Меню

Обзор: Интернет-провайдеры

эксперты  Роман Броверман генеральный директор компании «Орион Телеком» Николай Гришко заместитель генерального директора — директор Красноярского филиала компании «Сибирьтелеком» Валерий Демид

В 2008 году местный рынок интернет-провайдинга рос гораздо быстрее, чем в предыдущие несколько лет. Так, эксперты говорят, что на данный момент Красноярск уже «проглотил» объем магистрального трафика, в четыре раза превышающий показатели прошлого года. При этом стоимость интернета на уровне пользователя упала более чем в 10 раз. Однако, по прогнозам аналитиков, уже в следующем году темпы роста рынка замедлятся.
эксперты
 
Роман Броверман
генеральный директор компании «Орион Телеком»
Николай Гришко
заместитель генерального директора — директор Красноярского филиала компании «Сибирьтелеком»
Валерий Демидов
председатель ТСЖ «Бригантина»
Анастасия Комарова
заместитель коммерческого директора ТТК-Сибирь
Роман Кравцов
первый заместитель директора Сибирского филиала компании «Ростелеком» — коммерческий директор
Виктор Мацалов
директор компании KrasLan (ООО «Саяны»)
Олег Морозов
исполнительный директор телекоммуникационного оператора «Мультима» («Норильск Телеком»)
Сколько красноярцев имеют выход в интернет?
Почему операторы связи начали "пакетировать" услуги?
Зачем провайдеры пытаются "дружить" с ТСЖ?
Эксперты в один голос утверждают, что в текущем году местный рынок интернет-провайдинга демонстрирует просто «бешеную» динамику развития. «Я не припомню другого столь же продуктивного года за всю историю нашей компании: абонентская база за год увеличилась вдвое, а количество новых подключений достигло 60-75 ежедневно. Это самые высокие показатели за все время нашей работы», — утверждает генеральный директор компании «Орион Телеком» РОМАН БРОВЕРМАН. Схожую динамику роста отмечают и другие провайдеры. «Если прошлой осенью в нашей сети было 6-7 тысяч абонентов, то сегодня уже более 12 тысяч», — подсчитал директор компании KrasLan ВИКТОР МАЦАЛОВ.
Новые игроки пока не повлияли на рыночную ситуацию
По оценкам магистральных провайдеров, объем интернет-трафика, потребляемого Красноярском, за год увеличился в разы. «Только по нашей сети с января по сентябрь 2008 года было передано 1095 Тб. Для сравнения: за аналогичный период прошлого года прошло всего 283 Тб. В сентябре трафик составил 205,5 Тб, что почти в 10 раз больше, чем год назад — 21 Тб», — приводит данные заместитель коммерческого директора ТТК-Сибирь АНАСТАСИЯ КОМАРОВА.

«Существенно вырос и уровень проникновения интернета в Красноярске: с 17% в прошлом году до 22% в нынешнем», — добавляет заместитель генерального директора — директор Красноярского филиала компании «Сибирьтелеком» НИКОЛАЙ ГРИШКО. «Рынок прирастает в основном за счет частных пользователей, так как основная масса юридических лиц, имеющих потребность в услуге, уже получает ее», — уточнил первый заместитель директора Сибирского филиала компании «Ростелеком» — коммерческий директор РОМАН КРАВЦОВ.
Специалисты отмечают, что количество красноярских провайдеров по сравнению с прошлым годом сократилось. Роман Броверман: «С рынка начали уходить домовые сети с абонентской базой до тысячи пользователей. Однако костяк лидеров остался неизменным».

В числе основных игроков эксперты называют десяток крупных и средних компаний. «Кроме операторов связи — «Сибирьтелеком» и «Голден Телеком» (теперь «Билайн») — к лидерам относят «Орион Телеком», KrasLan, Взлетка.net, а также «тройственные союзы» — Rightside, «Аверс Телеком», «Мультинет» и «G-сервис», «Санта Плюс», «Скала», — уточнил Виктор Мацалов. По его словам, именно эти компании сообща «держат» красноярский рынок интернет-провайдинга.

