Меню

Обзор: Техноторговые сети - 20.08.2007

эксперты Антон Гуськов pr-директор Ассоциации торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники РАТЭК Сергей Дмитренко директор магазина «Видео-2000» Виталий Д

Красноярский рынок бытовой техники и электроники (БТЭ) насыщен. В конкурентной борьбе за клиента компании пытаются перещеголять друг друга в сервисе, открывают крупноформатные магазины. Эксперты считают, что уже через полгода конкуренция усилится в разы. В город зайдут федералы, фирмам-одиночкам придется уйти с рынка или переключиться на нераскрученные бренды, а местным сетям — расширять свое присутствие в городах края.

эксперты

Антон Гуськов
pr-директор Ассоциации торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники РАТЭК
Сергей Дмитренко
директор магазина «Видео-2000»
Виталий Дубовик
коммерческий директор компании «АВК-Техно»
Анатолий Жеребцов
директор сети «Альтернатива синицы»
Вячеслав Зайцев
президент сети «Техносила»
Андрей Кашин
коммерческий директор компании «Эксперт-Урал» (торговая марка «Эксперт — РемБытТехника»)
Андрей Кобяков
директор красноярского филиала компании «Сибвез»
Иван Устинов
директор Сибирского филиала компании «Эльдорадо»

Чуть больше года назад местной розничной компании «АВК-Техно» (два магазина бытовой техники в Красноярске и два в крае) пришлось отказаться от ритейла. Коммерческий директор предприятия ВИТАЛИЙ ДУБОВИК такой радикальный шаг объясняет несколькими причинами: «Работать в рознице стало просто невыгодно. Во-первых, рынок уже насыщен. Во-вторых, в скором будущем на него зайдут крупные федеральные игроки. И тогда многим местным придется туго затянуть пояса». Г-н Дубовик уверен: уже через полгода-год после масштабного освоения москвичами красноярского рынке БТЭ (бытовой техники и электроники) произойдет перераспределение сил: «Небольшим местным компаниям придется решать, как им работать дальше».

