эксперты Алексей Алексеев директор красноярского филиала компании «Экспресс-Курьер» Игорь Барабанов заместитель директора компании «ИЦТ–Красноярск» Владислав Вагнер ведущий специалист п
эксперты
Алексей Алексеев
директор красноярского филиала компании «Экспресс-Курьер»
Игорь Барабанов
заместитель директора компании «ИЦТ–Красноярск»
Владислав Вагнер
ведущий специалист по перевозкам ТЭК «Локомотив-Красноярск»
Владимир Клименков
заместитель начальника управления грузовой и коммерческой работы Енисейского речного пароходства
Валерий Лукиных
генеральный директор Сибирского отделения Международного центра логистики
Василий Потехо
директор компании «Транзит ТК»
Анна Сегренева
PR-менеджер АК «КрасЭйр»
Павел Шокарев
коммерческий директор компании «Евразия Транс Карго»
По мнению заместителя начальника управления грузовой и коммерческой работы Енисейского речного пароходства ВЛАДИМИРА КЛИМЕНКОВА, у Красноярского края есть все предпосылки стать крупным логистическим центром страны. В отличие от западных регионов России, два мощных грузоперевозчика — железнодорожный и речной транспорт — у нас не конкурируют между собой. Водные пути распространены вдоль меридиана (юг-север), а железнодорожные — в широтном направлении (запад-восток). «Казалось бы, есть все условия для создания хорошо отлаженного механизма взаимодействия на пересечениях этих путей. Но найти общий язык участникам рынка не удается. Пока можно говорить лишь о попытках отдельных компаний либо отдельных видов транспорта что-то в этом направлении предпринять», — заявил г-н Клименков. С ним согласен генеральный директор Сибирского отделения Международного центра логистики ВАЛЕРИЙ ЛУКИНЫХ: «Предложение комплексной транспортно-логистической услуги требует интеграции, а в этом отношении в Красноярске «психологическая яма» — участники рынка здесь трудно договариваются о совместных проектах».
Эксперты сошлись в оценке: транспортно-логистический рынок Красноярского края находится в зачаточном состоянии.
«У нас нет ни одной компании, которую в полном смысле можно назвать логистическим провайдером», — говорит г-н Лукиных. И причина здесь не только в неумении договариваться. «В городе слишком мало клиентов, имеющих настолько большие грузообороты, чтобы жизненно нуждаться в комплексной услуге. Складской логистикой местные и приходящие компании также пока предпочитают заниматься самостоятельно. Большинство заказчиков все еще довольствуется доставкой груза из пункта А в пункт В», — так сформулировал еще одну причину «однобокого» развития местного транспортно-логистического рынка коммерческий директор компании «Евразия Транс Карго» ПАВЕЛ ШОКАРЕВ.
В Красноярске развита транспортная составляющая логистики. Перевозка грузов — основная услуга на местном рынке. Ею занимаются более 100 компаний. Достаточно высокая доходность бизнеса, равная, по разным оценкам, 15-20%, привлекает новичков на рынок, особенно в сегмент автомобильных перевозок. «Потрать 200-500 тыс. руб. на покупку фуры — и ты полноправный участник рынка. А если работать на арендованном транспорте, нужно и того меньше — офис да пара сотрудников», — рассказал Павел Шокарев.
По словам экспертов, среди игроков есть как красноярские компании, так и представительства федеральных и транснациональных. Директор компании «Транзит ТК» ВАСИЛИЙ ПОТЕХО оценил, что на долю местных фирм приходится около 60% от всего грузооборота.
Частники занимаются в основном перевозкой товаров народного потребления: продуктов питания, бытовой техники, мебели, отделочных и строительных материалов, корреспонденции, комплектующих, оборудования и т. д. На транспортировке сырья и опасных грузов специализируются перевозчики, основной акционер которых — государство.
Емкость красноярского «грузового» рынка в 2005 г. эксперты оценили примерно в 50 млн тонн.
На северном направлении авиация конкурирует с речным транспортом
В силу географических особенностей региона рынок представлен всеми видами грузоперевозок: авиа, железнодорожные, речные и автомобильные. Выбор того или иного транспорта определяется уровнем тарифов, сроком доставки, спецификой груза.