На оптовом рынке продаж интернета ситуация также почти не изменилась: основными поставщиками магистрального трафика в Красноярск остаются «Ростелеком» и ТТК-Сибирь, которые вместе занимают около 80% рынка. «Долю нашей компании мы оцениваем в 40%», — уточнила г-жа Комарова.
Одними из главных событий года эксперты называют уход с рынка бренда «Голден Телеком» (с начала осени компания предоставляет свои услуги под брендом «Билайн»), а также появление в Красноярске нового провайдера — «Мультима» («розничный» бренд компании «Норильск Телеком»). Однако, по словам аналитиков, сейчас рано говорить о том, какими последствиями эти события обернутся для рынка. «Очевидно, что «Билайн» в настоящее время продолжает политику продвижения, принятую еще «Голден Телекомом». «Мультима» же еще, по сути, не начала оказывать услуги на массовом рынке», — уверен г-н Мацалов.

Исполнительный директор телекоммуникационного оператора «Мультима» ОЛЕГ МОРОЗОВ рассказал: «Мы зашли в ряд красноярских бизнес-центров и уже оказываем услуги юридическим лицам. Однако наша рассчитанная на массовый сегмент сеть в Зеленой Роще пока что работает в тестовом режиме».

Крупных слияний, поглощений или продаж бизнеса, по словам экспертов, в прошедшем году не было. «Я бы отметил только покупку нашей компанией сети «КрасЛинк» — небольшого провайдера микрорайона Северный. Это позволило нам построить свою сеть на данной территории», — говорит Роман Броверман.
Провайдеры начали предоставлять услуги «в пакете»
Как утверждают провайдеры, ключевой тенденцией года на местном рынке стало значительное удешевление доступа в интернет и переход пользователей на безлимитные тарифы. «Стоимость интернета на уровне конечного пользователя упала более чем в 10 раз. Например, если год назад, когда безлимитные тарифы только появились, цена на них начиналась от 600 рублей при скорости 32 Кбит/с, то сейчас за ту же цену абонент получает доступ в интернет на скорости 512 Кбит/с», — говорит Виктор Мацалов.

Следствием удешевления интернета стал массовый переход пользователей на безлимитные тарифы. «Год назад эти тарифы пользовались спросом у очень ограниченного круга потребителей, однако уже сейчас на «безлимитке» «сидят» около 60% наших абонентов. Более того, все новые пользователи подключаются именно на безлимитные тарифы. Их стоимость сегодня начинается от 300 рублей. При этом действуют тарифы с ограниченным трафиком стоимостью от 120 рублей, но они практически не востребованы», — утверждает Роман Броверман.
Одной из причин резкого удешевления интернета эксперты называют снижение стоимости магистрального трафика. «За год цена на него упала уже в 4 раза. И это не последнее снижение в этом году», — уточняет Анастасия Комарова.

Другой причиной удешевления интернета аналитики считают усиление конкуренции между «конечными» провайдерами. «Стоимость интернета на уровне конечного пользователя снижается гораздо быстрее, чем стоимость магистрального трафика», — отмечает г-н Броверман. По его словам, сегодня цены на интернет упали настолько, что сохранять рентабельность провайдерам позволяет только быстрорастущее количество новых пользователей.

В условиях, когда ресурс ценовой конкуренции практически исчерпан, на первое место в борьбе за потребителя выходит сервис. Одним из проявлений этой тенденции стало то, что операторы начали формировать так называемые пакетные услуги. Например, «Сибирьтелеком» объединил в одном пакете услуги широкополосного доступа в интернет, IP-TV и телефонии. «Данный пакет услуг под торговой маркой «Твист» мы вывели на рынок в начале августа. К настоящему времени его абонентами стали уже более тысячи человек», — утверждает Николай Гришко.

Подобную услугу планирует запустить и «Билайн». В сентябре компания вышла на корпоративный рынок под брендом «Билайн Бизнес» и заявила о том, что в ближайшее время начнет предоставлять в одном пакете услуги широкополосного доступа в интернет, мобильной и стационарной телефонии, междугородной и международной связи. Сейчас компания разрабатывает соответствующие тарифные планы.

