Меню

Обзор: Косметологические клиники и салоны красоты - 26.03.2007

эксперты Наталья Биневская заведующая отделом организации работы предприятий бытовых и платных услуг департамента продовольственных ресурсов, торговли и услуг администрацииг. Красноярска Алексей

Beauty индустрия — самый динамично развивающийся сегмент в сфере бытовых услуг Красноярска. За последний год на него вышло около 40 новых игроков. В основном это салоны красоты экономкласса. Развитие рынка премиум-класса тормозит отсутствие квалифицированных кадров и медленно расширяющийся круг потребителей дорогих услуг. Эксперты прогнозируют: приход новых технологий в косметологию и медицину обеспечит качественный рост премиального сегмента уже в ближайшее время.

эксперты
Наталья Биневская
заведующая отделом организации работы предприятий бытовых и платных услуг департамента продовольственных ресурсов, торговли и услуг администрацииг. Красноярска
Алексей Бычковский
директор сети салонов красоты «4 Сезона»
Любовь Василькова
директор салона красоты «Аморе»
Наталья Карнаухова
директор салона красоты «Сияние»
Сергей Кузнецов
директор Института медицинской косметологии
Ирина Маценко
директор краевого центра врачебной косметологии «Нефертити»
Светлана Санжаева
директор «Мастер-студии Санжаевой»
Татьяна Сергиенко
директор медицинского центра «Шарм»

