Меню

Обзор: Гостиницы - 07.07.2008

эксперты Елена Балюта исполнительный директор гостиницы «Красноярск» Марина Безфамильная президент некоммерческого партнерства «Сибирская Ассоциация Гостеприимства» Елена Звонарева руководитель

Красноярский гостиничный рынок растет очень медленно. За минувший год увеличение его номерного фонда составило не более 5%. Эксперты говорят, что в городе наблюдается дефицит отелей высокой классности — особенно остро он ощущается во время проведения различных форумов и ярмарок. Однако есть надежда, что дефицит будет восполнен, — сегодня в городе анонсировано около 10 гостиничных проектов.

эксперты
Елена Балюта
исполнительный директор гостиницы «Красноярск»
Марина Безфамильная
президент некоммерческого партнерства «Сибирская Ассоциация Гостеприимства»
Елена Звонарева
руководитель коммерческого отдела ИСК «СТРАТЕГИЯ XXI ВЕК»
Ирина Кровякова
директор комплекса бытовых услуг «Звездочка»
Максим Поляков
директор по экономике ЗАО «КрасПТМ» (гостиница «Пятый угол»)
Антонина Юдина
генеральный директор гостиницы «Октябрьская»

Директор гостиницы «Октябрьская» АНТОНИНА ЮДИНА начала разговор о местном гостиничном рынке с рассказа о Валдае. «Недавно я была на одном из отраслевых форумов и с завистью слушала такую историю: на Валдае, ничем особо не примечательном, придумали такой ход — проводить в городе Екатерининский бал — в XVIII веке в этих местах располагались несколько путевых дворцов императрицы. Сейчас у них за полгода бронируются гостиницы желающими попасть на этот бал», — сказала г-жа Юдина. «А что у нас? — продолжила старожил местного гостиничного рынка. — Не доводятся у нас подобные идеи до ума, нет притока туристов. О каком развитии гостиничного рынка может идти речь? Нет у нас этого рынка».

Большинство красноярских гостиниц — «советские»

По данным «Сибирской Ассоциации Гостеприимства», на конец 2007 года на так называемом рынке услуг размещения г. Красноярска работали 35 гостиниц, рассчитанных на 2,7 тыс. мест. Президент некоммерческого партнерства «Сибирская Ассоциация Гостеприимства» МАРИНА БЕЗФАМИЛЬНАЯ уточнила, что в это число не включены ведомственные гостиницы, не работающие на открытом рынке. Рост номерного фонда по отношению к 2006 г. составил не более 5%. За последний год, по словам участников рынка, в городе открылось лишь несколько мини-отелей.
Большинство красноярских гостиниц — примерно около 60% — наследие советской эпохи. Они имеют изношенный номерной фонд, минимум дополнительных услуг и рассчитаны на клиентов класса «эконом».
Меньшая часть гостиниц в городе ориентирована на потребителей middle-сегмента. Среди основных участников этой ниши — «Октябрьская», «Красноярск», «Яхонт», «Метелица», «Купеческий», «Сибирь». Также мини-отели «Сибирский Сафари клуб», «Покровская», «Снежная Долина».

На рынке по-прежнему одна-единственная сертифицированная по стандартам единой классификации гостиница — трехзвездочная «Октябрьская». «Процедура сертификации носит добровольный характер, а в силу отсутствия реальной конкуренции на местном гостиничном рынке особо никого за «живое» не берет. А обеспечить все стандартные требования по ГОСТам — дело довольно хлопотное и финансово затратное», — говорит Марина Безфамильная.

