эксперты Василий Алямовский руководитель «Института стоматологии» КрасГМА
Дмитрий Герасимов генеральный директор клиники «Астрея»
Иван Каплиев директор клиники «Вита Дент»
Георгий
Эксперты отмечают, что красноярский рынок стоматологических услуг развивается стихийно. На нем по-прежнему работают множество нелегалов, «перегревающих» рынок: они сбивают цены и обостряют дефицит кадров. В такой ситуации мелкие и средние легальные клиники вынуждены снижать свои цены, крупные же, напротив, уходить в премиум-сегмент.
эксперты
Василий Алямовский
руководитель «Института стоматологии» КрасГМА
Дмитрий Герасимов
генеральный директор клиники «Астрея»
Иван Каплиев
директор клиники «Вита Дент»
Георгий Манашев
председатель краевой региональной общественной организации «Ассоциация частных стоматологов»
Виктория Силантьева
директор стоматологической клиники «Корона»
Валентина Худоногова
директор стоматологической клиники «Стомалюкс»
Наталья Цыганкова
директор стоматологической клиники «Дент-Студия»
По подсчетам экспертов, освоенная емкость красноярского рынка стоматологических услуг в 2007 году составила 500-600 млн рублей. «Столько заработали только частные и только официальные клиники», — уточняет генеральный директор клиники «Астрея» ДМИТРИЙ ГЕРАСИМОВ. Годовой рост оборота, по оценке директора клиники «Вита Дент» ИВАНА КАПЛИЕВА, составил не менее 20%. «Рост произошел за счет удорожания и расширения спектра услуг. Кроме того, увеличилось количество потребителей платных услуг независимо от того, оплачивал ли их сам пациент или страховая компания», — утверждает г-н Каплиев.
Нелегалы занимают треть рынка стоматологических услуг
Количество игроков на легальном рынке стоматологических услуг Красноярска за год практически не изменилось и составляет, по данным экспертов, от 150 до 200 клиник и кабинетов. В числе лидеров по-прежнему «большая пятерка» — «Астрея», «
Медидент», «Вока», «Стомалюкс», «Сан-Дент».
Председатель краевой региональной общественной организации «Ассоциация частных стоматологов» ГЕОРГИЙ МАНАШЕВ включает в число крупных игроков клиники «Добрый Доктор» и «Для вас». Совокупная рыночная доля лидеров, по оценке г-на Герасимова, равна 40%. Остальную часть рынка занимают средние и мелкие клиники и кабинеты. Специалист отмечает, что таков расклад сил на рынке официальных (зарегистрированных в «Росздравнадзоре») стоматологий.
Большой сегмент рынка по-прежнему занимают нелегальные — не имеющие лицензии на право ведения стоматологической деятельности — игроки. Точными данными об их количестве, так же как и финансовом объеме «теневого» сегмента, никто из экспертов не располагает.
По оценке Ивана Каплиева, постоянно действующих «подпольных дантистов» в Красноярске не менее 100. «Я имею в виду тех стоматологов, которые в принципе не собираются лицензировать свою деятельность из-за сложности данной процедуры, а не тех, кто в силу каких-то обстоятельств временно не может этого сделать», — уточняет г-н Каплиев.
Вход на «подпольный» рынок в 10 раз дешевле
Обилие нелегалов аналитики объясняют несколькими причинами. Несмотря на то что порог вхождения на рынок за год вырос на 15-20% (вследствие резкого увеличения
цен на недвижимость, оборудование и расходные материалы), эскперты по-прежнему считают его достаточно низким. «Самое дешевое стоматологическое кресло сегодня стоит около 80 тысяч рублей. Если не считать расходов на покупку или
аренду недвижимости, то вместе с остальным оборудованием можно уложиться в 150 тысяч. Причем речь идет о новом оборудовании. «Бэушное» обойдется в 100 тысяч. «Отбить» эти деньги можно за полгода», — утверждает Дмитрий Герасимов. Минимальный порог вхождения на официальный рынок, по оценке эксперта, будет стоить уже около 1 млн рублей. За эти деньги можно приобрести лицензию и два кресла с минимальным набором оборудования (опять же без учета расходов на помещение).
Одна из главных причин наплыва нелегалов — трудности с получением лицензии. По словам руководителя «Института стоматологии» КрасГМА ВАСИЛИЯ АЛЯМОВСКОГО, в последние годы значительно изменилось правовое поле, появились новые требования, ужесточились санитарные нормы. «Если раньше получить лицензию было относительно легко и быстро, то сейчас появилось много дополнительных требований, которые усложнили эту процедуру. В частности, сейчас обязательны проектные требования от «
Роспотребнадзора», которых раньше не было.
Естествнно, что у людей возникли организационные проблемы, с которыми они раньше не сталкивались», — пояснил г-н Алямовский.
