Меню

Обзор: Фитнес-центры - 28.01.2008

эксперты Александр Казак заместитель директора оздоровительного комплекса «Сокол» Олег Каптелинин директор фитнес-центра Step by step Юлия Качаева директор фитнес-центра «Ривьера» Дмитри

На рынке фитнес-центров (ФЦ) Красноярска наметилась тенденция сегментации потребительской аудитории. В погоне за растущими возможностями и запросами потребителей игроки расширяют спектр услуг. Эксперты считают, что в будущем на рынке резко сократится число дешевых ФЦ.

эксперты

Александр Казак
заместитель директора оздоровительного комплекса «Сокол»
Олег Каптелинин
директор фитнес-центра Step by step
Юлия Качаева
директор фитнес-центра «Ривьера»
Дмитрий Коробейкин
руководитель департамента развития сетей World Class и «Физкульт»
Татьяна Кротова
генеральный директор фитнес-центра Strongo
Василий Пономарев
президент Федерации бодибилдинга и фитнеса Красноярского края
Юлия Пушилина
директор фитнес-центра «Экселент»
 
Поданным директора фитнес-центра «Экселент» ЮЛИИ ПУШИЛИНОЙ, в Америке и Европе ФЦ посещают порядка 30-40% населения, по России цифры намного ниже — всего 3-5%. «В Красноярске фитнесом занимается не более 3% от общего числа горожан», — считает г-жа Пушилина.
 
Красноярский рынок фитнеса не насыщен 

Эксперты затрудняются назвать точное число игроков, работающих сейчас на рынке фитнес-центров Красноярска. По оценке директора фитнес-центра Step by step ОЛЕГА КАПТЕЛИНИНА, на рынке Красноярска представлено порядка трех-пяти десятков фитнес-центров, но большой набор услуг из них готовы предложить не более 20. По словам директора ФЦ «Ривьера» ЮЛИИ КАЧАЕВОЙ, активно присутствуют на рынке около 30 заведений. «Значительная их часть — небольшие фитнес-клубы, арендующие площади в спальных районах города, и предлагают услуги класса «эконом» и «эконом плюс». Крупных игроков, по мнению экспертов, считанные единицы. «Больших по площади клубов premium-класса всего два — это «Экселент» и «ТеннисХолл». Два других крупных комплекса — «Спартак» и «Сокол» — работают в ценовом сегменте «эконом плюс», — рассказала г-жа Качаева.
Эксперты утверждают, что о серьезной конкуренции на местном рынке ФЦ говорить пока не приходится. АЛЕКСАНДР КАЗАК, заместитель директора оздоровительного комплекса «Сокол»: «Не могу сказать, что за минувшие 12 месяцев на местном рынке появились новые крупные игроки, которые осложнили бы конкурентную ситуацию».

При этом фитнесом охвачено не более 20-30% потенциальных клиентов, считают некоторые участники рынка. Причину этого они видят в том, что ФЦ раположены по городу неплотно. Юлия Качаева: «Многие красноярцы могут позволить себе заниматься фитнесом, но у них нет времени, чтобы ездить куда-то, а около дома нет подходящего ФЦ. Например, Академгородок — изолированный район, где существует аудитория с деньгами, но там нет высококлассного ФЦ. А в Новосибирске на один квартал приходится по три таких клуба». 

Причину ненасыщенности рынка ФЦ аналитики видят в высоком пороге вхождения на рынок. Александр Казак: «Открыть фитнес-зал класса «эконом» можно за 700-800 тыс. руб. Нужно снять помещение, сделать небольшой ремонт, купить степы, и уже можно заниматься». Но введение любой дополнительной услуги будет в разы увеличивать стоимость заведения — так, по данным Юлии Качаевой, открытие тренажерного зала среднего уровня обойдется не менее чем в миллион рублей. «А в клубах premium-класса стоимость даже одного тренажера может доходить до 700 тыс. руб.», — рассказала г-жа Качаева. В итоге инвестиции в запуск крупных комплексов с широким набором услуг исчисляются десятками миллионов рублей.

Другая причина, по которой на рынке не появляется новых крупных проектов, — их длительный срок окупаемости. Если небольшой фитнес-зал или студия на арендованных площадях в хорошем районе оправдает вложения за 2-3 года, то срок окупаемости клуба с набором дополнительных услуг — от 3 до 5 лет, крупных ФЦ — 5-7 лет и более. 