Самые дорогостоящие и быстрые — авиаперевозки. Крупнейший в этом сегменте перевозчик на местном рынке — компания «КрасЭйр». По словам PR-менеджер АК «КрасЭйр» АННЫ СЕГРЕНЕВОЙ, на долю компании в 2005 г. пришлось 72% грузопотока, отработанного аэропортом Емельяново. Значительную долю на местном грузовом рынке также имеет авиакомпания «Волга-Днепр».
Авиаторы не работают с грузами самостоятельно, их интересы представляют агентства. Генеральным агентом «КрасЭйр» выступает компания «Евразия Транс Карго». Как отметил Павел Шокарев, более 70% клиентов компании — представители частных фирм.
На северном направлении главный конкурент авиации — речной транспорт. Тарифы речников в два-три раза ниже авиа. По словам Владимира Клименкова, Енисейское речное пароходство обеспечивает около 90% грузоперевозок на Север, а на отдельные территории, например, в Эвенкию — до 95-97%.
В ЕРП рассказали, что во время навигации 2006 г. структура перевозок пароходства изменилась. «Наряду с традиционными контрагентами — группой компаний ГМК «Норильский никель», предприятиями лесопромышленного комплекса, администрациями районов края — появились геологоразведочные предприятия и компании, участвующие в федеральных программах по освоению Нижнего Приангарья, Ванкорского месторождения», — сказал г-н Клименков. В целом же в эту навигацию число контрагентов ЕРП возросло с 70 до 80.
На долю других компаний, перевозящих грузы водным транспортом, приходится около 25% . Среди них «Причал», «Транзит-СВ», «ЕнисейТрансСервис», «Орбита-Сибирь».
Клиенты уходят от железнодорожников к дальнобойщикам
В направлении восток-запад усиливается конкуренция между железнодорожными и автоперевозками. По словам ведущего специалиста по перевозкам ТЭК «Локомотив- Красноярск» ВЛАДИСЛАВА ВАГНЕРА, железную дорогу выбирают в основном клиенты, чей груз необходимо перевезти на дальнее расстояние — от 2 тыс. км. Частные железнодорожные перевозчики работают в основном в сегменте почтово-багажных вагонов. В нишу грузовых вагонов решаются идти лишь единицы, так как в ней традиционно сильные позиции имеет естественный монополист — компания «Российские железные дороги» (РЖД).
Василий Потехо назвал красноярский рынок железнодорожных грузоперевозок сформированным. На нем представлены в основном крупные компании, имеющие разветвленные филиальные сети. По мнению Владислава Вагнера, жесткой конкуренции участникам этой транспортной ниши удается избежать за счет специализации: «Каждый из игроков изначально действует на своем направлении. Например, «Транзит ТК» завоевывала рынок Москвы
Тормозит развитие этого сегмента, по словам его участников, жесткая зависимость от РЖД. Василий Потехо: «Правила игры между частными перевозчиками и РЖД по-прежнему остаются размытыми. Статус транспортных компаний не прописан, правила, диктуемые РЖД, постоянно меняются. Например, с сентября-октября они опять повышают тарифы».
Из-за отсутствия гибкой ценовой политики и частой неразберихи со сроками доставки на железнодорожном транспорте клиенты все чаще выбирают автоперевозки. «В этом отношении автомобильный транспорт выгоднее и надежнее», — считает заместитель директора компании «ИЦТ–Красноярск» ИГОРЬ БАрАБАНОВ. По его мнению, в Красноярске крен в сторону автомобильных перевозок создают откровенно бросовые ценовые предложения. «Рынок ломает московский перевозчик. Рентабельность таких перевозок рассчитывается по кругорейсу, поэтому приезжие дальнобойщики могут позволить себе взять попутный груз по низкой цене. Иногда она в разы меньше той, которую предлагают местные автоперевозчики», — говорит г-н Балабанов. Такая ситуация, по словам экспертов, выгодна потребителю, но местным транспортным компаниям она мешает развиваться.
Новые инновационные проекты стимулируют грузооборот
По некоторым оценкам экспертов, объем грузопотока в регионе вырос в 2005 г. на 15-20%. О такой динамике заявили в Енисейском речном пароходстве. Аналогичные показатели роста товаропотока предоставила «ДК» и авиакомпания «КрасЭйр». Перевозчики северного направления связывают положительную динамику прежде всего с началом освоения Нижнего Приангарья и Ванкорского месторождения. «В 2006 году доля перевозок в адрес «Ванкорнефти» в общем объеме грузооборота Енисейского пароходства составила более 10%», — рассказывает Николай Клименков.
