эксперты Сергей Задорожин директор Красноярского филиала компании «ДЭФО» Роберт Ким генеральный директор компании «Лагуна Офис» АлександрКобыш директор компании «Тесла 96» Виталий Кондратенко
Сергей Задорожин
директор Красноярского филиала компании «ДЭФО»
Роберт Ким
генеральный директор компании «Лагуна Офис»
АлександрКобыш
директор компании «Тесла 96»
Виталий Кондратенко
директор мебельной фабрики «Енисей»
Дмитрий Корицкий
руководитель проекта KrasMEBEL
Виктор Мишин
директор сети салонов офисной мебели «Мебель Стиль»
Артур Мошкорин
генеральный директор компании «Генезис»
Светлана Побегайло
директор компании «Феликс-Красноярск»
Андрей Смекалов
директор компании «Ремикс-МС»
По словам директора компании «Феликс-Красноярск» СВЕТЛАНЫ ПОБЕГАЙЛО, прошли времена, когда в борьбе за долю рынка многие мебельщики стремились выпустить как можно больше дешевой низкокачественной продукции. «Отечественный рынок офисной мебели достиг уровня развития, при котором на первое место стало выходить качество. Причем покупателю уже мало просто приобрести мебель, он ждет от поставщика широкого ассортимента, скорости выполнения заказа, гарантий и сервиса», — рассказала г-жа Побегайло.
Директор Красноярского филиала компании «ДЭФО» СЕРГЕЙ ЗАДОРОЖИН оценивает ежемесячный оборот рынка офисной мебели Красноярского края примерно в 100 млн руб. «Из них 70 миллионов приходится на сам Красноярск», — пояснил г-н Задорожин.
Аналитики говорят о ежегодном приросте рынка на 10-15%. «Он растет, в первую очередь, за счет строительства бизнес-центров и прихода в регион крупных федеральных компаний. Большой сегмент потребителей в последнее время составляют государственные учреждения и предприятия, которые обновляют свою мебель», — рассказал г-н Задорожин. По данным портала KrasMEBEL, сегодня на местном рынке офисной мебели работают около 100 компаний. «В это число входят как крупные федеральные сети, так и небольшие местные производители, изготавливающие мебель под заказ», — уточнил руководитель портала ДМИТРИЙ КОРИЦКИЙ.
Директор компании «Тесла 96» АЛЕКСАНДР КОБЫШ добавил, что кроме специализированных ритейлеров и производителей на рынок офисной мебели заходят много игроков со смежных рынков — компаний, производящих торгово-выставочное оборудование, окна, двери и т.д.
Как утверждают эксперты, из сотни компаний заметны на рынке не более половины, а в число лидеров специалисты включают всего около 10-15 фирм: «Феликс», «Генезис», «Лагуну Офис», «Юнитекс», «РОСИНВЕСТ», «Томск-мебель», «ДЭФО», «Шатуру», «Командор», «Мебель Стиль» и др. Совокупную рыночную долю лидеров аналитики оценили в 80%.
По словам участников рынка, доля привозной офисной мебели в Красноярске составляет на сегодня не менее 80%. «Практически все крупнейшие на местном рынке поставщики офисной мебели — это дилеры либо филиалы торговых сетей федеральных производителей. Например, мы представляем «Программу Техно», «Генезис» — «Камбио», «Юнитекс» — «Сторосс», «Томск-мебель» — «Витру», «Мебель Стиль» и «Феликс» — одноименных производителей», — рассказал генеральный директор компании «Лагуна Офис» РОБЕРТ КИМ. Эксперт утверждает, что сегодня в Красноярске представлены почти все крупнейшие федеральные заводы-изготовители офисной мебели.
Из местных производителей, составляющих серьезную конкуренцию федералам, аналитики особо выделили компанию «РОСИНВЕСТ». «Мебель «РОСИНВЕСТА» по качеству и уровню спроса не уступает многим столичным производителям. Например, в объемах наших продаж она занимает 70%. Остальное приходится на продукцию двух московских заводов, которые мы также представляем в нашем регионе», — утверждает Александр Кобыш.
По словам экспертов, в Красноярске никогда не было крупных производителей офисной мебели. В то же время большинство нынешних российских лидеров этой отрасли — предприятия, основанные еще в советское время.
«Мы даже не пытаемся выйти в массовый сегмент, потому что «тягаться» с федералами нам не по силам. У них несравнимо большие финансовые ресурсы и объемы производства. Поэтому работаем «под заказ», по индивидуальным дизайн-проектам. Изготавливаем мебель для школ и других учебных заведений, учреждений судебной системы», — говорит директор мебельной фабрики «Енисей» ВИТАЛИЙ КОНДРАТЕНКО.
