Меню

Обзор: Мебельный ритейл — домашняя мебель

эксперты Михаил Герман руководитель отдела развития и маркетинга компании «Российские оптовые сети» Юрий Макаренков директор компании «Мебелькомплект» и торгово-выставочного комплекса «Мебелев»,

В Красноярске активно растет спрос на домашнюю мебель, причем, как отмечают эксперты, предпочтения покупателей все больше смещаются от дешевой мебели к мебели ценовой категории middle и middle-up. Аналитики считают, что динамика спроса могла быть еще выше, однако развитие рынка серьезно тормозит нехватка торговых площадей.

эксперты
Михаил Герман
руководитель отдела развития и маркетинга компании «Российские оптовые сети»
Юрий Макаренков
директор компании «Мебелькомплект» и торгово-выставочного комплекса «Мебелев», председатель Красноярской гильдии мебельщиков
Владислав Пушкарев
коммерческий директор мебельного центра «Семь слонов»
Татьяна Суханова
коммерческий директор мебельного мегаполиса «Командор»
Вадим Шахов
заместитель директора сети магазинов «Шатура» в Красноярске

Пооценке руководителя отдела развития и маркетинга компании «Российские оптовые сети» МИХАИЛА ГЕРМАНА, рост красноярского рынка мебели для дома составляет в среднем 15-30% в год. «Такова же динамика роста в целом российского рынка домашней мебели», — уточняет эксперт. Годовой оборот местного рынка домашней мебели г-н Герман оценил в 1,5-2 млрд руб.

Рентабельность мебельного ритейла снижается

По оценке Михаила Германа, сейчас в Красноярске насчитывается порядка 120 магазинов, специализирующихся на продаже мебели для дома. Около десятка из них — крупные торговые комплексы: «Командор», «Семь слонов» (мебель класса middle, middle-up), «Вавилон», «Мебелев», «Октябрьская ярмарка», «Грамада» (эконом-класс), MixMax, «Форд» («смешанный» тип).
Среди наиболее крупных сетевиков эксперты отмечают «Натали», «Дятьково», ТД «Ритас», «Шатура», «Лиза», «Мебель Италии», «Евромебель», «Коста Белла», «Клэр». Все они продают мебель среднего ценового сегмента. Мебель премиального класса в городе представлена не так широко. Из ритейлеров, работающих в этом секторе, специалисты особенно выделили «Галерею света», «Светотень» и «3D Студию».

По утверждению аналитиков, в Красноярске по-прежнему продается и мебель кустарного низкокачественного производства. «На рынке работает множество мелких «подвальных» фабрик, которые копируют продукцию дорогих производителей и зарабатывают на неопытности потребителя», — сказал заместитель директора сети магазинов «Шатура» в Красноярске ВАДИМ ШАХОВ.

Среднюю рентабельность мебельного бизнеса в Красноярске аналитики оценили в 10%. «Более того, она имеет тенденцию к снижению. Поэтому продавцы мебели сейчас стараются увеличить свои доходы за счет увеличения объемов реализуемой продукции и снижения цены», — говорит коммерческий директор мебельного центра «Семь слонов» ВЛАДИСЛАВ ПУШКАРЕВ.

На местном рынке растет доля привозной мебели

Специалисты отмечают, что на рынке растет доля привозной продукции: если два года назад она составляла половину красноярского рынка домашней мебели, то сегодня уже значительно превысила долю местной продукции. Так, по оценке коммерческого директора мебельного мегаполиса «Командор» ТАТЬЯНЫ СУХАНОВОЙ, доля привозной продукции в нише корпусной мебели составляет сейчас 90%. «Федеральные игроки практически полностью захватили эту нишу, поскольку в Красноярске почти нет производителей такой мебели», — поясняет эксперт.

В нише мягкой мебели позиции местных компаний сильнее — пока что им удается удерживать около 30% рынка. «В Красноярске есть достаточно сильные производители мягкой мебели, что не отрицают и представители федеральных мебельных фабрик. Кроме того, везти в Красноярск мягкую мебель менее выгодно, чем корпусную, так как из-за ее больших габаритов дороже перевозка», — говорит Татьяна Суханова.