Оператор «Мультима» также позиционирует себя как комплексный провайдер, который кроме доступа в интернет предлагает своим пользователям услуги IP-телефонии и телевидения. «Ни одна из компаний не предложила новых технологий, однако с точки зрения маркетинга пакетные услуги — это своего рода «революция». Сейчас трудно сказать, как их введение изменит позиции игроков на рынке массового интернет-провайдинга, однако, на мой взгляд, они непременно заинтересуют корпоративных клиентов», — прокомментировал появление пакетных услуг Олег Морозов.
Магистральные провайдеры пошли в «розницу»
В числе тенденций, начавшихся в этом году, эксперты назвали также выход в сегмент широкополосного доступа в интернет магистральных операторов и компаний со смежных рынков — сотовых операторов. Так, в начале года о своем интересе к розничному рынку заявил магистральный провайдер «Компания ТрансТелеКом». По словам Анастасии Комаровой, именно в преддверии выхода в «розницу» компания и сменила бренд на ТТК. «Оптовый рынок доступа в интернет с каждым годом теряет свою доходность вследствие постоянного снижения оптовой стоимости трафика. В то же время рынок широкополосного доступа мы рассматриваем как динамично развивающийся как в сегменте корпоративных клиентов, так и в секторе физических лиц», — пояснила г-жа Комарова. Она также добавила, что местный филиал магистрального оператора — ТТК-Сибирь — в настоящее время ведет подготовительные работы по выходу на розничный рынок интернет-провайдинга.

Кроме магистральных операторов интерес к рынку широкополосного доступа в интернет активно начали проявлять операторы сотовой связи. Так, приобретение компанией «ВымпелКом» («Билайн») «Голден Телекома» привело к появлению первого на местном рынке интегрированного оператора связи. По мнению Олега Морозова, интерес «сотовиков» к рынку проводного интернета также легко объясним. «Уровень проникновения сотовой связи на местном рынке достиг практически стопроцентной отметки. Клиентская база сотовых операторов перестала расти. Совершенно иная ситуация на рынке широкополосного доступа в интернет — здесь еще есть куда двигаться, причем потенциал рынка довольно большой. Это и побуждает сотовых операторов развиваться в данном направлении», — считает г-н Морозов.
Провайдеры бьются за «благосклонность» ТСЖ
Как отмечают аналитики, тренд, начавшийся в прошлом году — развитие широкополосного доступа в интернет на основе технологий xDSL и ETTH, — продолжает усиливаться. «По нашей оценке, наиболее популярная сегодня технология доступа в интернет в Красноярске — оптоволоконные сети (ETTH). На нее приходится около 65% подключений. Около 30% пользователей подключаются по выделенной линии (xDSL) и 5% — по беспроводной технологии Wi-Fi», — подсчитал Николай Гришко.

В то же время на рынке практически сошла на нет технология dial-up (модемное соединение). Например, недавно о сворачивании этого направления заявила компания «Эндис», работавшая на местном интернет-рынке с 2000 г. (см «ДК» № 35(137) от 29 сентября 2008 г.). Как пояснило руководство «Эндиса», в последние полгода направление перестало приносить прибыль, и предприятие работало «в минус». Эксперты считают, что в этом нет ничего удивительного: технология dial-up относится к «отмирающим» и через год-два окончательно уйдет с рынка, как в свое время пейджинговая связь.

Как сообщают аналитики, большинство красноярских провайдеров работают сегодня в сегменте доступа по оптоволоконным сетям. Именно здесь наблюдается самая высокая конкуренция. Самый масштабный проект в этом направлении — «Оптика в каждый дом» — реализует компания «Билайн» (год назад его запустил еще «Голден Телеком»). Руководство компании утверждает, что уже сейчас «Билайн» готов подключить до 180 тыс. домохозяйств в городе. Однако и другие провайдеры активно «тянут» в городе оптоволокно. «В этом году мы полностью покрыли своей сетью микрорайон Северный и начали работать в Северо-Западном. По завершении у нас будет единая сеть, протянутая по всему левому берегу», — утверждает Роман Броверман.

