Меню

Обзор: Мебельный ритейл

эксперты Виталий Виинапуу соучредитель интерьер-бутика Room Михаил Герман руководитель отдела развития и маркетинга компании «Российские Оптовые Сети» Светлана Говор генеральный директор красно

С каждым днем спрос на дешевую мебель в Красноярске стремительно падает. Сегодня на местном рынке мебельного ритейла игроки активно «сражаются» за потребителя со средним достатком — именно в эту нишу заходит большинство новых компаний. Эксперты прогнозируют, что такая ситуация продлится недолго и в ближайшие несколько лет платежеспособный спрос переместится в сегменты middle-up и premium.
эксперты
Виталий Виинапуу
соучредитель интерьер-бутика Room
Михаил Герман
руководитель отдела развития и маркетинга компании «Российские Оптовые Сети»
Светлана Говор
генеральный директор красноярского филиала сети салонов «Кенгуру»
Дмитрий Корицкий
руководитель проекта KrasMEBEL.ru
Юрий Макаренков
директор компании «Мебелькомплект» и торгово-выставочного комплекса «Мебелев», председатель Красноярской гильдии мебельщиков
Артур Мошкорин
учредитель салонов «Генезис», «Феликс» и «Европа»
Владислав Пушкарев
коммерческий директор мебельного центра «Семь слонов»
Сергей Сташкевич
директор компании «Коста» (Visconti, Capriccio, Stanley)
Вадим Шахов
заместитель директора сети магазинов «Шатура» в Красноярске
 
По данным Ассоциации предприятий мебельной и деревообрабатывающей промышленности России, суммарный объем продаж российского мебельного рынка составил за минувший год 226 млрд руб. Прирост, по предварительным оценкам, равен 15-30%. По словам красноярских участников этого рынка, местная мебельная розница увеличивается примерно теми же темпами,ее доля на общероссийском рынке - около одного-двух процентов.

Входной билет на миллион

ДМИТРИЙ КОРИЦКИЙ, руководитель проекта KrasMEBEL.ru: «На городском рынке мебельной розницы присутствуют, по разным данным, от трехсот до пятисот компаний. Около 30 из них — крупные игроки, среди которых «Шатура», «Дятьково», «Феликс», «Ритас», «Нильс», «Командор», «Натали» и др.».

Учредитель салонов «Генезис», «Феликс» и «Европа» АРТУР МОШКОРИН оценил емкость местного мебельного ритейла в 300-400 млн руб в месяц. Председатель Красноярской гильдии мебельщиков, директор компании «Мебелькомплект» и торгово-выставочного комплекса «Мебелев» ЮРИЙ МАКАРЕНКОВ уточнил, что ежемесячный показатель объема рынка — величина непостоянная, она серьезно колеблется в зависимости от сезона, например, осенью, в период пика продаж, может увеличиваться в 2-2,5 раза. По оценке г-на Макаренкова, за последний год рынок прирос в среднем на 15-20%.

Как утверждают эксперты, самый недорогой «входной «билет» на местный рынок мебельной розницы стоит около миллиона рублей. «Этой суммы хватит на то, чтобы открыть один небольшой магазин: арендовать помещение около 70 квадратных метров полезной площади, установить торговое оборудование, разместить в нем образцы мебели и прорекламироваться», — рассказал директор компании «Коста» (Visconti, Capriccio, Stanley) СЕРГЕЙ СТАШКЕВИЧ.

Артур Мошкорин считает, что сегодня заходить в мебельный ритейл с такой суммой уже нецелесообразно. «Чтобы удержаться на рынке, сейчас оператору нужно иметь на входе, по моим подсчетам, не менее 5 млн руб. Причем быстрой окупаемости ждать не стоит: максимальная рентабельность в мебельном ритейле составляет 10%, поэтому окупить вложения реально не быстрее чем за пять лет», — сказал Артур Мошкорин.
70% рынка «держат» федеральные бренды

Аналитики сообщают: на сегодняшний день в городе преобладает ввозимая мебель. «Если два года назад количество местной и привозной мебели было примерно одинаковым, то сейчас перевес сил однозначно на стороне федеральных и инорегиональных мебельных брендов», — отмечает Юрий Макаренков. По оценкам эксперта, сегодня доля ввезенной в Красноярск мебельной продукции составляет около 70%.

По словам участников рынка, сегмент привозной мебели активно рос в этом году не только за счет увеличения объемов продаж уже присутствующих брендов, но и за счет прихода организаций, представляющих новые марки. Например, в Красноярск с форматом мебельного дискаунтера недавно зашла «Кузбасская мебельная компания». Кемеровский ритейлер разместился сразу на 2 тыс. кв. м, далее он планирует расширять свое присутствие в городе. Около месяца назад на местном рынке открыло первый салон калининградское предприятие «Лазурит».

