Меню

Обзор: Компьютерный ритейл

эксперты Максим Багаев руководитель отдела маркетинга и продаж компании «Аверс-Красноярск» Роман Дроздов коммерческий директор компании «Старком» Сергей Король директор компании «Тонер»

Аналитики утверждают: красноярский компьютерный ритейл вступает в эпоху маркетинговых войн. Компании увеличивают рекламные бюджеты, наращивают портфель дополнительных услуг. По оценке экспертов, осилить такие расходы под силу только крупным специализированным предприятиям и техноторговым сетям. Они и поделят в ближайшем будущем рынок, в то время как мелким игрокам придется покинуть его.

эксперты
Максим Багаев
руководитель отдела маркетинга и продаж компании «Аверс-Красноярск»
Роман Дроздов
коммерческий директор компании «Старком»
Сергей Король
директор компании «Тонер»
Андрей Малюгин
руководитель проекта www.krascomp.ru
Надежда Сенюк
директор по связям с общественностью компании «Техносила»
Роман Сычев
директор по франчайзингу сети «ПОЗИТРОНИКА»
Алексей Якимчик
директор цифрового торгового центра «Ноутбум»

Директор компании «Тонер» СЕРГЕЙ КОРОЛЬ рассказал: «Если раньше срок службы компьютера заканчивался по причине — «сломался», то теперь — «уже устарел». Иначе говоря, сейчас компьютер меняют, когда он перестает «тянуть» игры и программы, а не когда у него «полетел» процессор». Именно эта тенденция, по словам экспертов, позволяет рынку сохранять высокие темпы роста.
Продажи компьютеров за год выросли на 15%

По оценке директора по франчайзингу сети «ПОЗИТРОНИКА» РОМАНА СЫЧЕВА, Красноярский край отличается высокоразвитой компьютерной розницей. «По сравнению с другими регионами России уровень местных компьютерных магазинов очень высок. Велико и их количество», — отметил г-н Сычев. 

Аналитики подсчитали, что на сегодня в Красноярске работают не менее 100 специализированных компьютерных фирм. При этом всего 10-15 по-настоящему сильных, заметных игроков. «Более половины красноярских компьютерных ритейлеров — фирмы, имеющие площадь 15 квадратных метров, а весь их склад умещается «под столом», — так охарактеризовал рыночное большинство руководитель проекта www.krascomp.ru АНДРЕЙ МАЛЮГИН.

Аналитик поделился с «ДК» своим видением расклада сил на рынке: «Безусловные лидеры — «НЭТА», «Старком», «Аверс». Близок к ним «Тонер». Около десятка компаний составляют «второй эшелон». Это те фирмы, которые, что называется, «на виду» — активно рекламируются, проводят маркетинговые акции и т.д. К ним я отношу, например, «Сибирские Компьютеры», «Интек» («Ноутбук»), «Комтек», «Сатурн плюс». Кроме того, есть группа организаций, оценить которые достаточно сложно. Они имеют устойчивый бренд, солидный возраст, однако не проявляют в последнее время заметной активности на рынке. К таким игрокам я бы отнес «Компак», «Индекс». 

Самая крупная красноярская компания по числу магазинов — «Старком». В ее филиальной сети 22 салона. Среди новичков рынка, стремительно набирающих обороты, эксперты выделили томский «Ноутбум», который зашел в Красноярск полгода назад.

По оценке экспертов, рост рынка в 2007 г. составил 15%. Доходность бизнеса, по подсчетам аналитиков, на сегодня составляет 5-6%. По сравнению с прошлым годом она не изменилась.
 
Спрос на компьютеры сместился в более дорогой сегмент 
 
Эксперты утверждают, что начавшийся в прошлом году рост спроса на мобильные ПК продолжает усиливаться. По оценке Андрея Малюгина, доля продаж ноутбуков в красноярских компаниях достигает в среднем 40% от общего товарооборота, а лидеры рынка — «Аверс» и «Старком» — отмечают у себя выравнивание долей продаж десктопов и мобильных компьютеров. Есть даже те, кто полностью исключил стационарные компьютеры из своей линейки товаров, — «Интек» («Ноутбук»). 

Проявлением той же тенденции стал рост числа специализированных «ноутбучных» магазинов. Еще недавно это направление в Красноярске представляли только «Борлас-СБ» и «Красноут», однако в прошлом году рынок пополнился новыми игроками — открылись «Ноутбутик» и «Ноутбум».

Директор цифрового торгового центра «Ноутбум» АЛЕКСЕЙ ЯКИМЧИК уверен, что эта тенденция будет усиливаться и в дальнейшем: «Например, в Томске рост спроса на ноутбуки начался годом раньше, чем в Красноярске, однако его активность продолжается до сих пор. Думаю, то же самое будет происходить и здесь».
 