По словам провайдеров, настоящая война между ними идет за «благосклонность» товариществ собственников жилья (именно эти организации решают, «кому быть» в том или ином доме). Причем, как утверждают эксперты, на рынке имели место случаи административного давления на ТСЖ, предпринимались попытки подкупа председателей. Бывали и обратные ситуации — представители ТСЖ вымогали деньги с интернет-провайдеров. «Доходит, например, до того, что я, генеральный директор компании, который должен решать стратегические вопросы ее развития, лично езжу договариваться с председателями ТСЖ о том, чтобы нам разрешили «кинуть» ветку в их дом», — возмущается г-н Броверман.

Однако у ТСЖ, в свою очередь, также есть претензии к провайдерам. «У нас нет никаких ограничений для провайдеров, которые хотят протянуть свое оптоволокно в наших домах. Мы не берем с них платы за это. Однако неоднократно сталкивались с тем, что их монтажники взламывают люки чердаков, распределительные щитки, обрезают провода конкурентов. Естественно, таких «провайдеров» мы не пускаем», — говорит председатель ТСЖ «Бригантина» ВАЛЕРИЙ ДЕМИДОВ. Провайдеры признают, что ТСЖ неоднократно жаловались на неопрятный внешний вид монтажников, их неадекватное поведение, а также пребывание в пьяном виде. Чтобы избежать подобных претензий, некоторые компании отказываются от услуг подрядных монтажных бригад. «Мы, например, не привлекаем людей со стороны, а вместо этого обучаем своих. Полгода назад ввели практику внутренних семинаров, на которых обучаем своих монтажников и прочий персонал. Цель — не только повышение их квалификации и воспитание лояльности к самой компании, но и развитие общей культуры, понимания того, что они представляют компанию и формируют ее имидж в глазах потребителя», — говорит Роман Броверман.
Через 3-5 лет на рынке останутся несколько крупных провайдеров
По прогнозам экспертов, такого лавинообразного падения цен на интернет, как в этом году, в ближайшем будущем уже не предвидится. «Снижение, безусловно, еще будет, но уже не такое резкое. Цены на основные тарифы, думаю, и вовсе останутся на прежнем уровне долгое время», — говорит Виктор Мацалов.

Специалисты говорят о дальнейшем усилении конкуренции на красноярском рынке. «В октябре мы запускаем в коммерческую эксплуатацию нашу сеть в Зеленой Роще, а в ноябре в тестовом режиме заработает сеть на Копылова. Затем мы планируем развернуть оптоволокно в микрорайоне «Студенческий», а также выйти на правый берег», — заявил Олег Морозов.

Эксперты уверены, что нужно ждать прихода на местный рынок новых федеральных игроков. «Это общероссийская тенденция. В прошлом году к нам пришли «Энфорта» и «Простор Телеком», в этом — «Билайн». Думаю, эта тенденция продолжится», — полагает г-н Морозов.

Такого же мнения придерживается Анастасия Комарова: «В Красноярск заходит «Синтерра» — группа операторов связи, которая наряду с волоконно-оптическими линиями связи имеет ресурсы магистральной спутниковой сети. Однако я не думаю, что ее приход спровоцирует значительный передел местного рынка».

По мнению Романа Кравцова, на рынке оптовой продажи интернета в ближайшей перспективе вряд ли появятся новые игроки. «Строительство и обслуживание магистральной сети требует больших финансовых и технических ресурсов. Поэтому зайти на местный рынок оптовой продажи интернета не так просто даже для крупных компаний», — пояснил г-н Кравцов.

Также, полагают эксперты, на рынке продолжатся процессы слияния и поглощения. «Я точно знаю, что в настоящее время готовятся несколько подобных сделок, но до их завершения компании держат информацию в секрете. По моим прогнозам, процессы укрупнения местных операторов будут идти еще 3-5 лет, пока на рынке не останутся только несколько самых крупных провайдеров», — считает Олег Морозов.

Аналитики также уверены, что с окончанием ценовых войн и выходом сервисного обслуживания на единый высококачественный уровень важным фактором в конкурентной борьбе станут сила бренда компании и ее положительный имидж в глазах потребителя. «Мы уже сейчас задумались об этом и начали целенаправленно формировать лояльность к компании со стороны пользователей. С этой целью недавно провели видеоконференцию в режиме онлайн с нашими абонентами. В ходе общения я, а также технический и финансовый директоры компании отвечали на вопросы наших абонентов. Планируем сделать такие конференции ежемесячными», — заявил Роман Броверман.