Аналитики подчеркивают, что в последнее время в Красноярске федеральные производители мебели начали активно развивать собственные торговые сети. Вадим Шахов: «Например, в прошлом году в город пришли «Кузбасская мебельная компания», «Иркутская мебельная компания», недавно — московские фабрики «Лазурит» и «Лотус». В ближайшее время планирует зайти тюменский деревообрабатывающий комбинат «Красный октябрь» (торговая марка «Мебельвилль»). Из новичков-ритейлеров эксперт отметил томскую сеть «Надо мебель», которая будет продавать свою продукцию на площадях нескольких гипермаркетов «АЛПИ».

По словам директора компании «Мебелькомплект» и торгово-выставочного комплекса «Мебелев», председателя Красноярской гильдии мебельщиков ЮРИЯ МАКАРЕНКОВА, усиление давления со стороны инорегиональных компаний заставляет местных производителей уходить из массовой розницы и пытаться развиваться в узких нишах. «Многие красноярские фабрики, ранее игнорировавшие изготовление мебели по индивидуальному заказу, сейчас переходят именно на эту форму работы. Например, фабрика «Корона»: два года назад 70% ее продукции составляли мелкосерийные партии мебели, и только 30% приходилось на индивидуальный заказ. Сегодня доля заказной продукции «Короны» равна уже 90%», — утверждает эксперт.

Юрий Макаренков поясняет, что, уходя в нишу индивидуальных заказов, красноярские мебельщики используют свои конкурентные преимущества перед федеральными компаниями: близость к местному покупателю, возможность в короткие сроки и значительно дешевле поставить нестандартную мебель. Кроме того, работая «под заказ», они сокращают расходы на аренду выставочных площадей. «Этим путем изначально пошли некоторые красноярские компании, например, «Баккара» и «Коста Белла», — рассказал г-н Макаренков.

Потребительские предпочтения сместились в средний ценовой сегмент

Специалисты также обратили внимание на заметное смещение покупательских предпочтений от дешевой мебели к мебели ценовых категорий middle и middle-up. По оценке Юрия Макаренкова, сегодня доля продаваемой мебели этих ценовых категорий составляет в Красноярске около 70%, тогда как на мебель низкого ценового сегмента приходится около 20% рынка. Оставшиеся 10% занимает продукция premium-класса.

«Мы наглядно наблюдали рост спроса на мебель среднего и выше среднего классов, когда расширили линейку представленной у нас продукции от недорогой до почти премиальной. Получив возможность сравнить мебель низкого и среднего ценовых сегментов, покупатели стали делать свой выбор в пользу среднего. Так, у нас начали расти продажи мебели «Шатура», относящейся к среднему классу», — утверждает Татьяна Суханова.

По оценкам аналитиков, спрос на домашнюю мебель отдельных видов за прошедший год вырос более чем наполовину. Татьяна Суханова: «По нашей статистике, рост продаж обеденных групп составил 60%, а детских комнат — не менее 20% по сравнению с прошлым годом. Отдельно бы отметила неожиданный и резкий рост спроса на матрасы, в том числе ортопедические. Если год-полтора назад этот вид продукции шел у нас как сопутствующий к спальням, то сейчас мы выделили его в самостоятельное направление».

Повышение спроса участники рынка связывают с растущим благосостоянием населения и с высокими темпами ввода в эксплуатацию жилья. При этом они отмечают, что доля продаж мебели в кредит упала, особенно в среднем ценовом сегменте. «Год назад кредиты были более актуальны, сейчас покупатель все больше предпочитает приобретать мебель за наличные», — сказал Владислав Пушкарев.

Татьяна Суханова уточнила, что продажи в кредит сейчас актуальны только для продавцов дешевой мебели. «Для них наиболее важен быстрый оборот продукции, поэтому они используют кредитование как метод привлечения потребителя, беря расходы по возмещению процентной ставки по кредиту на себя. Но в среднем сегменте делать ставку на кредит нецелесообразно: как показывает практика, потребитель не берет кредит на сумму более 100 тысяч рублей», — рассказывает г-жа Суханова.

