эксперты Виктор Барладин генеральный директор компании «Торговый дизайн» Олег Наугольных директор компании «Торговое оборудование» Сергей Рыльков ресторатор («Урарту») Константин Рябков
эксперты
Виктор Барладин
генеральный директор компании «Торговый дизайн»
Олег Наугольных
директор компании «Торговое оборудование»
Сергей Рыльков
ресторатор («Урарту»)
Константин Рябков
коммерческий директор Сибирского завода торгового оборудования (СЗТО)
Андрей Смекалов
директор компании «Ремикс-МС»
Юрий Шлипов
директор компании «Пионер»
Красноярский рынок поставок торгового оборудования сегодня растет в основном за счет общепита. Его участники отмечают, что если раньше их основными клиентами были рестораны, кафе и бары, то в прошлом году к ним присоединились заведения закрытого общепита — ведомственные столовые, буфеты в учебных заведениях, при бизнес-центрах и т.п. ВИКТОР БАРЛАДИН, генеральный директор компании «Торговый дизайн»: «Сегодня крупные холдинги стараются создать или возобновить при своих производствах столовые для сотрудников.
Кроме того, в последнее время объявляют тендеры на поставку оборудования муниципальные образования для школ и высших учебных заведений».
По мнению директора компании «Торговое оборудование» ОЛЕГА НАУГОЛЬНЫХ, на красноярском рынке поставок торгового оборудования «царит тишина»: «Рост замедлился. За год в город не зашел ни один новый крупный игрок, расстановка сил между местными компаниями не изменилась». С экспертом соглашается директор компании «Ремикс-МС» АНДРЕЙ СМЕКАЛОВ: «За последние два года рост рынка снизился в два раза. Если в 2006 году он составлял 50%, то в прошлом году упал до 20-25%». Такую ситуацию директор компании «Пионер» ЮРИЙ ШЛИПОВ объясняет тем, что предложение на рынке поставок ТО начало превышать спрос: «Сейчас на рынке торгового оборудования работают больше ста компаний. Это очень много. Реальный спрос покрывает десятка лидеров». Среди лидеров эксперты назвали московский «Торговый дизайн», местные компании «Торговое оборудование», «Ремикс-МС», СЗТО.
Рентабельность бизнеса от поставок торгового оборудования игроки оценивают в 6-8%.
Олег Наугольных: «Небольшая доходность этого бизнеса объясняется тем, что в связи с усилением конкуренции наценка снизилась. Теперь она достигает не больше 10-15%. Хотя еще несколько лет назад она доходила до 50-100%».
Годовой оборот красноярского рынка поставок ТО г-н Барладин оценил примерно в 2 млрд руб.
Федералы перетянули на себя крупные заказы
Как считает Константин Рябков, крупные заказы «уходят» в Москву потому, что ритейлерам удобнее работать с постоянными поставщиками ТО: «Чаще всего поставщики приходят вслед за федеральными ритейлерами, с которыми их связывает давнее сотрудничество. Они хорошо знают стандарты своего клиента, знакомы с корпоративным стилем компании». Олег Наугольных добавляет: «Московским операторам проще заключить договор о сотрудничестве с поставщиком на месте, в Москве, чем тратить время на поиски красноярского партнера».
Специалисты говорят, что в сложившейся ситуации местным компаниям остается несколько путей развития. Самый распространенный — работать у федералов на субподряде. Андрей Смекалов: «Бывает, мы сами «лоббируем» интересы наших столичных партнеров на местном рынке, чтобы затем они, в свою очередь, привлекали нас на свои объекты в качестве субподрядчиков. Например, по такому принципу мы работаем во многих строящихся торгово-развлекательных комплексах».
Юрий Шлипов более категоричен. По его мнению, нет смысла пытаться удержаться «на сокращающемся рынке»: «Для того чтобы выжить, местным игрокам нужно уходить в специализированные ниши, открывать новые направления. «Пионер», например, сосредоточился на развитии промышленного холода, а также открыл новое направление — производство сэндвич-панелей из пенополиуретана. Мы перестали активно развивать обычную поставку торгового оборудования».
По словам экспертов, за последний год основной рост рынку дал сегмент общественного питания (оснащение ресторанов, кафе, столовых и т.д.). Виктор Барладин отметил, что в его компании число заказов в секторе общепита увеличилось в два раза. Олег Наугольных рассказал, что в «Торговом оборудовании» количество клиентов–рестораторов выросло на 30-40%.
Аналитики отмечают, что в прошлом году выросло число заказов от закрытого рынка общественного питания (заводские и ведомственные столовые, буфеты при офисных зданиях и т.д.). По словам Виктора Барладина, в прошлом году «Торговый дизайн» оснастил не менее 20 столовых на предприятиях «Русала», а также поставлял оборудование для школ, интернатов, профтехучилищ.
Участники рынка прогнозируют, что сегмент оснащения предприятий общественного питания еще будет расти два-три года. Константин Рябков: «После насыщения этого рынка его рост замедлится. Затем он будет развиваться за счет переоборудования заведений». С экспертом соглашается Виктор Барладин: «Многие рестораторы, которые уже давно оснастили свои проекты, будут изменять концепцию ресторанов и закупать новое оборудование».
Эксперты прогнозируют, что помимо продовольственного ритейла в ближайшем будущем рост рынку даст сегмент складской недвижимости. Виктор Барладин: «Рост обеспечит появление складских логистических центров. Пока такие проекты в городе единичны, но спрос на них есть. Поэтому в скором будущем мы ждем притока заказов на складское оборудование». Юрий Шлипов: «Пока в городе, например, абсолютно нет холодного складского предложения. Мы поставляем оборудование только тем компаниям, которые открывают холодильные склады для собственных нужд и не выходят с этим предложением на открытый рынок. В то время как спрос на «холодные» склады уже есть».
мнение
Мы предпочитаем сотрудничать с местными поставщиками
Сергей Рыльков
ресторатор («Урарту»)
Для ресторана очень большое значение имеет торговое и техническое оборудование. Его поставка — самая затратная часть в открытии заведения. Так, например, для своего нового проекта «Клюква» мы только на кухонное оборудование потратим около 200 тысяч евро. Учитывая такие затраты, к выбору поставщика мы всегда подходим тщательно.
Я стараюсь сотрудничать с местными компаниями. Для меня очень важно, что они всегда на месте, в случае поломки могут прийти на помощь и наладить оборудование.
мнение
Конкуренция заставит местных игроков объединиться
Константин Рябков
коммерческий директор Сибирского завода торгового оборудования
Сегодня у красноярских поставщиков и производителей торгового оборудования назрела необходимость создания профессионального объединения. Конкуренция ужесточается, и процессы слияния и поглощения неизбежны. Профессиональная гильдия помогла бы руководителям компаний понять, с кем из нынешних конкурентов в будущем возможны альянсы. Кроме того, вместе мы можем бороться с демпингом со стороны мелких компаний, решать вопросы кадрового голода. Пока такого объединения не создано, с некоторыми компаниями мы работаем как партнеры. Например, СЗТО сотрудничает с «Ремиксом-МС», мы продаем у себя их оборудование, делимся опытом и производственными решениями.