Эксперты отметили, что ниша ввозимой мебели прирастает и за счет импортной продукции. Если еще несколько лет назад на местном рынке подавляющая доля привозной мебели была произведена в России и ближнем зарубежье, то сегодня много и европейского товара. ВИТАЛИЙ ВИИНАПУУ, соучредитель интерьер-бутика ROOM: «Сейчас получила развитие система заказов по каталогам, что существенно расширило предложение иностранной продукции».

Юрий Макаренков подчеркивает, что в ситуации жесткого противостояния местных и сторонних мебельных операторов у компаний, занимающихся продажей мебели местных производителей, есть лишь один способ удержаться на рынке — продавать мебель «под заказ». «Удаленность производства вынуждает федеральные компании предлагать потребителю типовые решения — модульную мебель, собирающуюся по типу конструктора. Но ситуация «пришел, увидел и купил» не всегда устраивает покупателя. Именно этим и должны воспользоваться продавцы местной мебели», — говорит председатель Красноярской гильдии мебельщиков. С коллегой согласен Сергей Сташкевич: «Сегодня мы производим мебель под конкретный заказ из строго определенного сырья и комплектации, именно при таком условии мы можем быть уверены, что у нас постоянно будет потребитель».
Специалисты уверены: если продавцы местной мебели будут использовать свой основной козырь — гибкость предложения, они смогут удержаться на рынке. По словам Юрия Макаренкова, в данной ситуации важно, чтобы они имели тесные связи с производством.

Эксперты также констатируют, что усиливающаяся конкуренция заставляет игроков серьезно увеличивать свои рекламные бюджеты. «Мы уже используем все возможные рекламоносители: рекламу на ТВ, на баннерах, в печатных СМИ, интернете», — рассказал Сергей Сташкевич.

«Мы рекламируемся всеми известными и возможными способами, начиная от размещения в бизнес-изданиях, заканчивая наружной рекламой», — дополнил Артур Мошкорин. «Чтобы быть на слуху, мы проводим так называемые «поддерживающие» рекламные акции. Их должно быть не менее двух в год», — рассказал Вадим Шахов, заместитель директора магазинов «Шатура» в Красноярске. Сегодня, по словам участников рынка, затраты на рекламу составляют около 5-7% от оборота компании.

Доля дешевой мебели упала до 10%

Мебельные ритейлеры говорят о качественном росте спроса на продукцию. «Если раньше цена для потребителя играла первостепенную роль, то сейчас он сначала обращает внимание на качество, комплектацию, дизайн и функциональность мебели и только потом — на цену», — утверждает Юрий Макаренков. По его оценке, доля дешевой мебели на рынке за минувший год резко сократилась: с 30% упала примерно до 10%. Еще около 20% принадлежит мебели middle-up и premium сегментов. Большая же часть рынка, по подсчетам председателя Красноярской гильдии мебельщиков, у middle-сегмента.

Аналитики отметили, что сегодня в Красноярске на мебель среднего и вышесреднего ценовых сегментов преобладает первичный спрос на мебель. «Строительный «бум» отразился и на нас. Большинство новоселов предпочитают покупать для новой квартиры новую мебель», — делится Артур Мошкорин.

Спрос на «люксовую» мебель в Красноярске, по словам г-на Виинапуу, пока единичен. «Сегодня покупка кухни премиум класса за два-три миллиона рублей — большая редкость, а продажа двух-трех кухонь стоимостью до полутора миллионов — это неплохой средний месячный показатель для салона», — рассказал Виталий Виинапуу.
Участники рынка надеются, что спрос на дорогую мебель удастся «расшатать» с помощью системы кредитования. Пока же кредиты на местном мебельном рынке спросом не пользуются. «В нашей компании таких продаж почти нет. Банкиры, автодилеры, продавцы бытовой техники и т.д. «насытили» потребителя кредитами», — говорит Сергей Сташкевич. С коллегой согласен и Вадим Шахов: «15% наших продаж — покупки в кредит. Причем эта цифра выше среднерыночной. Положительной динамики по кредитам нет уже около года».

Мебельные ритейлеры «форматируются»

Чтобы стимулировать спрос, компании ищут новые форматы торговли. Артур Мошкорин: «В городе уже почти не осталось мебельных магазинов». Это же подмечает и Юрий Макаренков: «Мебельный склад-магазин — это уже вчерашний день. Потребителя даже со средним достатком больше не привлекает подобный формат. Сейчас компании переходят к «салонности». В этом формате участники рынка выигрывают на оптимизации площадей: в салоне представлены лишь несколько выставочных экземпляров мебели, остальная предлагается потребителю по каталогам. Для потребителя же такой формат привлекателен тем, что мебель в нем представлена в интерьере. Также, по словам аналитиков, на рынке начали появляться специализированные торговые комплексы. Сегодня в городе восемь специализированных мебельных ТК: «Форд», «MixMax», «Октябрьская ярмарка», «Командор», «Вавилон», «Мебелев», «Семь слонов» и «Громада». «Конкуренции между этими ТЦ почти нет — все они находятся в разных районах и рассчитаны на разных потребителей», — отмечает коммерческий директор ТК «Семь слонов» ВЛАДИСЛАВ ПУШКАРЕВ.