Рынку не хватает торговых площадей

Аналитики считают, что местный рынок мог бы расти еще быстрее, однако его развитию мешает нехватка торговых площадей. «Сейчас красноярский мебельный ритейл представлен в двух форматах: отдельно стоящие небольшие магазины и специализированные торговые комплексы. Первый из них, на мой взгляд, можно считать отмирающим форматом торговли, за исключением тех случаев, когда речь идет о монобрендах — целенаправленной стратегии продаж компаний, специализирующихся, как правило, на дорогой мебели под заказ. Бутиковый формат для них — норма. Основная же доля мебели теснится в нескольких специализированных комплексах», — говорит Михаил Герман.

Вадим Шахов: «Мы уже давно думаем о расширении своей сети, однако предложение аренды площадей в специализированных торговых комплексах ограничено, к тому же владельцы немногочисленных мебельных ТК завышают арендную плату». По словам г-на Шахова, именно из-за высокой стоимости аренды сейчас все стараются заходить на рынок бренд-секциями площадью 150 квадратов, выставляют минимум образцов и работают по каталогам. «Однако это не самый лучший способ продавать мебель. Для этого товара нужны большие площади», — считает г-н Шахов.

Аналитики также отметили, что большинство местных мебельных комплексов не дотягивают до уровня специализированных. «Необходимы комплексы, которые совмещали бы в себе несколько направлений, например, отделочные материалы, товары для дома, бытовую технику и мебель», — говорит Вадим Шахов. «Нужно понимать, что покупательский поток в мебельных магазинах низкий, поэтому мебельщикам необходимо «приклеиваться» к другим розничным операторам. Хорошим примером этого в Красноярске может служить мебельный мегаполис «Командор» с гипермаркетом на первом этаже, у которого очень высокий трафик. Подобным путем пошла и сеть «Надо мебель», «поселившаяся» в «АЛПИ», — сказал г-н Герман.

Продавцы мебели не пойдут в торгово-развлекательные комплексы

Эксперты констатируют, что рынок домашней мебели в Красноярске начнет активно насыщаться именно с ростом числа специализированных комплексов. По информации «ДК», строительство таких комплексов в Красноярске уже началось: компания «ПартнерСтрой» планирует запустить в декабре 2008 г. торговый комплекс товаров для дома «Континент». О намерении открыть здесь свой комплекс заявила и новосибирская компания «Большая медведица». Михаил Герман прогнозирует, что в ближайшие полгода-год совокупная торговая площадь мебельных магазинов Красноярска может увеличиться в 1,5-2 раза.

Он также не исключает, что место продавцам мебели найдется и в строящихся в настоящее время в Красноярске торгово-развлекательных комплексах. Однако не все мебельщики разделяют это мнение. «ТРК не «наш» формат. За мебелью человек туда никогда не поедет. Может быть, только в том случае, если комплекс разместит у себя специализированные площади под мебель, что вряд ли произойдет. А заходить в ТРК площадью 140 тысяч квадратных метров даже на 500 квадратов не имеет смысла — просто «потеряешься» в огромной массе магазинов и магазинчиков», — уверен Вадим Шахов.

По прогнозам Татьяны Сухановой, помимо специализированных торговых комплексов в ближайшее время на местном рынке начнет активно развиваться формат мебельных дизайн-студий, специализирующихся на поставках эксклюзивной дорогостоящей мебели и производстве нестандартной мебели по индивидуальным заказам. «В мае мы планируем открыть такую студию в «Командоре», — заявила г-жа Суханова.

Вадим Шахов уверен, что будет сокращаться количество единичных магазинов. «Сейчас настает время сетевиков, которые заходят большими площадями, с большим ассортиментом и умеренными ценами. Они просто «съедят» отдельные магазины площадью до 100 квадратных метров», — считает г-н Шахов.

Специалисты уверены, что на местный рынок будут заходить новые федеральные игроки, однако серьезного увеличения ассортиментного наполнения рынка не произойдет, поскольку основные федералы уже представлены в городе. «Единственное изменение ассортимента может быть связано с ростом присутствия азиатской мебели», — считает Михаил Герман.

Юрий Макаренков: «Думаю, что красноярские мебельщики должны устремиться в ниши производства кухонь, встроенной мебели, шкафов-купе. По сути своей, это сугубо «заказная» мебель. Федералам эти ниши освоить трудно в силу удаленности производств. Поэтому производство, а следовательно, и продажи этой мебели вполне могут забрать себе местные мебельщики».