Помимо этого, специалисты отмечают небывалое увеличение продаж программного обеспечения (ПО). По выражению Андрея Малюгина, они показывают просто «галопирующий» рост. «По разным оценкам, рост реализации ПО составляет от 50% до 250%. Однако надо признать, что происходит это под мощным административным прессом», — говорит аналитик. 

При том что компьютерная техника в целом становится дешевле и доступнее, потребительские предпочтения начали смещаться в более высокий ценовой сегмент. Игроки связывают это с быстрым развитием ИТ-технологий, постоянным появлением на рынке новых игр и ПО, требующих от компьютера максимальных ресурсов. «Во многих случаях машины необходимы более мощные, с дополнительными устройствами, а значит, и более дорогие», — говорит Андрей Малюгин.

Ритейлеры отказались от ценовых войн 

По утверждению экспертов, в последнее время на рынке значительно усилилась конкуренция, однако, как отмечает руководитель отдела маркетинга и продаж компании «Аверс-Красноярск» Максим Багаев, в разных секторах она носит различный характер. «В корпоративном сегменте идет в основном ценовая конкуренция, на тендерах бьются за каждую копейку, пытаются переманить уже существующих клиентов. Корпоратив сегодня, наверное, самый тяжелый в плане конкуренции сегмент. В рознице конкуренция цен менее актуальна, здесь идет война рекламных возможностей, битва за лучшее оформление магазина и за самый интересный ассортимент», — рассказывает г-н Багаев.

Андрей Малюгин также подчеркивает, что ценовые войны в компьютерном ритейле сходят на нет. «Это не значит, что цена перестала быть важным фактором, но оголтелый демпинг практически исчез. В компьютерном ритейле наступила эпоха маркетинговых войн. Даже те фирмы, которые ставили низкие цены в заголовки рекламных макетов, теперь меняют тактику», — утверждает г-н Малюгин.
 

В ситуации, когда цены на рынке у всех практически сравнялись, фирмам приходится биться за лояльность покупателя. По словам аналитиков, компании начали увеличивать маркетинговые бюджеты, проводить массированные рекламные атаки на потребителя.
Алексей Якимчик: «Переход конкуренции на уровень маркетинга очевиден: стоит нам провести какую-либо акцию, на нее незамедлительно реагируют конкуренты — устраивают ответные кампании».

Наиболее показательны в этом отношении «битвы гигантов». Например, стоило «Аверсу» запустить акцию «Сдай свой старый компьютер и получи скидку на новый ноутбук», как «Старком» тотчас начал кампанию «Купи монитор LG с доставкой за счет компании на такси». 

Однако, как утверждают эксперты, маркетинговые войны не всегда носят цивилизованный характер. Сергей Король: «Конкуренция сегодня очень жесткая во всех ее проявлениях, вплоть до антирекламы и копирования фирменного стиля».
Техноторговые сети выдавливают с рынка мелких компьютерных ритейлеров

Помимо борьбы с внутренними конкурентами компьютерным ритейлерам в последнее время приходится сдерживать усиливающееся давление со стороны общего внешнего конкурента — сетей бытовой электроники. Как рассказал «ДК» коммерческий директор компании «Старком» РОМАН ДРОЗДОВ, в прошлом году местные ритейлеры в некотором напряжении ожидали прихода в Красноярск крупных сетей бытовой электроники «МИР» и «Эксперт». Прогнозировалось, что они окажут существенное влияние на рынок компьютерной техники и даже могут спровоцировать его передел. «Однако оказалось, что «не так страшен черт, как его малюют». Действительно, ощутили появление новых конкурентов, рынок уплотнился, но мы своей доли не потеряли. Сети забрали рынок только у мелких игроков — компаний с маленьким ассортиментом, невнятной маркетинговой и ценовой политикой», — утверждает Роман Дроздов. 

По оценке Максима Багаева, совокупная доля сетей в объеме местного рынка на сегодня составляет 25%, и по сравнению с прошлым годом она не изменилась. Однако Роман Дроздов считает, что сетям удалось увеличить долю, и сейчас она составляет около 30-35% рынка. «Сети набирают обороты в основном в сегменте готовых, «коробочных» продуктов — системных блоков, ноутбуков, мониторов, принтеров и т.д.», — пояснил Максим Багаев.

Специалисты признают, что сети — реальная угроза для специализированных компьютерных ритейлеров, однако называют ряд причин, которые препятствуют захвату ими всего рынка. Роман Дроздов: «Сети неповоротливы и громоздки. Порой принятие решения о продаже той или иной линейки товара в них скорее «политическое», чем продиктованное реальным спросом. Скажем, пришло из Москвы указание продавать принтеры именно этой марки и никакой другой, и никого не волнует, что на местном рынке к этим принтерам не найти расходных материалов». 