Павел Шокарев: «В связи с активной инвестиционной политикой края пошел поток оборудования. К тому же активизировалась деятельность курьерских служб — заметно увеличение деловой переписки, документообмена».
Перевозчики направления восток-запад более сдержаны в оценке положительной динамики грузооборота. «Пока мы резких сдвигов не заметили, но в будущем, я уверен, новые краевые проекты увеличат объемы грузопотока», — заявил Василий Потехо. Кроме того, рост рынка перевозчики этого направления связывают с возможным приходом в регион крупных мировых ритейлеров, таких как OBI, Metro Cash&Carry и др.
Компании стремятся к мультимодальности
Все эксперты отметили развитие сервисной составляющей бизнеса. Компании расширяют спектр услуг, предлагая клиентам упаковку товара, страхование, отслеживание груза в пути, доставку «до двери» и т. д. Потребитель имеет возможность транспортировать многотонный груз, в прямом смысле, не выходя их офиса.
АЛЕКСЕЙ АЛЕКСЕЕВ, директор красноярского филиала компании «Экспресс-Курьер»: «Конкуренты предлагают примерно одинаковые условия по срокам и стоимости доставки, завоевать потребителя можно только лучшим качеством дополнительных услуг и интересным сервисом. К примеру, в нашей компании придумали поздравительную услугу: доставка подарков и цветов в любую точку России в указанный день и час».
Ряд компаний начинают оказывать совсем новые для местного рынка услуги: приемка по количеству, перевалка на буферном складе, распределение и доставка дробных партий, переупаковка. Такие услуги внедряют игроки, занимающиеся построением мультимодальных логистических цепочек. Речь идет о комбинировании различных видов транспорта при перевозке одной партии товара. «Например, крупногабаритный груз выгодно везти поездом или авто до Красноярска, а потом на север отправить авиатранспортом. Появляются потребители, которые ищут наиболее оптимальные логистические цепочки», — говорит Павел Шокарев.
Алексей Алексеев: «Мы постепенно выходим на перевозку грузов любой сложности по мультимодальному принципу. Компания планирует стать полноценным логистическим провайдером».
По мнению руководителя красноярского филиала «Экспресс-Курьера», на данном этапе невыгодно содержать парк собственного транспорта. Наняв частников, можно полностью освободить себя от технических забот и заняться сервисной составляющей.
Идею аренды поддерживает и Василий Потехо: «Сегодня сила компании не в том, что у нее 150 вагонов в собственности, а в дееспособности отделов маркетинга и продаж».
Транспортникам нужен альянс со складами
По мнению Валерия Лукиных, логистическим планам компаний суждено сбыться лишь в случае, если они подтянут к своей мультимодальности складские комплексы. «Исчерпав транспортную услугу, компании будут идти к комплексному подходу. А для этого им необходимо наличие собственных складских помещений или альянсы с владельцами складской недвижимости», — говорит г-н Лукиных.
Ситуацию во многом тормозит отсутствие в городе качественного складского предложения. По оценке некоторых экспертов, обеспечить достойный сервис сейчас могут не более 2% красноярских складов.
Участники рынка уверены: оператор, который первым в Красноярске построит качественный складской комплекс, сразу же получит неоспоримое преимущество перед конкурентами. Такими операторами могут стать крупнейшие российские логистические компании — «Русская логистическая служба» и «Национальная логистическая компания», которые больше года назад заявили о своем интересе к красноярскому рынку. По информации Валерия Лукиных, сейчас эти операторы изучают наш рынок, ведут переговоры с крупными ритейлерами. Как заявили «ДК» в «Национальной логистической компании», она готова прийти в Красноярск «хоть завтра», но только в паре с одним из транснациональных ритейлеров.
Увеличение спроса на комплексные транспортно-логистические услуги, по мнению Игоря Барабанова, возникнет на местном рынке с ужесточением общей конкурентной ситуации. Она заставит компании оптимизировать свои расходы, отдавая непрофильные направления на аутсорсинг. Пока же клиентов, готовых передать управление своими мощными грузопотоками на сторону, лишь единицы.