Участники рынка отметили, что в городе дефицит хороших гостиниц. Услуги класса «три звезды» предоставляют не более 3-4 отелей, а о классе «четыре звезды» и выше пока даже говорить не приходится, считает большинство опрошенных экспертов. ЕЛЕНА ЗВОНАРЕВА, руководитель коммерческого отдела ИСК «Стратегия XXI век»: «Основная масса красноярских гостиниц не соответствует реалиям времени, нормальных гостиниц явно не хватает. Нас посещают иностранные делегации, перед которыми приходится краснеть и зеленеть, размещая их в местных отелях».
Антонина Юдина считает, что инвесторов останавливает отсутствие подходящих под строительство площадок. «Например, федеральные или международные операторы не будут строить гостиницу в спальном районе. Им не нужны Взлетка или Роща. Они строят в «первых» линиях, а центр города забит», — говорит г-жа Юдина.

Кроме того, гостиничные проекты имеют высокий порог вхождения и длительный срок окупаемости. В строительство современной гостиницы нужно вложить несколько сотен миллионов долларов. «Уже года четыре мы слышим, что кто-то начинает строительство гостиницы, а на выходе сдается офисный центр, который окупится быстрее», — сказала исполнительный директор гостиницы «Красноярск» ЕЛЕНА БАЛЮТА.

Квартиры посуточно — местный феномен

«Намного проще войти в нишу «квартир посуточно». Можно вложить 2-3 млн рублей, и объект готов, в гостиницу же надо вкладывать гораздо больше», — говорит директор по экономике ЗАО «КрасПТМ» (гостиница «Пятый угол») МАКСИМ ПОЛЯКОВ. По его словам, в Красноярске часть потенциальных клиентов гостиниц перетягивает на себя сегмент квартир посуточной аренды. По оценке участников гостиничного рынка, в городе в нем работают около 400 компаний и частных лиц.
Эксперты отмечают, что такое бурное развитие ниши посуточной аренды квартир — явление исключительно красноярское. «Я изучала гостиничные рынки Новосибирска и Читы, там гостиницы в квартирах не носят столь массовый характер, как в Красноярске», — рассказала директор комплекса бытовых услуг «Звездочка» ИРИНА КРОВЯКОВА.
«Многих, кто приезжает к нам впервые в город, очень удивляет, что у нас этот бизнес так активно развивается. Я считаю, что он получил такое развитие из-за нехватки качественного гостиничного предложения в эконом-сегменте», — говорит Елена Звонарева.

Отношение местных отельеров к «посуточникам» неоднозначное. Например, Антонина Юдина вообще предпочитает не комментировать присутствие на рынке многочисленной армии арендодателей. Она уверена, что отсутствие комфорта и безопасности при посуточной аренде квартир отпугнет любого ее клиента. Потому «посуточников» она всерьез не воспринимает.

Ирина Кровякова говорит, что в сегменте недорогих гостиниц конкуренция со стороны компаний посуточной аренды ощущается. По наблюдениям Максима Полякова, крупные федеральные компании не интересуются подобным предложением, командировочные же представители среднего и малого бизнеса, особенно те, кто приехал в город на длительный срок, нередко пользуются подобной услугой, потому сбрасывать этот сегмент со счетов, по мнению г-на Полякова, не стоит.

Елена Балюта же воспринимает «посуточников» как потенциальных партнеров. «Недавно мы с ними проводили встречу, обсуждали возможности взаимовыгодного сотрудничества. В частности, рассматривали вариант расселения у них в периоды пика спроса наших клиентов, которым не хватило номеров в «Красноярске».

Гостиницы выживают за счет бизнес-туристов

Максим Поляков считает, что основной тенденцией минувшего года на местном гостиничном рынке стало увеличение наполняемости гостиниц. «В городе растет деловая активность: стало проводиться много различных ярмарок-выставок, форумов и т.д. Я знаю точно, что в период проведения подобных мероприятий большинство гостиниц заполнены на все 100%», — сказал г-н Поляков.