40% рынка «держит» одна компания
По оценке участников рынка, сегодня в Красноярске работают четыре крупных по количеству магазинов сети: «Эльдорадо» (четыре магазина), «БыТТехника» (четыре магазина), «БытТехника» (три магазина), «Сибвез» (три магазина). Как рассказал «ДК» директор сети «Альтернатива синицы» АНАТОЛИЙ ЖЕРЕБЦОВ, вслед за крупными компаниями идут середняки: «Видео-2000» (два магазина), «Альтернатива синицы» (два магазина), «Центр Электроники» (один магазина) и «Техника быта» (один магазин в Красноярске).
Из федеральных организаций в городе присутствуют только «Эксперт» и «Эльдорадо». Последняя, по собственной оценке, держит около 40% местного рынка. ИВАН УСТИНОВ, директор Сибирского филиала компании «Эльдорадо»: «Остальные доли принадлежат даже не местным сетям, а разрозненным магазинам частных предпринимателей». Анатолий Жеребцов говорит, что «Эльдорадо» сегодня действительно лидер: «Показатель в 40% вполне оправдан. У компании самая крупная сеть в городе, к тому же она уже давно работает. Однако я не думаю, что остальную часть рынка «держат» частники. На их долю приходится не больше 20%. Остальное распределяется по другим сетям».
Сколько частных небольших магазинов бытовой техники работает в городе, игроки сказать затруднились. АНДРЕЙ КОБЯКОВ, директор красноярского филиала компании «Сибвез»: «Таких «магазинчиков» очень много. Пересчитать их невозможно. В каждом микрорайоне есть типичный хозяйственный магазин, где среди прочего ассортимента обязательно стоят утюги и чайники». Виталий Дубовик добавляет: «Даже если бы мы задались целью подсчитать всех мелкоформатных игроков, у нас бы ничего не вышло».
Коммерческий директор компании «Эксперт-Урал» (торговая марка «Эксперт — РемБытТехника», представляет компанию «Эксперт» в Красноярске) АНДРЕЙ КАШИН оценивает суммарный объем продаж красноярского рынка в примерно $250 млн в год (для сравнения: емкость российского рынка, по оценке компании «Техносила», около $27,45 млрд). Рентабельность этого бизнеса в Красноярске составляет, по мнению эксперта, 5-8%. «Это средняя норма рентабельности на конкурентном рынке, и доходность красноярского рынка на фоне других городов особо ничем не выделяется», — прокомментировал г-н Кашин.
Рынок стагнирует из-за перенасыщения
Прошлый год для российских техноторговых сетей был очень сложным. Ведущие игроки заговорили о стагнации рынка БТЭ. ВЯЧЕСЛАВ ЗАЙЦЕВ, президент сети «Техносила»: «Впервые за много лет темпы роста рынка значительно сократились. В первом полугодии 2006 года динамика была равна нулю, а по некоторым категориям товаров мы даже наблюдали падение продаж. Такого развития событий никто не ожидал, потому что в течение последних лет сфера БТЭ была одним из лидеров по темпам роста».
Стагнация была характерна и для Красноярска. Эксперты единодушно отмечают: в 2006 г. роста почти не было. По оценке Виталия Дубовика, местный рынок замер: «Думаю, что очереди за техникой не выстраивались ни к одной из сетей». Андрей Кобяков: «Не сказать, что в прошлом году мы сработали «в ноль». Но особого роста не наблюдалось».
По мнению экспертов, причиной стагнации стало перенасыщение. АНТОН ГУСЬКОВ, pr-директор Ассоциации торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники РАТЭК: «Это перенасыщение шло с двух сторон. С одной стороны, росло число игроков. С другой, в 2006 году произошло насыщение рынка крупной бытовой техники (холодильники, телевизоры, стиральные машины). Этот сегмент практически не рос. Все, кто хотел приобрести этот товар, его уже купили и менять в ближайшее время не собирались». Анатолий Жеребцов добавляет: «В период с 2000-го по 2005 годы рост рынка во многом объяснялся заменой старой бытовой техники на новые модели. А срок службы, например, у телевизора — три-пять лет, у холодильника — пять-семь лет. Поэтому к началу прошлого года люди купили всю необходимую технику».
Компании расширяют ассортимент
Низкие темпы роста рынка заставили компании пересмотреть свою ассортиментную политику. Антон Гуськов: «Игроки поняли, что потребитель, получив всю необходимую продукцию, должен прийти к ним снова, но уже, например, за новинками в сегменте крупногабаритной техники или приобрести тот товар, без которого он раньше мог вполне обходиться, — цифровые фотоаппараты, видеокамеры и так далее». В минувшем году все компании активно внедряли в свои сети новинки. Андрей Кобяков: «Поставка новых моделей у нас идет ежемесячно. Как только продукт появляется у производителя, мы сразу выставляем его на полки». По словам Анатолия Жеребцова, как таковой ассортимент в его сети не увеличился: «Но мы стали привозить много новинок: LCD- телевизоров, стиральных машин и холодильников нового поколения, видеокамер и других товаров».
В результате такого появления новой техники спрос на нее в этом году резко вырос. Виталий Дубовик: «Особо бурный рост мы наблюдали в сегменте цифровой электроники. Связано это с тем, что в нем создается наибольшее число новинок. В итоге, по нашим оценкам, рост именно в этой области составил около 20%». В компании «Сибвез» спрос на цифровую электронику вырос еще больше — примерно на 60%. Андрей Кобяков: «Интересен тот факт, что обычно цифровая техника — фотоаппараты и видеокамеры — товар сезонный. Его активнее всего покупают перед отпуском. Но за последние полгода данный сегмент рос вне зависимости от времени года. Люди покупали цифровую электронику по мере появления у них свободных средств».
Федералов Красноярск привлекает наличием свободных площадок для магазинов