Ситуацию резюмирует Юлия Качаева: «Предприниматели города готовы дать максимум три года на окупаемость своего бизнеса. Но за три года ни один ФЦ не окупится. Поэтому желающих купить помещение под ФЦ немного». Эксперты назвали такие показатели рентабельности бизнеса: в низших ценовых сегментах рентабельность близка к 10%, в premium-сегменте выше — 20-25%.

По словам экспертов, показателем успешности фитнес-клуба является заполняемость его площадей: «Считается, что клуб успешен, если на каждый квадратный метр его полезных площадей приходится по человеку. Например, если площадь клуба — 500 квадратов, то в нем должны состоять 500 человек», — рассказала г-жа Пушилина.
 
Растущий спрос подстегивает сегментацию рынка 

Эксперты отмечают: местный рынок ФЦ сегментируется. Эта тенденция, по их мнению, четко прослеживалась в прошедшем году. Юлия Качаева: «Произошло довольно четкое разделение, выделились клубы классов premium, «эконом» и «эконом плюс». Многие фитнес-клубы хотели бы работать в VIP-сегменте, но они пока не дотягивают до заявленного уровня». Но местный рынок, по мнению экспертов, пока незрелый и находится на начальной стадии формирования — например, если сегменты «эконом», «эконом плюс» и premium обозначились на нем довольно четко, то сегмент middle не представлен в Красноярске вообще. Юлия Качаева так сегментирует ФЦ по стоимости услуг: «В эконом-классе месячный абонемент на 8 посещений будет стоить от 500 до 800 руб., в сегменте «эконом плюс» — 1000-1500 руб., в premium-сегменте — от 2500 руб. В секторе от 1500 до 2500 руб. нет ни одного игрока».

Сегментация идет за счет растущих запросов населения — в Красноярске спрос растет на дорогие центры, а в сегменте «эконом» посещаемость начала падать. «Это раньше люди были готовы заниматься в толпе в большом зале, платить за это 500 рублей и оставаться при этом довольными. Сейчас же клиенты хотят получить в комфортных условиях целый комплекс услуг», — отметил Олег Каптелинин. Поэтому многие клубы, которые работали раньше в низшем ценовом сегменте, в погоне за клиентом начинают улучшать свои условия, техническую базу, делать дороже свои услуги и переходят в сегмент «эконом плюс». Александр Казак: «Сейчас люди готовы платить, но не все пока готовы предоставить те услуги, которых хочет потребитель».
 
По оценке Юлии Качаевой, сегмент «эконом плюс» прирос посетителями на 30-40%, premium-сегмент — на 20%. Рост в этих ценовых сегментах обеспечен как оттоком посетителей из фитнес-клубов класса «эконом» (которые за минувший год лишились 20% аудитории), так и появлением новых клиентов — за минувший год рынок прирос ими примерно на треть.
 
По словам Юлии Пушилиной, отношение к фитнесу меняется: «Если раньше фитнес — это был китч, модно, престижно, то сегодня клиенты приходят за конкретными результатами, они стали ценить здоровый образ жизни». По данным экспертов, клиентами ФЦ являются люди с доходом от 15 тыс. руб на человека. 70% аудитории фитнес-клубов, по данным генерального директора фитнес-центра Strongo ТАТЬЯНЫ КРОТОВОЙ, — это женщины.
 
В фитнес-индустрию вовлекаются и новые слои населения. Юлия Пушилина: «Нас посещает все больше семей — это становится семейным досугом. Приходят люди в возрасте 50 лет и старше, и их становится все больше». Во многом это заслуга самих ФЦ, которые стараются подстраиваться под разные целевые аудитории. Например, в ФЦ Strongo детский абонемент на 8 занятий будет стоить примерно на 20% дешевле взрослого.
 
ФЦ Красноярска борются за наполняемость
 
Помимо удовлетворения растущих запросов населения ФЦ постоянно озабочены спадами посещаемости и фактором сезонности. По словам экспертов, это очень нестабильный параметр — например, если в вечерние часы посещаемость может быть близка к 100%, то утром, по словам экспертов, может не дотягивать и до 15%. Поэтому средняя посещаемость за сутки у фитнес-клубов обычно держится на уровне 50-60%.
 