Помимо этого, ритейлеры считают, что по качеству продаж и сервисного обслуживания компьютерной техники сети также уступают специализированным компаниям. Однако директор по связям с общественностью компании «Техносила» НАДЕЖДА СЕНЮК опровергает это мнение: «Мы имеем договоры с сервисными центрами производителей компьютеров, у нас налажен четкий процесс гарантийного и постгарантийного обслуживания. Мнение о том, что сети долго и не всегда качественно выполняют гарантийные обязательства, сильно преувеличено».

Алексей Якимчик соглашается, что в последнее время сети действительно подняли качество продаж компьютеров. «Раньше было большой редкостью получить в магазине бытовой электроники квалифицированную консультацию по компьютерам. Однако в последнее время ситуация начала меняться: недавно в магазине одной из техноторговых сетей мне оказали очень профессиональную помощь. Думаю, если это станет тенденцией, у сетей есть шанс серьезно подвинуть специализированных ритейлеров», — полагает Алексей Якимчик. 

Кроме конкуренции с техноторговыми сетями компьютерные ритейлеры незначительно пересеклись на рынке с сотовыми ритейлерами. Это связано с развитием сегмента карманных персональных компьютеров (КПК). Роман Дроздов так комментирует ситуацию: «В силу своей специфики эта техника (телефон, совмещенный с компьютером) продается и у нас, и в салонах связи. Однако доля этого сегмента очень незначительна, и я не думаю, что нам придется «воевать» из-за него с «сотовиками». Например, мы сейчас привозим КПК, что называется, для ассортимента, и «погоды» в общем товарообороте они не делают. С другой стороны, я, например, не видел, чтобы в салонах связи продавались действительно «продвинутые» коммуникаторы, которые можно встретить в компьютерных магазинах. Возможно, приоритеты в продажах так и распределятся: «сотовики» станут продавать технику попроще и подешевле, а мы — более сложную и дорогую».

Профильные компании будут искать новые ниши 

Эксперты прогнозируют, что начавшееся противостояние специализированных ритейлеров и сетей бытовой электроники в борьбе за местный компьютерный рынок в ближайшие годы усилится. Надежда Сенюк уверена, что закончится оно полным вытеснением с рынка специализированных компаний: «Это уже происходит в других городах-миллионниках: специализированные магазины отходят на второй план либо ищут новые ниши. Многие просто закрываются и продаются, потому что противостоять сетям с их огромным, постоянно обновляемым ассортиментом и маркетинговыми бюджетами у них нет возможности».

Роман Сычев не столь категоричен в своих суждениях: «В Красноярске крепко сидят местные игроки, и думаю, в ближайшее время им беспокоиться не о чем. Но мировые тенденции и в России работают по единому сценарию, и рано или поздно давление со стороны техноторговцев специализированные игроки почувствуют». 

Кроме того, аналитики не исключают прихода на местный рынок и специализированных федеральных ритейлеров. По информации Романа Дроздова, в Красноярск уже сейчас планирует войти крупный инорегиональный компьютерный дискаунтер, который уже начал «прощупывать» местный рынок. «Сейчас мы анализируем возможное развитие ситуации, вырабатываем стратегию контрмер и пытаемся подсчитать, сколько нам будет стоить предстоящая «война», — рассказал г-н Дроздов. Название компании, намеревающейся зайти в Красноярск, Роман Дроздов озвучить отказался.

Ритейлеры будут укрупняться и увеличивать торговые площади
 
Специалисты уверены, что местный компьютерный ритейл идет по пути укрупнения. Максим Багаев: «Процесс ухода с рынка мелких компаний уже начался и будет только усиливаться». Сергей Король полагает, что будут укрупняться не только сами компании, но и торговые площади магазинов и их ассортимент. «Тем компаниям, чей ассортимент станет совпадать с ассортиментом сетей, придется тяжело. Развиваться смогут только те, кто сможет найти новые ниши», — уверен г-н Король. Алексей Якимчик полагает, что будет прогрессировать нетипичный для Красноярска формат компьютерных супермаркетов. «Его преимущество в большом ассортименте. Например, у нас представлены и фотоаппараты, и ноутбуки, и КПК, и гаджеты. В Красноярске этого пока практически нет. Из больших магазинов я могу назвать только наш «Ноутбум» и иркутский «Комтек». Однако, думаю, тенденция к укрупнению торговых площадей начнется уже в ближайшее время». 

Кроме того, многие игроки заявляют о планах развития филиальной сети, в том числе за пределами Красноярска. Роман Дроздов: «К концу года мы планируем открыть пять-шесть магазинов и довести их общее количество до 27-28». Подобные планы есть и у партнера «Старкома» — федеральной сети «ПОЗИТРОНИКА». «При входе в регион мы планировали открыть минимум два магазина в Красноярске и быть представленными в каждом городе края. Сейчас в крае работают уже семь наших магазинов, в ближайшее полугодие намерены открыть еще один», — рассказывает Роман Сычев. По словам Алексея Якимчика, «Ноутбум» также намечает развитие сети. «В Красноярске мы откроем как минимум еще один цифровой торговый центр», — заявил г-н Якимчик.