Как рассказала директор стоматологической клиники «Дент-Студия» НАТАЛЬЯ ЦЫГАНКОВА, после изменения системы регистрации и лицензирования в разряд нелегальных зачастую стали попадать добросовестные клиники, по каким-то причинам не успевшие продлить лицензию, либо вновь открывшиеся, вынужденные начать работать без лицензии. «Рассмотрение полного пакета документов может занять до полугода, а тем временем уже набран штат, куплено оборудование, «капают» деньги за аренду. Людям просто некуда деваться, но для контролирующих органов они все равно нелегалы», — пояснил эксперт. Мнение г-жи Цыганковой подтверждает директор стоматологической клиники «Корона» ВИКТОРИЯ СИЛАНТЬЕВА: «Я сама была в подобной ситуации. Официально начать работать можно было только после перевода помещения из жилого в нежилое. На это ушло два года. Еще полгода я получала лицензию. Естественно, за это время случались проверки и нашу клинику штрафовали», — сообщила г-жа Силантьева.
Рентабельность бизнеса за год снизилась на 10-12%
По словам Дмитрия Герасимова, цены на услуги стоматологических клиник за год выросли в среднем на 20-25%. Главной причиной роста цен эксперты назвали увеличение затратной части бизнеса. «Значительно подорожали комплектующие, а также выросла составляющая оплаты труда персонала», — пояснил г-н Герасимов. Он говорит, что за прошедший год рентабельность бизнеса снизилась на 10-12%. «Рост цен на услуги не компенсирует увеличение издержек. Например, если бы мы пытались сохранить рентабельность двух-трехлетней давности, нам бы пришлось ежегодно поднимать цены минимум на 50%», — говорит г-н Герасимов.
Наталья Цыганкова подтверждает, что увеличение стоимости услуг не повлекло за собой соответствующего роста доходов стоматологических клиник. Она заявила, что за год прибыль «Дент-Студии» увеличилась не более чем на 10%.
«Темпы роста затрат сейчас на самом деле значительно опережают рост доходной части, однако, на мой взгляд, прибыльность бизнеса пока что остается на достаточно высоком уровне», — резюмирует Иван Каплиев.
Эксперты утверждают, что на снижение рентабельности бизнеса оказывает влияние демпинг со стороны мелких нелегальных игроков. «Мы не можем конкурировать с нашими подпольными «коллегами» по цене. Сколько бы мы ни понижали стоимость услуг, сколько бы ни пытались сократить издержки, все равно наши цены будут выше, потому что у нелегалов издержки, по сути, вообще нулевые. Они не платят налоги, у них, как правило, нет персонала, которому надо платить
зарплату, нет затрат на санобработку, стерилизацию и дезинфекцию помещения (это очень существенная статья расходов)», — пояснил г-н Герасимов. По словам эксперта, из-за невозможности борьбы с нелегальными конкурентами крупные клиники вынуждены идти в дорогостоящие ниши: вводить эксклюзивные услуги с более высокой рентабельностью, ориентированные на обеспеченных пациентов. Не меньше от нелегалов страдают середняки и небольшие клиники, у которых нет возможности перейти в сегмент дорогостоящих услуг.
Виктория Силантьева: «Даже снизив цены до минимума, мы все равно периодически слышим от пациентов, что где-то делают еще дешевле. Однако я не могу еще снизить цену, поскольку помимо текущих расходов на клинику — приобретение материалов и оборудования — необходимы средства на ее дальнейшее развитие и расширение услуг. Ведь если ты не развиваешься, значит, уходишь с рынка. Так уже было со многими легальными клиниками». По мнению Ивана Каплиева, демпинг со стороны нелегалов подогревается невысокими доходами основной массы населения наряду с безответственным отношением к своему здоровью. «Большинство пациентов до сих пор не представляют, насколько важно выполнение санитарных норм теми, кто их лечит. Разница в цене даже в 200-300 рублей для многих является определяющей, и они готовы идти лечиться в комнату в общежитии, на дом и т.д.», — поясняет г-н Каплиев.
Стоматологи начали использовать маркетинговые приемы в конкурентной борьбе
Аналитики отмечают, что рынок стоматологических услуг в настоящее время перенасыщен. «Конкуренция ощущается, главным образом, со стороны мелких кабинетов. Они предлагают ограниченный спектр услуг, однако отвлекают на себя большое количество пациентов, нуждающихся именно в комплексном стоматологическом лечении», — считает г-жа Цыганкова.
Иван Каплиев подтверждает высокий уровень конкуренции, однако называет ее неагрессивной. «Рынок действительно перенасыщен, однако так было уже в прошлом году — ситуация сегодня не изменилась. На мой взгляд, конкуренция страшна мелким кабинетам, особенно расположенным в арендованных помещениях», — полагает эксперт.
Директор стоматологической клиники «Стомалюкс» ВАЛЕНТИНА ХУДОНОГОВА отмечает положительное влияние роста конкуренции, считая, что сейчас это наиболее действенный рычаг контроля качества услуг и регулирования ценообразования на рынке.