Проблему горячих часов ФЦ решают с помощью ценовой политики. Например, разовое занятие в ОК «Сокол» утром в 2-2,5 раза дороже вечернего. В ФЦ Strongo месячный абонемент на время с 9 до 16 часов будет на 25% дешевле абонемента на время после 16 часов. 

На посещаемость влияет и месторасположение клуба. «Если днем человек пойдет в тот ФЦ, что расположен рядом с его работой, то вечером, вернувшись в свой район, он пойдет скорее всего в ФЦ у дома», — рассказала г-жа Кротова. Поэтому у заведений, расположенных в центре, процент дневных посетителей значительно выше.

На посещаемость заведений, расположенных в центре, по мнению Юлии Пушилиной, влияет и еще один, довольно неожиданный, фактор — напряженная ситуация на дорогах города. «Вместо того чтобы после работы полтора часа через пробки добираться домой, человек лучше сходит за это время в ФЦ рядом с работой и потом уже поедет домой по свободным дорогам», — считает г-жа Пушилина.
 
Посещаемость ФЦ зависит не только от времени суток, но и от времени года. Например, летом, по оценкам экспертов, обороты ФЦ могут уменьшаться даже в пять раз. Отток посетителей из ФЦ Strongo, по данным Татьяны Кротовой, минувшим летом составил 40%. Другое «мертвое время» — две недели до и после новогодних праздников. 

В эти периоды игроков выручают дополнительные услуги. «В Новый год в морозы людям не слишком-то хочется заниматься спортом. Но у нас есть сауна, где можно погреться и отдохнуть, туда они и идут», — рассказала г-жа Кротова.

Еще одно решение проблемы сезонности — введение длительных абонементов, по которым фитнес-услуги продаются сразу на полгода или год вперед. По словам экспертов, выгоды от такого предложения очевидны: клиент оплачивает услуги ФЦ сразу за 12 месяцев вне зависимости от того, будет он ходить на занятия летом или нет. 

Посещаемость во многом зависит и от высококвалифицированных кадров. Юлия Качаева: «Зачастую люди ходят даже не в ФЦ, а именно на инструктора, ведь это тот человек, благодаря которому они смогут или не смогут добиться конкретного результата».

В Красноярске, по данным президента Федерации бодибилдинга и фитнеса Красноярского края ВАСИЛИЯ ПОНОМАРЕВА, насчитывается от пяти до десяти федераций аэробики и фитнеса, которые готовят тренеров. «Инструкторов нашей федерации с охотой приглашают в Москву и Петербург», — делится г-н Пономарев.
 

Сами участники фитнес-рынка отмечают, что единый институт подготовки и система сертификации фитнес-инструкторов отсутствуют не только в Красноярске, но и в России в целом, а качество подготовки в местных федерациях может сильно варьироваться. Юлия Пушилина: «В Красноярске найти профессиональных талантливых инструкторов сложно».

Фитнес-инструкторов ищут среди медиков, спортсменов, выпускников профильных факультетов вузов. Игроки вынуждены серьезно вкладываться в этот актив, в частности, в его обучение — инструкторов отправляют на стажировки в Новосибирск и Москву. Юлия Пушилина: «Не бывает, чтобы мы, приняв человека на работу, сразу поставили его вести занятия. Сначала стажировка, аттестация, тестирование».
 
Еще одна статья расходов — высокие зарплаты фитнес-инструкторов. В среднем в час красноярский фитнес-инструктор получает около $7. Такие расценки могут позволить себе лишь крупные игроки, небольшие ФЦ предпочитают приглашать именитых мастеров на несколько часов в неделю. «Если инструктор интересен нашему клиенту, мы готовы пригласить его из другого клуба», — уверяет г-жа Кротова.
 
ФЦ завоевывают лояльность клиентов 
 
Вводя длительные абонементы, компании решают и еще одну задачу — создают клубную систему, которая объединяет посетителей вокруг ФЦ и, таким образом, приносит игрокам рынка постоянных клиентов. Юлия Качаева: «Приоритеты рынка меняются. Игроки начинают бороться за постоянных посетителей. Если раньше все работали на привлечение, то сейчас за пришедшего человека держатся, чтобы он оставался».
 