Директор компании «Ремикс-МС» АНДРЕЙ СМЕКАЛОВ добавляет, что, имея за собой поддержку федеральных заводов, их местные представители обходят красноярских производителей и на государственных тендерах. «Как раз сейчас объявлен один из таких тендеров. Только за само участие в нем необходимо заплатить миллион рублей. Затем в случае победы нужно выплатить страховку в размере 30% от суммы тендера (в данном случае это 20 миллионов) и за собственный счет выполнить все работы по нему. Только после этого спустя три месяца работа будет оплачена. Такие условия не «потянуть» большинству местных компаний», — утверждает г-н Смекалов.
Как сообщает Александр Кобыш, за последние годы предпочтения потребителей офисной мебели заметно сместились из низкого в средний ценовой сегмент: «Например, если несколько лет назад покупателя устраивала мебель из ЛДСП, зачастую даже без ударопрочной кромки, — лишь бы подешевле, то сейчас возрос спрос на мебель, изготовленную по технологии постформинга (плита из МДФ после предварительного раскроя и обработки обтягивается пленкой) с использованием стекла, металла, натуральной кожи».
При этом, как отмечают участники рынка, компании покупают мебель класса middle как для персонала (оперативную мебель), так и для руководящего состава (кабинеты).
«Раньше самой привлекательной характеристикой оперативной мебели была ее низкая цена. Наибольшим спросом пользовались места не дороже 5-6 тысяч рублей. Сегодня значительная часть потребителей переориентировалась на более дорогие рабочие места по цене 10 тысяч рублей и выше», — добавляет Светлана Побегайло.
По оценке Артура Мошкорина, мебель средней ценовой категории (10-30 тыс. руб. за рабочее место) на сегодня составляет 60% в объеме продаж офисной мебели. «Около 30% занимает дешевая продукция — до 10 тысяч рублей, и 10% — премиальная, стоимостью от 70 тысяч за рабочее место», — поделился данными эксперт. «В ассортименте нашей компании есть дешевая мебель, но мы ее даже не представляем на выставке. Она практически не востребована. Например, если говорить об оперативной мебели средней ценовой категории, то наибольшим спросом у нас пользуется мебель двух серий собственного производства. Она составляет примерно 50% наших продаж и востребована банками и бюджетными организациями», — сообщил директор сети салонов офисной мебели «Мебель Стиль» ВИКТОР МИШИН.
Офисная мебель премиального класса сейчас слабо востребована в Красноярске. По словам Роберта Кима, большинство красноярских руководителей сегодня считают нецелесообразным тратить полмиллиона рублей на приобретение даже собственного кабинета, предпочитая купить мебель не менее функциональную, но более дешевую. Однако раньше ситуация была иной.
«Спрос на кабинеты класса «президент» был «болезнью» 90-х годов. Тогда это было основным местом переговоров, именно туда приглашались деловые партнеры. Важно было себя «показать», поэтому в кабинетах даже устанавливали бильярды. Теперь у бизнесменов другие приоритеты: кабинет — это просто рабочее место, а переговоры зачастую проводят в ресторанах», — утверждает г-н Ким.
По его словам, производители сейчас делят кабинеты на четыре класса: эконом, бизнес, первый и премиальный (президент-класс). «При этом кабинеты первого (от 300 до 500 тысяч рублей) и премиального (от 500 тысяч) продаются очень редко», — рассказывает Роберт Ким.
Виктор Мишин добавил, что мебель такого класса даже редко держат на складе. Как правило, в наличии есть только один выставочный экземпляр. «Нет смысла занимать складскую площадь под мебель, которая неизвестно когда будет продана. Лучше завезти на ее место более востребованные изделия», — пояснил г-н Мишин.
Основным форматом продаж офисной мебели эксперты называют специализированные отдельно стоящие магазины. Причем в отличие от продавцов домашней мебели поставщики офисной не стремятся размещать свои выставки в крупных торговых комплексах. Объясняется это разницей в целевых аудиториях.
«Наш товар рассчитан на корпоративного потребителя, поэтому высокая покупательская проходимость для нас не важна так, как для продавцов домашней мебели», — пояснил Виктор Мишин. Он также добавил, что все крупные поставщики офисной мебели ориентируются на постоянных клиентов, а новые приходят в основном по рекомендациям.