По мнению Дмитрия Герасимова, в условиях нынешней конкуренции стоматологические клиники уже не могут обойтись без активной рекламы и маркетингового продвижения своих услуг. «Два-три года назад весь маркетинг заключался в «сарафанном радио», и этого было достаточно. Сейчас мало даже просто давать рекламу в СМИ, необходимо использовать более сложные инструменты продвижения, такие как проведение маркетинговых акций и участие в социальных программах», — уверен г-н Герасимов. По его словам, за прошедший год «Астрея» провела ряд акций, в числе которых экскурсии в клиники и бесплатное обследование более 400 детей из школ Октябрьского района. «Кроме того, мы активно работаем с предприятиями, организовываем такие акции, как, например, временное снижение цен на те или иные услуги», — добавляет эксперт.
В приоритете имплантация и протезирование
За последний год произошли изменения в структуре спроса на стоматологические услуги. Если в прошлом году, по словам экспертов, приоритетное развитие получил сегмент профилактической стоматологии, то сейчас специалисты, напротив, отмечают снижение его развития. «Несомненно, количество пациентов, которые перестали экономить на здоровье, значительно возросло, однако среди наиболее востребованных направлений стоматологии я бы все же отметил не профилактическое, а эстетическое направление. Вырос спрос на дорогостоящие виды услуг, такие как имплантация», — рассказывает Иван Каплиев.
С этим мнением согласна Наталья Цыганкова: «Повышенным спросом пользуются такие виды эстетического направления стоматологии, как отбеливание, виниры, украшения». Валентина Худоногова отмечает, что в «Стомалюксе» 70% работы сейчас приходится на лечение неосложненного кариеса: «Все больше людей понимают, что лучше не запускать болезнь, а лечить ее на начальной стадии».
Тенденция диверсификации бизнеса, которую в прошлом году прогнозировали эксперты, пока не получила массового развития. Наталья Цыганкова: «Усиления тенденции вхождения стоматологов в смежные ниши я лично пока не наблюдаю. У меня есть планы создания косметологической оздоровительной клиники для женщин, но лишь в долгосрочной перспективе».
«Стомалюкс» и «Астрея» также не планируют в ближайшее время развивать смежные направления. Дмитрий Герасимов: «У нас уже есть направление общей терапии, однако в прошедшем году мы не предприняли серьезных шагов для его развития. В текущем году мы также сосредоточимся на стоматологии».
Георгий Манашев утверждает, что местными стоматологами не открыто еще достаточно ниш: «Многие из тех стоматологических услуг, которые оказываются сегодня не только в Москве, но даже в Новосибирске, у нас до сих пор неизвестны».
Тем не менее диверсификация бизнеса, по словам экспертов, лишь вопрос времени. «Предпосылки к ней уже наблюдаются. Если взять рынок частной медицины трехлетней давности, то на 85-90% он был представлен стоматологией. Сегодня она занимает уже около 65% рынка. Все большее развитие получают такие направления, как офтальмология, отоларингология, гинекология», — говорит Дмитрий Герасимов.
Крупные клиники выдавят с рынка мелкие кабинеты
Эксперты считают, что в этом году есть предпосылки к сокращению сегмента «подпольных» игроков. По словам Георгия Манашева, активизирует свою деятельность «Ассоциация частных стоматологов», которая в сотрудничестве с КрасГМА будет налаживать взаимодействие с правоохранительными и контролирующими органами с целью борьбы с нелегалами.
Георгий Манашев: «Помимо этого мы заказали компании «Финансовые технологии» разработку долгосрочной стратегии развития нашей ассоциации. Один из ее важнейших аспектов — выработка единых стандартов и норм стоматологической помощи, которые будут доводиться до сведения не только стоматологов, но и их пациентов». Кроме того, по словам г-на Манашева, Ассоциация планирует разработать принципы ценообразования и минимальной рентабельности бизнеса.
Иван Каплиев полагает, что в текущем году будет сокращаться сегмент мелких кабинетов. «Это происходит уже сейчас, поскольку у них нет возможности развиваться. Будущее за крупными клиниками, которые смогут предоставлять наиболее полный спектр услуг», — уверен г-н Каплиев.
Валентина Худоногова: «На мой взгляд, основной тенденцией развития рынка стоматологических услуг на ближайший год станет увеличение спроса на имплантацию и протезирование».
Мнение г-жи Худоноговой поддерживает Дмитрий Герасимов. «Сейчас мы делаем упор на эти направления, и в этом году планируем приобрести новое оборудование и технологии». Также эксперт добавил, что в планах «Астреи» на ближайший год выйти в сегмент услуг эконом-класса. «Это гораздо более конкурентный сегмент, однако и наиболее массовый», — пояснил г-н Герасимов.