Несмотря на то что местный рынок насыщен, свое место на нем хотят получить московские компании. Массовый заход федералов начался в июле этого года. Первой после долгого затишья (пионером три года назад была «Эльдорадо») в Красноярск пришла компания «Эксперт» (см. «ДК» № (77)23 от 25 июня 2007 г.). Она открыла магазин на территории гипермаркета «АЛПИ-Лапландия». Осенью планирует запуск пилотного гипермаркета площадью более 2,5 тыс. кв. м компания «Техносила». Якорным арендатором в ТРК «Огни» станет «МИР». В комплексе этот проект займет около 2,5 тыс. кв. м. У москвичей в Красноярске амбициозные планы: каждое предприятие в ближайшие два года планирует по­строить сеть как минимум из двух-трех магазинов (см. «Детали»).
Федеральные организации свой интерес к красноярскому рынку объясняют несколькими причинами. Вячеслав Зайцев: «Региональная экспансия московских сетей объясняется тем, что в центральной полосе России рынок не просто насыщен — он перенасыщен. А в регионах есть еще за что бороться. Свою долю мы будем отвоевывать у мелких, одиночных игроков, небольших мелкоформатных сетей». Кроме того, основатель «Техносилы» добавляет, что в ближайшие год-два в Сибири покупательская способность населения вырастет: «А это в свою очередь даст рост рынку бытовой техники и электроники. Люди будут покупать по три-четыре телевизора, вырастет спрос на цифровую электронику, встраиваемую технику». Андрей Кашин выделил еще одну причину интереса федеральных компаний к регионам: «В Красноярске не так остро стоит проблема со свободными площадками для открытия магазинов, как в Москве и Санкт-Петербурге. При желании здесь можно найти хорошие, проходимые места под розницу». Слова москвичей подтверждает директор магазина «Видео-2000» СЕРГЕЙ ДМИТРЕНКО: «В городе действительно есть свободные места под строительство магазинов — как одиночные площадки в разных районах города, так и помещения в торговых и торгово-развлекательных центрах, которые только строятся».
Потребителя «берут» размером магазинов и сервисом
Игроки уверены: с приходом федералов конкуренция ужесточится еще больше. Андрей Кобяков: «К приходу московских компаний надо готовиться уже сегодня. Здесь я вижу два пути развития: открывать новые крупноформатные магазины с широким ассортиментом и улучшать качество обслуживания. Это «привяжет» потребителя к конкретной сети».
Улучшать сервис в битве за клиента сегодня стали все красноярские сети. Иван Устинов: «Мы понимаем, что покупатель стал более требовательным, и, чтобы привлечь его, только низких цен уже недостаточно. Поэтому с прошлого года мы уделяем повышенное внимание качеству своего сервиса — квалификации продавцов, организации доставки, гарантийному обслуживанию». Андрей Кобяков поясняет: «Цены у всех ведущих сетей сегодня почти одинаковые. А наша задача сделать так, чтобы потребитель к нам вернулся, поэтому стараемся еженедельно обучать свой персонал технике продаж, работе с клиентами».
Чтобы зацепить покупателя, сети также активно меняют форматы магазинов. В прошлом году компания «БытТехника» закрыла два нерентабельных магазина площадью менее 500 кв. м (см. «ДК» № 18(43) от 9 октября 2006 г.). Андрей Кобяков такой шаг объясняет требованием клиента: «Маленькие магазины площадью до 500 квадратных метров уже не удовлетворяют потребителя. Ему хочется больше пространства, больше выбора, свободного доступа к товару». Поэтому, по словам Ивана Устинова, в настоящее время самый востребованный формат на рынке БТЭ — это гипермаркеты площадью до 5 тыс. кв. Именно большие магазины площадью свыше 500 кв. м собираются строить «Эльдорадо», «Сибвез», «Альтернатива синицы».
В борьбе с федералами не устоят игроки-одиночки
Эксперты утверждают, что даже масштабная атака на потребителя с помощью сервиса и смены форматов не спасет краснярских игроков от перераспределения сил на рынке. По словам Виталия Дубовика, небольшим местным компаниям придется сдаться под натиском московской гвардии: «В первую очередь это касается одиночных магазинов со скудным ассортиментом. Они не выдержат конкурентной борьбы». Сами федералы прогнозируют, что уже к концу этого года доля федеральных компаний на региональных рынках достигнет 80%. Вячеслав Зайцев: «В Красноярске с одним гипермаркетом мы планируем занять до 5% рынка бытовой техники. А к 2009 году, когда откроются четыре-шесть наших магазинов, мы заберем примерно 15-17% местного рынка».
Специалисты в сложившейся ситуации видят два выхода для местных игроков-одиночек. Андрей Кашин: «Думаю, с приходом московских компаний большинству из них придется уйти с рынка или создать альянс. Такие прецеденты в других регионах уже были». Виталий Дубовик не исключил, что некоторые предприятия, возможно, уйдут в торговлю бибрендами (нераскрученными торговыми марками): «У крупных сетей задача — продавать известные марки. У них с производителями заключены договоры по реализации этой продукции. Я не исключаю, что одним из выходов для небольших местных компаний останется торговля новыми, пока еще неизвестными брендами бытовой техники».

Эксперты добавляют
, что крупные местные игроки с усилением конкуренции активно пойдут со своими проектами в глубь региона. Вячеслав Зайцев: «По нашей оценке, в каждом регионе останется две-четыре самых крупных компании. Они будут развивать свои магазины в небольших городах». Старожилы рынка уже работают в этом направлении. Андрей Кобяков: «В городах края рынок еще не насыщен. Многие до сих пор приезжают за бытовой техникой в Красноярск. Поэтому мы будем строить свою сеть по краю».

Еще статьи в рубрике «Розничная торговля»