Однако большинство ритейлеров говорят о недостаточно высоком качестве торговых площадей в специализированных ТК. «Со своим новым брендом «Европа» мы бы запросто поработали в ТЦ. Однако из ныне существующих комплексов ни один нас не устроил — большинство из них напоминают стихийные рынки под крышей», — говорит Артур Мошкорин.

«Лишь один из четырех наших магазинов находится в специализированном ТК. Недостаток качественных площадей и нежелание вкладывать в их развитие «отбивает» желание открывать торговые точки в этом формате, хотя выход мебельных ритейлеров в специализированные ТК — тренд по всей России», — сказал Вадим Шахов.
Помимо невысокого качества торговых площадей эксперты называют еще один недостаток красноярских мебельных ТК. Артур Мошкорин: «Местные мебельные торговые центры зачастую не разделяют потребителей — это, на мой взгляд, ошибка. Мировая практика показывает, что совмещение на одной площади в ТК премиальных брендов и недорогой мебельной продукции отталкивает покупателей». Также, по словам г-на Мошкорина, нет смысла «смешивать» корпоративных клиентов и физлиц. «Сегмент офисной мебели — это явный street-ритейл. Потенциальные клиенты продавцов офисной мебели — компании, сотрудникам которых нет смысла блуждать по специализированным ТК», — заключил учредитель салонов «Феликс», «Генезис» и «Европа».

Владислав Пушкарев: «Действительно, отсутствие достойных площадей для мебельных операторов актуально, но не критично. Арендаторы в специализированные ТК выстраиваются в очередь. Дефицит составляет около 30% площадей».

Руководитель отдела развития и маркетинга компании «Российские Оптовые Сети» МИХАИЛ ГЕРМАН придерживается мнения, что нехватка торговых площадей в специализированных торговых комплексах Красноярска еще выше. «Количество крупных мебельных ТК в нашем городе значительно меньше, чем, например, в Новосибирске. По моим данным, большая часть рынка мебельной розницы Красноярска еще работает стихийно, и лишь небольшую часть этого «пирога» можно назвать организованной и форматной», — сказал г-н Герман.
Мебельная розница шагнет в интернет

Игроки рынка уверены, что в ближайшее время экспансия федеральной мебельной розницы продолжится. Михаил Герман: «Так называемые мебельные «магазины у дома», если они одиночки, по большей части «вымрут». Компании на местном рынке выживут за счет укрупнения и тиражирования формата. В Красноярске, как и в близлежащих регионах, появятся крупнейшие российские сети». Так, «Кузбасская мебельная компания» помимо дискаунтера «М1» планирует запустить сеть фирменных магазинов «Энергия уюта». Сегодня, по информации «ДК», в Красноярске активно ищут площади компании «Большая медведица», «Мебельвилль», IKEA, «Надо мебель».
Юрий Макаренков прогнозирует, что спрос на мебель перешагнет из среднего ценового сегмента в сегменты «средний плюс» и «премиум». Мебельные ритейлеры, как прогнозируют эксперты, начнут предлагать комплексную услугу. «На рынке уже появляются магазины с собственными дизайн-студиями либо салоны мебели при дизайн-студиях. В них вам разработают дизайн вплоть до подбора цвета штор под глаза вашей собачки», — отмечает Юрий Макаренков. Виталий Виинапуу: «Мы 10 лет занимаемся дизайном интерьера, а месяц назад вышли на мебельный рынок Красноярска — открыли собственный интерьер-бутик Room».

Помимо появления дизайн-студий при мебельных магазинах эксперты прогнозируют, что скоро на рынке начнет действовать совсем новый формат продаж для этого сегмента — интернет-магазин. «Сегодня мы пробуем рекламу в интернете, думаю, постепенно все ритейлеры будут продавать свою продукцию через Всемирную паутину», — предполагает Сергей Сташкевич. Формат специализированных торговых комплексов тоже будет развиваться: «В ближайшие 3 года количество мебельных ТК вырастет в 2-3 раза», — полагает Михаил Герман.

Специалисты отмечают также, что часть рынка мебельной розницы будут забирать непрофильные ритейлеры. Об одном из таких примеров рассказала СВЕТЛАНА ГОВОР, генеральный директор Красноярского филиала сети магазинов «Кенгуру»: «Наша компания занимаемся ритейлом в области товаров для детей и будущих мам. Одним из направлений работы является продажа детской мебели в сегменте «средний+» от итальянских и греческих производителей».

Также участники рынка прогнозируют, что в ближайшие несколько лет потребитель осознает престижность мебели из дерева. «Сегодня большая часть продаваемой продукции — мебель из ДСП. Мы повторим опыт Европы: спрос на дорогую мебель из дерева — одна из грядущих перспектив местного рынка», — резюмирует Вадим Шахов. С этой точкой зрения согласен Сергей Сташкевич: «Сегодня только 5% мебели из массива такой компании, как «Мекран», реализуется в Красноярске. Спрос на нее из Москвы скоро придет и к нам».