Более того, по мнению Артура Мошкорина, если бы все поставщики офисной мебели попытались объединиться на площадях одного торгового центра, это могло бы привести к еще большему ужесточению конкуренции. «В нише домашней мебели цена не всегда бывает главным критерием выбора. Покупатель способен пойти на дополнительные расходы, если мебель его устраивает по другим параметрам. В нише офисной мебели иначе. Комплект может подходить требованиям покупателя, но, если он будет значительно дороже, чем комплект в соседнем салоне, выбор наверняка будет сделан в пользу меньшей цены. Поэтому, если все поставщики будут находиться в одном месте, это обострит конкуренцию. Неизбежно произойдет падение цен и прибыли, что повлечет за собой уход с рынка некоторого количества игроков», — уверен г-н Мошкорин.
Виктор Мишин подтверждает наглядным примером это мнение: «В свое время один наш магазин находился прямо напротив входа в «Командор». Возникла ситуация, при которой наши клиенты стали уходить к ним, а их — к нам. Началась ценовая «война», от которой страдали и мы, и «Командор», и в конечном счете мы решили убрать оттуда торговую точку».
По словам экспертов, практика продаж офисной мебели показывает, что клиент зачастую выбирает поставщика по месторасположению. Тем более что многие вообще не придают особого значения торговой марке, поскольку речь идет о мебели одного формата, одного функционального назначения и примерно одной цены. Однако, как отметил Сергей Задорожин, открытие филиалов в разных районах города очень затратно даже для крупной компании. «На мой взгляд, определяющим фактором для привлечения и удержания клиентов становятся репутация компании, качество изделий и уровень сервисного обслуживания», — добавил эксперт.
Кроме того, в условиях жесткой ценовой конкуренции важно наличие у компании большого складского запаса. «Буквально вчера к нам обратился один из постоянных клиентов, которому понадобилась поставка крупной партии мебели в течение нескольких дней. Необходимо быть готовым к таким ситуациям и держать на складе запас мебели, потому что, если несколько лет назад потребитель готов был ждать заказ 2-3 месяца, то сегодня ему нужно, чтобы она была уже «вчера», иначе он просто уйдет к конкурентам», — утверждает Виктор Мишин.
Многие компании начинают использовать новые методы продвижения своей продукции. Один из них — интернет. «Мы сейчас разрабатываем собственный сайт. Серьезного увеличения продаж от него не ждем, скорее, делаем его в целях рекламы. Сегодня в красноярском бизнесе много молодых руководителей, которые активно пользуются интернетом, и мы не можем игнорировать этот факт», — сказал Роберт Ким.
Компания «Тесла 96» решила использовать интернет в качестве основного канала продвижения продукции. «Когда мы начинали заниматься продажей офисной мебели в 1998 году, необходимость в выставочных залах была, поскольку потребителя надо было познакомить с мебелью, которую мы продаем. Сейчас наша мебель достаточно известна, поэтому решили полностью отказаться от выставочных площадей и разместить предложение на собственном сайте, который сейчас разрабатываем. Кроме интернета, будем продвигать свою продукцию через рекламные справочники, листовки, специализированные выставки», — поделился Александр Кобыш.
Эксперты сошлись во мнении, что рынок офисной мебели в Красноярске сформирован, и кардинальных изменений на нем в ближайшее время не ожидается. «Не исключено, что в ближайшие два года начнет увеличиваться доля китайской мебели, которая пока что уступает по качеству российской, но быстро наверстывает отставание», — поделился прогнозами Артур Мошкорин.
Светлана Побегайло уверена, что рынок будет расти еще несколько лет. «Этому поспособствует бум на рынке офисной недвижимости», — уверена г-жа Побегайло.
Местные производители, по мнению большинства специалистов, будут продолжать развиваться в нише нестандартной мебели, и их доля на рынке не изменится. Однако Александр Кобыш уверен, что ситуация будет развиваться иначе: «Полагаю, что мебель местного производства, по крайней мере в сегменте эконом, потеснит привозную. Красноярские производители сейчас развиваются, покупают новое оборудование и технологии, что позволит им достичь качества привозной мебели. Тогда повторится ситуация, которая в свое время произошла в России с импортной мебелью. В 90-е годы она занимала большую часть рынка, а затем ее начала вытеснять продукция отечественных заводов. В итоге за последние три года спрос на ту же итальянскую или испанскую мебель резко сократился. Думаю, точно так же мебель местных производителей начнет вытеснять мебель инорегиональных заводов».