Это мнение полностью поддержала и Елена Балюта: «Я также назвала бы главным изменением на рынке увеличение наполняемости гостиниц. Пусть небольшое — у нас среднегодичный показатель вырос с 60% до 62% — но все же оно есть». Эксперты отметили, что рост наполняемости дали именно деловые туристы. Их доля в общем количестве гостей составила около 70%. Роста количества туристов, приехавших в Красноярск с целью отдыха, участники рынка не заметили. «Мы так и не стали еще одним туристическим центром Сибири. Основной поток туристов просто проезжает мимо Красноярска на Байкал. Те же, кто решился проехаться по Саянскому кольцу или посмотреть Енисейск, как правило, не останавливаются в гостиницах Красноярска — они берут авто напрокат и сразу едут к месту отдыха», — рассказал Максим Поляков.
По словам участников рынка, именно отдыхающие могли бы помочь им справиться с очень важной проблемой местного гостиничного рынка — сезонным спадом посещаемости. «Время деловой активности ограничено: у нас наплыв посетителей с сентября до конца декабря и с февраля по апрель, январь же, май и лето — это мертвый сезон. Мы как-то во время спада спроса попробовали обзвонить местные гостиницы и выяснили, что многие из них стоят пустые. Отдыхающие же могли бы заполнить этот вакуум», — сказала Ирина Кровякова.

Пока же отдыхающих нет, отельеры ищут способы привлечь посетителей в «неходовые» периоды. Например, в «Пятом угле» придумали такую фишку — свадебные номера. «Мы четко определили целевую группу, на которую они рассчитаны, соответственно, на нее проще выйти. Практика показала, что предложение оказалось интересным молодоженам. Например, сейчас у нас уже идет запись на август», — рассказали в «Пятом угле».

В гостинице «Красноярск» предпочитают в эти периоды снижать активность на рынке. «В это время мы стараемся решить накопившиеся хозяйственные дела, например, делаем ремонт. При этом за неудобство тем гостям, что живут в гостинице, даем хорошие скидки», — рассказала Елена Балюта.

Кроме того, несмотря на текущее отсутствие конкуренции, компании стараются увеличивать число постоянных клиентов. На лояльность хорошо работают, по словам Максима Полякова, нестандартные дополнительные услуги: «Например, мы предоставляем услуги охраняемой стоянки, если у гостя есть желание, можем предложить поиграть со скидкой или даже бесплатно в боулинг». По словам г-на Полякова, доля постоянных клиентов в его гостинице составляет около 60%.

Городу нужны отели высокой классности

Как свидетельствуют данные мониторинга «Сибирской Ассоциации Гостеприимства», на сегодня в Красноярске анонсировано около 10 различных гостиничных проектов. «По нашей информации, основная их доля придется на классность 3-4 звезды, и только 2-3 проекта в районе набережной Енисея претендуют на высочайшую «классность». Я считаю, городу необходимы отели, в которых разместятся и представительские номера, и номера-студии, и самые респектабельные сьюиты. Думаю, это связано в том числе и с масштабной проектной задумкой огромного градостроительного комплекса «Красный Яр», — сказала Марина Безфамильная.

Елена Звонарева также считает, что в Красноярске должна быть вся «звездная линейка». «Учитывая, что наш город посещают люди различного уровня, нужно, чтобы здесь были отели и четырех, и пяти звезд. Хотя на «пятерку» замахиваться достаточно сложно. Если такую гостиницу и делать, то, я считаю, не крупную», — сказала Елена Звонарева. По ее мнению, Красноярск спокойно выдержит еще порядка 2-3 гостиниц уровня «четыре звезды» и 3-4 «троечки». «Одним словом, строить и строить пока на этом рынке», — сказала г-жа Звонарева. Она также рассказала, что ее компания выступает инвестором одного из проанонсированных гостиничных комплексов: «Мы будем возводить гостиницу в центре города, напротив городской администрации, общей площадью около 16 тыс. кв. м, планируем, что это будет «четырехзвездочник». Г-жа Звонарева уточнила, что ИСК «СТРАТЕГИЯ XXI ВЕК» выступает только инвестором проекта, управлять же гостиницей станет сторонний оператор. Сейчас компания ведет переговоры с одним из иностранных операторов, с которым, по словам Елены Звонаревой, уже есть предварительное соглашение. Однако, с каким именно, в компании информацию не раскрывают.