Что делать руководителям с «курортными» настроениями сотрудников, как мотивировать на работу, и можно ли в принципе выстроить эффективную работу на лайте?
Екатерина Букреева, директор филиала страховой компании «РЕСО-Гарантия» по Красноярскому краю
Летом даже самого ответственного работника посещает желание выключить монитор, выбросить телефон и подставить лицо солнцу где-нибудь подальше от города. Это совершенно нормальная реакция человека: не случайно жители южных курортов кажутся нам, сибирякам, слишком расслабленными. Вопрос в другом: что с этим делать руководителю и можно ли в принципе выстроить эффективную работу на лайте?
Поделюсь собственным опытом. В компании «РЕСО-Гарантия» работает более 400 человек. Разный возраст: представители поколений Y, X, Z. У каждого своя мотивация и собственный жизненный опыт. А вот лето одно на всех.
Решила, что нужно впустить лето в офис. Каким образом это происходит? Начала с себя и стараюсь проводить встречи с партнерами за пределами кабинета — на террасах и верандах города. Удивительным образом расслабленная обстановка открытых площадок идет на пользу бизнесу. Сразу же устанавливаются более доверительные отношения с клиентами. Теперь постараюсь распространить собственный опыт и на других сотрудников компании. Так, в качестве эксперимента штатный коллектив проведет один рабочий день на веранде популярного красноярского заведения. Думаю, что в этот день у нас будет гораздо больше клиентов, а команда еще долго будет вспоминать и обсуждать необычный экспириенс.
Никогда не измеряла эффективность сотрудников количеством часов, проведенных в офисе. Самое главное, чтобы выполнялись поставленные цели, а в какое время дня это делается и сколько конкретно длится рабочий день или обеденный перерыв, волнует меня в самую последнюю очередь. Часть коллектива у нас постоянно работает удаленно.
Летом эта часть увеличивается, как увеличивается и число командообразующих корпоративных мероприятий — на днях всей командой выезжали в аэропарк «Кузнецово». Деловые и спортивные игры, премьера фильма, который мы сняли собственными силами — почувствовали, что «мы — банда»!
В то же время именно летом, когда искушение теплом и солнцем так велико, особенно важна собранность и четкость в работе бизнес-лидера компании и руководителей по направлениям. Чем больше «поблажек» в виде свободного графика и возможности сотрудников самостоятельно планировать свой день и свои деловые контакты, тем четче и понятнее должны формулироваться руководителем цели и задачи. Являясь противником микроменеджмента, считаю, что контроль необходим. Чтобы сотрудники не расслаблялись, обозначаю четкие планы и перечень задач на каждую неделю и каждый месяц. Одна из ошибок при планировании летних показателей — изначально занижать планку, мол, летом работать на полную мощность нереально. Гораздо разумнее ориентироваться на усредненные показатели по году.
Сотрудники чаще всего и сами понимают ежемесячные планы, но если летом не акцентировать постоянное внимание на количественных показателях, то люди быстро впадают в «выученную беспомощность».
Другое дело, что сотрудники сами решают, когда и что делать: хотят — успевают в рабочее время, а хотят — задерживаются. Некоторые растягивает удовольствие на целый день (но делают увесистые перерывы), а некоторые свободны от основной нагрузки уже к обеду (и именно это их мотивирует быстрее закрыть план). Дробя задачи на небольшие, но выполняемые ежедневно блоки, вы не останетесь у разбитого корыта к концу месяца.
Отпуск — дело святое. Однако это не должно парализовать рабочий процесс. Внедряю эффективный лайфхак — чек-листы по передаче дел. Важно, чтобы ни один рабочий процесс за время отпуска не пострадал и ничего не рухнуло. Поэтому полезно заранее подготовить людям чек-листы для передачи дел, это поможет ничего не упустить.
Как правило, руководители включают в чек-листы закрытие максимального количества задач перед уходом (для этого за месяц до отдыха планируют, что важно сделать в первую очередь, а что подождет выхода на работу); организацию проверки почты или настройку переадресации писем; оповещение клиентов и разъяснение, к кому обращаться при возникновении вопросов; распределение задач по заменяющим сотрудникам (с разъяснением сроков реализации, целей и иных ценных указаний по выполнению).
Напоследок небольшой совет руководителям: лето — это повод сделать жизнь офиса более яркой. Закажите мороженое прямо в офис (я это уже сегодня сделала), устройте планерку-пикник, гавайскую или сарафанную пятницу… Почему нет? Лето так быстро заканчивается, но хорошие воспоминания остаются надолго.