Первым в нашем городе продавать только длительные абонементы стал ФЦ «Экселент». Юлия Пушилина: «Поначалу люди реагировали на клубную систему настороженно. Но, если разделить стоимость годовой клубной карты на 12 месяцев, то вы увидите, что она не дороже, чем в других клубах». 
 
Показатели «Экселента» по постоянным клиентам на данный момент — 50-60%. Это высокий показатель — по данным Юлии Пушилиной, в Америке клуб с процентом продленных карт в 60% считается очень успешным. В целом по городу процент постоянных клиентов ниже — около 30%, например, в ОК «Сокол», по словам Александра Казака, 30-40% постоянных клиентов, занимающихся фитнесом. 

Участники рынка объясняют это тем, что хотя клубные карты появились теперь у большинства ФЦ города, но активно продвигают их только крупные игроки из верхнего ценового сегмента, в остальных фитнес-клубах они присутствуют только в качестве побочного предложения — основной акцент по-прежнему делается на продаже месячных абонементов. Татьяна Кротова: «Если клиенту неудобно покупать годовой абонемент, то мы не настаиваем. Хотя по московским меркам это и неправильно».

Вопреки сложившейся тенденции ФЦ «Ривьера» также планирует в ближайшее время полностью перейти на клубную систему. Юлия Качаева: «В нашем сегменте — «эконом плюс» — этого не делал еще никто. Мы своего рода пионеры».
 

Длительные абонементы уже помогли фитнес-клубу довести процент постоянных клиентов до 70%. Юлия Качаева: «Мы достигли такого высокого показателя, потому что предлагаем пользователям клубных карт значительные скидки на услуги. Кроме того, при продлении карты до того, как закончилась старая, новая полугодовая карта обойдется клиенту на 20% дешевле».

Федералы ищут местных франчайзи 

Сегмент ФЦ класса «эконом», по мнению Юлии Качаевой, в ближайшем будущем практически уйдет с рынка, потеряв аудиторию. «Наметившийся в этом сегменте спад — это только начало. В следующем году он потеряет еще большую долю посетителей», — считает г-жа Качаева. По ее мнению, аудиторией эконом-сегмента останутся только самые малообеспеченные слои населения. «Основная масса посетителей таких фитнес-залов уже сейчас в основном только малообеспеченные студенты».
Основная масса клубов, полагают эксперты, будет работать в сегменте «эконом плюс». В погоне за спросом они продолжат расширять спектр дополнительных услуг. Фитнес-клубы, не имеющие возможности расширяться, либо уйдут с рынка, либо пойдут в формат узкоспециализированных студий, которые будут специализироваться на углубленном изучении отдельных направлений фитнеса — йоги, танца живота, других. Такие студии, отмечают игроки, начали появляться уже в этом году — в качестве примера называется студия танца Das Boom. «Те студии, что уже появились, — это только начало», — считает г-жа Качаева.

Специалисты уверены, что в ближайшем будущем местный фитнес-рынок может прирасти и крупными ФЦ premium-сегмента за счет федеральных игроков. Юлия Качаева: «Федералы в скором времени соберутся продавать свою франшизу. Клуб такого высокого класса, как «Экселент», в Красноярске один, на миллионный город этого мало. Даже в Саратове, городе намного менее денежном, чем наш, открылись и World Class, и «Планета Фитнес».
 
Сами федеральные игроки подтверждают свою заинтересованность в Красноярске. Руководитель департамента развития сетей World Class и «Физкульт» ДМИТРИЙ КОРОБЕЙКИН: «Красноярск очень перспективен и привлекателен для нашей компании. В данный момент мы рассматриваем несколько предложений по организации ФЦ в этом городе, однако пока они нас не устраивают по ряду параметров. Как только мы найдем устраивающего нас партнера и площадку, подходящую под организацию фитнес-клуба, сразу зайдем в Красноярск». Дмитрий Коробейкин уточнил, что по московским ценам открытие фитнес-клуба уровня World Class обойдется в среднем в $1200-1500 за квадратный метр. 

В далекой перспективе на местный рынок могут зайти и западные игроки. Например, сеть 24hourfitness, по прогнозам экспертов, собирается заходить в Россию в ближайшие два года. «Но когда они пойдут в регионы, пока не ясно — это зависит от результатов исследований рынка».