По данным департамента продовольственных ресурсов, торговли и услуг администрации Красноярска beautyиндустрия — самый динамично развивающийся сегмент на рынке бытовых услуг Красноярска. Начиная с 2000 года, ежегодно число его участников увеличивалось на 10%, в 2006 году рост количества предприятий составил 30%. Сегодня на этом рынке работает примерно треть компаний всей сферы бытовых услуг города. «Из 1450 предприятий сферы услуг 410 — это фирмы, оказывающие парикмахерские и косметические услуги», — говорит заведующая отделом организации работы предприятий бытовых и платных услуг департамента продовольственных ресурсов, торговли и услуг администрацииг. Красноярска НАТАЛЬЯ БИНЕВСКАЯ.
Рынок растет за счет экономсегмента
Директор Института медицинской косметологии СЕРГЕЙ КУЗНЕЦОВ считает, что направленность предприятий индустрии красоты — бытовые и медицинские услуги. К первой категории относятся имиджевые парикмахерские и салоны красоты. Ко второй — немногочисленные салоны красоты с перечнем врачебных услуг, косметологические клиники и цент­ры врачебной косметологии. По законодательству, центры, оказывающие медицинские услуги, должны иметь лицензию Министерства здравоохранения РФ. Доля таких компаний, по расчетам гна Кузнецова, составляет примерно 4%.
Традиционно на этом рынке самыми привлекательными были парикмахерские услуги, отмечает директор медицинского центра «Шарм» ТАТЬЯНА СЕРГИЕНКО. Их рентабельность могла составлять 4050%, тогда как в косметологии этот показатель ниже — 2030%. Директор краевого центра врачебной косметологии «Нефертити» ИРИНА МАЦЕНКО придерживается другого мнения относительно доходности направлений индустрии красоты: «Наиболее рентабельна сегодня врачебная и аппаратная косметология, за ней идут услуги косметолога, парикмахерские услуги и маникюр».
Срок окупаемости салона красоты, полагает гжа Сергиенко, во многом зависит от объема первоначальных инвестиций: «Чем выше класс салона, тем больше в него инвестиции и продолжительнее срок окупаемости: в экономклассе он составляет около двух лет, в премиум — четыре года, а то и дольше».
По информации гжи Биневской, на рынке активно открываются новые салоны, например, в 2006г. таких в Красноярске было около 40. Основное их количество приходится на Советский и Ленинский районы. Рынок растет за счет предприятий экономкласса, считает Наталья Бинев­ская. При этом, говорит директор салона красоты «Аморе» ЛЮБОВЬ ВАСИЛЬКОВА, только каждый четвертый салон владелец рассматривает как серьезный бизнес: «В основной массе такие салоны воспринимаются как игрушка в подарок дочери или любимой женщине».
Высокий интерес непрофильных инвесторов к этому рынку директор «Мастер-студии Санжаевой» СВЕТЛАНА САНЖАЕВА объясняет также низким порогом вхождения на этот рынок: «Сегодня для открытия салона среднего уровня нужно порядка 40 тыс. евро, без учета аренды или стоимости помещения. Этих денег не хватит, чтобы запустить серьезное производственное или торговое предприятие, но вполне достаточно, чтобы открыть «карманный салон». Другая часть новых собственников салонов красоты — едва «оперившиеся» мастера. «Наработав круг постоянных клиентов, они считают, что этого уже довольно для запуска собственного дела, — говорит Наталья Биневская. — Владельцы подобных салонов не имеют достаточных финансовых ресурсов для открытия предприятия в центре города. Поэтому они начинают бизнес в спальных районах». Такие предприниматели открывают небольшие заведения, на дватри парикмахерских кресла, с маникюрным столом и кабинетом косметологии. Как правило, они располагаются на месте маленьких магазинчиков «у дома» или в крупных офисных зданиях. «Салоны такого типа всегда востребованы, так как находятся в шаговой доступности от клиента», — таково мнение Натальи Карнауховой.
Новичкам мешает отсутствие грамотного менеджмента
Однако, несмотря на высокий спрос, эксперты отмечают нестабильность рынка салонов экономкласса. Четверть их разоряются уже в первый год существования, утверждает Светлана Санжаева. «Если в Москве рынок уже сформировался и работает стабильно, то у нас, в Красноярске, число разорившихся предприятий на порядок выше», — объясняет гжа Санжаева.
Директор сети салонов красоты «4 Сезона» АЛЕКСЕЙ БЫЧКОВСКИЙ считает, что подобные салоны заранее обречены на провал: «Люди, открывающие сейчас салоны красоты, ничего не смыслят в экономике этого бизнеса. И относятся к этому занятию как к игрушке, а не как к серьезному бизнесу». Кроме того, уверен гн Бычковский, запустить салон на $100 тыс. — бессмысленная трата денег и времени: «Для успешной деятельности необходимы нормальные оборотные средства, которые можно положить на счет и затем пустить на развитие. А вкладывая разово $100 тыс., владелец будет работать только себе на зарплату. Ни о каком прогрессе тут не может быть и речи».
По мнению Любови Васильковой, многие идут в эту сферу «на удачу»: «Новички выходят на рынок, не обладая должным опытом управления в индустрии красоты. Открывая салон, редко кто из них задумывается над концепцией и стратегией дальнейшего развития бизнеса».
Как считают эксперты, многие мастера в маленьких салонах ошибочно берут на себя функции менеджеров. «Мастер должен заниматься только творчеством. Вести бизнес нужно грамотному управленцу, который проанализирует рынок, правильно определит потребительскую аудиторию. В соответствии с этим выберет перечень услуг и оборудование», - считает г-жа Василькова.
