красноярск «на разведку», — говорит Сергей Нечаев. Красноярск не единственный город, который планируют освоить в «Домоцентре», в проектах — Омск и Иркутск. В целом до 2011 года планируется открыть в Сибирском федеральном округе еще порядка 15 магазинов и занять 30% рынка всего региона.
Федералам негде строиться
Однако крупные федеральные сети не спешат осваивать рынок строительного ритейла в нашем городе. Пока они готовы войти только в оптовый сектор. «Лаверна» вместе с планами открытия магазина под брендом «Санта-Хаус» (сегмент house keeping) предполагает открыть оптовый склад с отдельными товарными группами. Практика Новосибирска, где такая торговая точка компании существует уже достаточно долго, показывает: ждать открытия розничных магазинов рано, возможно, что они вообще никогда не откроются. Оксана Малюх связывает неторопливость федералов в освоении нашего региона с тем, что из-за бурного роста строительного ритейла Москвы компании боятся упустить свою долю в столице. «Там можно очень быстро набирать обороты, а регионы — это всегда затраты. В Москве в ближайшие три года будет идти бурное строительство, и прихода на наш рынок ожидать федеральных игроков, думаю, не стоит». По словам эксперта, единственная цель открытия их филиалов сейчас — обозначить свое присутствие в регионе, о более серьезных планах говорить пока преждевременно.
Еще одну из серьезных причин задержки регионального развития федеральных сетей Александр Василовский обозначает так: «Федералы не могут идти в регионы такими темпами, которые они заявляли. Я вижу три причины: отсутствие земельных участков на потребительских потоках, административный ресурс и сложная логистика». По информации ДК, в мае компанией IKEA была предпринята безуспешная попытка найти подходящий земельный участок под строительство торгового комплекса в Красноярске. На официальный запрос «ДК» в эту компанию, был получен ответ: до 2008 г. появление в Красноярске в планы IKEA не входит.
Показательна позиция крупнейших производителей отделочных материалов. «При выходе на рынок региона крупного федерального игрока они все чаще становятся на сторону местного дилера, предлагая ему более выгодные условия, — говорит ведущий специалист отдела маркетинга компании «Пилон» ТАТЬЯНА ТИНЬГАЕВА. — Это показывает заинтересованность производителей в долгосрочном сотрудничестве со стабильными региональными компаниями».
Изменится и характер конкуренции. Все компании будут делать дополнительные предложения, среди которых услуги дизайнеров, комплектация, доставка грузов по городу и в другие города. При этом большее внимание станет уделяться качеству обслуживания клиентов, компании начнут запускать программы формирования лояльности потребителя. В том числе поменяется и стратегия работы в сегменте b2b: уже сейчас компании начинают внедрять прямые продажи, предлагая продукцию напрямую дизайнерским агентствам. Как отмечают в «Элитстрое», этот способ реализации приносит очень хорошие результаты.
Но местным ритейлерам, по мнению Олега Аганина, осталось работать в таких условиях недолго: «В ближайшие 3-4 года можно будет работать очень эффективно. За это время нужно максимально вырасти и занять сильную позицию на рынке. Со временем к нам зайдут федеральные сети, и тогда цена входа на рынок будет в несколько раз выше сегодняшней».
Возможно, самый большой сюрприз игрокам этого рынка преподнесут не конкуренты из центральных регионов, а само государство. По данным РБК, в июле Министерством юстиции РФ в Госдуму будет вынесен закон о создании автоматизированной учетной системы по типу ЕГАИС. Система должна быть внедрена на фармацевтическом, парфюмерном, рынке строительных материалов и некоторых других. Главной ее целью станет контроль движения товарных групп внутри страны, что должно исключить на территории РФ хождение контрафактной продукции, сейчас составляющую порядка 15% суммарного рыночного оборота. Участники рынка пока относятся к такой перспективе достаточно спокойно, называя появление новой системы учета маловероятным. Тем не менее крупные участники рынка твердо уверены в том, что внедрение подобной системы «вымоет» с рынка недобросоветсные компании, на законопослушных же компаниях это нововведение скажется положительно.