Меню

Обзор рынка онлайн-торговли Красноярска: динамика отрицательная

Доля интернет-торговли составляет только 4% от всей торговли в России. Красноярск не в лидерах даже среди сибирских городов.

Для сравнения, доля онлайн-торговли в Великобритании составляет 12%. Такие данные приводит президент Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) Алексей Федоров. По его словам, у россиян особенно популярна покупка в интернете одежды, обуви, автозапчастей, парфюмерии и косметики, спортивных товаров и товаров для дома.

В целом объем интернет-продаж в России в 2015 году составил 760 млрд рублей. По оценкам АКИТ, по итогам 2016 года он вырастет на 15% - до 850 млрд рублей. В числе основных драйверов рынка аналитики называют рост количества интернет-пользователей, снижение стоимости мобильного интернета, повышение грамотности интернет-пользователей. Есть и факторы, которые сдерживают рост рынка, - это неблагоприятная экономическая ситуация и снижение покупательской способности.

Источник: АКИТ.

«Потенциал российского e-commerce огромен. Пока онлайн-сегмент довольствуется скромной цифрой 4% от всего рынка отечественного ритейла. На самом деле российский интернет-рынок до сих пор пуст. На него еще не вышли со своими огромными бюджетами крупнейшие офлайновые игроки. Рынок почувствует, что такое «война бюджетов», демпинг, массовое банкротство игроков, только когда Х5, «Магнит», «Дикси», «Леруа Мерлен», «М.видео», «Эльдорадо» начнут тратить на онлайн-продвижение более трети своих маркетинговых бюджетов. Этот прогноз будет усугублен критической ситуацией с налогообложением посылок поступающих в Россию из-за рубежа. Существующий порог беспошлинной торговли для иностранных интернет-магазинов в 1000 евро ставит российский онлайн-ритейл в совершенно неконкурентоспособную позицию. Рынок трансграничной торговли будет расти, средний и мелкий российский интернет-ритейл – умирать», – отмечает президент АКИТ Алексей Федоров.

Источник: АКИТ.

Сибирь немного отстает от общероссийской статистики. По данным Яндекс.Маркета, 81% от общего числа пользователей интернета в СФО совершают онлайн-покупки. Для сравнения, в Москве это 93%, в Санкт-Петербурге – 88%.

Красноярск не в лидерах даже среди других сибирских городов. Так, по словам директора по развитию бизнеса Яндекс.Маркета Александра Феоктистова, в марте этого года число посещений интернет-магазинов в России выросло на 7%, в Сибири – на 5%, но основной прирост произошел за счет Иркутска (+27%), Томска, Новосибирска и Омска. Красноярск же и вовсе показал отрицательную динамику посещений интернет-магазинов – минус 3%.

Источник: Яндекс.Маркет.

Отстает Красноярск и еще по одному показателю: только 25% красноярских посетителей Яндекс.Маркета переходят на страницы интернет-магазинов. Лидирует здесь с показателем 44% Кемерово, 40% - у Иркутска, 35% - у Барнаула.

Источник: Яндекс.Маркет.

ТОП-10 интернет-магазинов по посещаемости россиянами выглядит следующим образом:

Источник: АКИТ.

Также интересна статистика о том, какие в основном товары заказывают в России через интернет.

Источник: АКИТ.

Распределение по товарным категориям, интересным жителям Красноярска, немного отличается от общероссийской статистики. По данным Яндекс.Маркета, у красноярских пользователей лидирует раздел «Электроника» - 20,3% от числа продаж. На втором месте раздел «Дом и дача» (18,2%), также в лидерах компьютерная (14,3%) и бытовая (11,6%) техника. При этом наибольший прирост переходов из Яндекс.Маркета в интернет-магазины в марте 2016 года наблюдался в категориях «Авто» (+68%) и «Детские товары» (+40%).

Источник: Яндекс.Маркет.

Аналитики отмечают, что в этом году выросла доля переходов на страницы интернет-магазинов с мобильных устройств – телефонов и планшетов. В Красноярске этот прирост составил 5%. Тут краевой центр в числе лидеров по Сибири, тогда как в целом по России этот показатель еще выше – плюс 8%.

В конце мая 2016 года в России прошел очередной «Киберпонедельник» - день распродажи, участие в котором приняли более 300 онлайн-магазинов. Красноярск, по данным АКИТ, не вошел в ТОП-15 городов по количеству визитов на сайт распродажи. Однако некоторые ритейлеры отметили взрывной спрос из сибирских городов. В частности, вице-президент по операционной деятельности компании «Эльдорадо» Павел Новак сказал:

«В период очередной волны «Киберпонедельника» мы зафиксировали рост трафика и оборота в 20%. В этот раз был отмечен сильный рост активности в некоторых городах Сибири. Если говорить о конкретных категориях товаров, то можно отметить популярность следующих групп: пылесосы, микроволновки, сотовые телефоны, принтеры, отдельно стоящие плиты, стиральные машины, телевизоры, консоли, газонокосилки, телевизоры, игровые консоли».

Между тем, в Красноярске отдельные бизнесмены нацелены на развитии бизнеса именно на рынке онлайн-торговли. Например, основатель красноярского интернет-магазина дверей DOORS Владимир Еремкин говорит, что вопрос об открытии оффлайн-точки даже не поднимался:

«Мы сразу пошли в онлайн, не думая о рисках. Как показало время - не прогадали. Динамика продаж от месяца к месяцу растет. Год назад, когда мы открылись, объем продаж в первый месяц составил 400 тыс. рублей. Текущие показатели увеличились в 5 раз. Наша цель: увеличиться в два раза и сделать это увеличение системным вне зависимости от сезона. Красноярск - специфичный город. У нас пока нет культуры поиска и покупки товара в интернете, мы все привыкли бегать по магазинам. В этом плане Красноярску есть куда развиваться. Драйверы роста в онлайн-торговле: правильно простроенная маркетинговая кампания. У нас, например, нет оффлайн-рекламы, только онлайн-продвижение. Это позволяет работать только с «горячими» клиентами».

Также основные драйверы роста онлайн-торговли в Сибири, по мнению представителя Яндекс.Маркета Александра Феоктистова, – это потенциал малых городов, покупки с мобильных устройств и растущие категории товаров «Спорт и отдых» и «Авто».