Нестабильность рынка в сегменте экономкласса усиливает и дефицит квалифицированных кадров. «Если количество грамотных парикмахеров растет, то в области косметологии мастеров высокого класса можно пересчитать по пальцам», — говорит гн Кузнецов. Владельцы недавно открывшихся салонов экономкласса предпочитают переманивать сотрудников, а не заниматься их обучением. «Моим работникам постоянно поступают предложения работы из других салонов», — делится Сергей Кузнецов.
Однако, как поясняет директор салона красоты «Сияние» НАТАЛЬЯ КАРНАУХОВА, новым салонам практически невозможно переманить к себе грамотного специалиста: «Хороший мастер уже имеет свой круг клиентов и стабильный доход. Поэтому ему невыгодно уходить на другое место».
Мода на здоровый образ жизни помогает салонам найти клиентов
Иная ситуация в сегменте премиумкласса. Такого роста числа участников рынка, как в экономклассе, здесь нет. «Круг этих компаний сформировался несколько лет назад и за последние годы не меняется», — констатировал Сергей Кузнецов.
Количественному развитию этого сегмента рынка красоты препятствует все тот же кадровый голод. С января 2007 года, объясняет гжа Санжаева, согласно приказу органов санитарного надзора, мастеракосметологи обязаны иметь высшее специализированное образование. А таких специалистов в городе катастрофически мало, утверждают все участники рынка. Он наводнен «кадрами», которые, по словам Натальи Биневской, закончили частные курсы и не имеют сертификатов государственного образца. «Для работы в клинике необходимы мастера с опытом работы не менее 5 лет», — говорит Сергей Кузнецов. «Кроме того, чтобы открыть еще один салон, необходимо подобрать не одногодвух специалистов, а набирать команду», — уточнила Любовь Василькова.
Тормозит количественный рост салонов премиумкласса и медленно расширяющийся слой потребителей дорогих услуг. Алексей Бычковский: «Клиентская база за последний год значительно не увеличилась. Скорее люди стали больше тратить на себя. Они перестают считать эти деньги выброшенными на ветер. Это подтверждает и тот факт, что вдвое увеличилось количество мужчин, посещающих косметолога».
Эксперты отмечают: развитие в этом сегменте идет в плоскости количества и качества предоставляемых услуг. «Наши клиенты вышли на другой уровень ведения бизнеса и обязаны соответствовать ему внешне. Поэтому стали предъявлять нам более высокие требования», — объясняет Любовь Василькова.
Чтобы удержать клиента, собственники салонов вынуждены постоянно внедрять новые технологии и услуги. «Порой бывает, что клиент приходит и спрашивает новую эксклюзивную услугу. И это заставляет быть всегда в поиске», — говорит гжа Василькова.
Рынок элитной индустрии красоты сильно подвержен влиянию моды. Например, сегодняшний бум на здоровый образ жизни, по мнению Алексея Бычковского, на треть увеличил объем сегмента рынка SPA и оздоровительных услуг. «За последние годы очень выросли возможности врачебной косметологии. Это касается возрастной терапии и профилактики старения кожи. Появилось много новых технологий и материалов, позволяющих успешно противостоять процессам старения без хирургического вмешательства», — подтверждает Ирина Маценко. При этом основные клиенты салонов и косметологических клиник премиумкласса, по оценкам специалистов, это состоятельные люди в возрасте после 35 лет. Клиенты, которым сегодня исполнилось 50 лет и больше, рассказывает Ирина Маценко, не всегда следили в должной мере за своим лицом — им не помогут косметологические методы, и они применяют пластическую хирургию лица. «Спрос на эти услуги стабилен, и, я думаю, пластическая хирургия будет активно развиваться. По моей информации, в ближайшее время в Красноярске откроется как минимум две клиники пластической хирургии», — сказала гжа Маценко.
Высокие технологии заставляют рынок развиваться стремительнее
Рынок индустрии красоты станет более технологичным, прогнозируют эксперты. «В 2006 году я привез нанотехнологии, которые применяются в компьютерной и сотовой индустрии», — сказал гн Кузнецов. Такие новшества потребуют от компаний серьезной модернизации бизнеса. Светлана Санжаева: «Минимальные вложения на внедрение косметического новшества — 2530 тыс. евро. А стабильный спрос на него сформируется только через 23 года».
Специалисты считают, что «потянуть» такие вложения смогут далеко не все игроки. А это в свою очередь приведет к укрупнению салонов и клиник премиумкласса. В перспективе, по мнению одного из знатоков рынка, появятся закрытые салоны для vipпотребителей, где будут применяться только самые дорогостоящие технологии и материалы.
Приход внешних игроков на рынок, полагают эксперты, маловероятен. «Управлять на расстоянии сферой услуг достаточно сложно. Кроме того, уровень цен в Красноярске значительно ниже, чем в Москве», — делится Наталья Биневская.
Но гжа Биневская не исключает, что федералов заинтересует ниша дорого­стоящих косметических клиник. «Я думаю, что вместе с новыми торговыми центрами, которые инвестируют москвичи, придут и крупные столичные игроки», — резюмирует гжа Биневская.
Как именно зайдут федералы — пока неясно. Светлана Санжаева сомневается, что местные компании осилят покупку франшизы: «Годовая сумма выплат за право пользования солидным именем доходит сегодня до $40000».