Приносит ли прибыль производство натуральных продуктов? Об этом ДК рассказала Олеся Ушакова, директор компании «Таежный клад», участница Школы миллиардера Forbes.
— Производство работает в Хакасии уже более десяти лет, начинала этот бизнес семья моей подруги. Но у предприятия был трудный период, и года три назад я подхватила их идею. Начала работать, прежде всего, как антикризисный менеджер, помогла им не закрыться и остаться на плаву.
Продажи у компании тогда были средние. Мне в этом плане помогло то, что я маркетолог. Решила, во-первых, развить такое направление, как корпоративные подарки. А во-вторых, сделать при продвижении продуктов акцент не столько даже на их высоком качестве, сколько на том, что они произведены в Сибири, являются своего рода ее символом.
Красноярцам странно покупать в магазине напиток, сделанный, например, из голубики или облепихи: зачем, если бабушка и так заготовила его из ягоды, собранной на даче? Но если продукт преподнести как нечто уникальное — то, что есть только у нас и больше нигде в мире, тогда люди начинают воспринимать его по-другому: как визитную карточку региона. И когда видишь тот же самый напиток в магазинчике в Москве или Питере, хочется его купить, пусть даже подобным «напитком от бабушки» заполнен весь холодильник.
Наша продукция продается примерно в 70 магазинах: есть точки продаж в Москве, Санкт-Петербурге, Барнауле, Томске, Новосибирске, Уфе. Хорошо идут продажи через интернет по всему миру — накануне Нового года обычно случается настоящий бум. Заказывают наборы от «Таежного клада» в основном русские, живущие за границей. Для них сибирские подарки — тоже часть России, которой они хотят поделиться с близкими.
90% нашей продукции делается в Хакасии, в Абазе, остальное — это небольшие производства на юге Красноярского края. А в Красноярске у нас склад, отдел маркетинга, отсюда же мы отправляем продукты заказчикам, если надо, переупаковываем.
Бизнес у нас прибыльный, но, скажем так, без фанатизма, все в деле. К концу лета планируем провести ребрендинг, запустить новую линейку, расширить каналы сбыта — думаю, дела пойдут веселее.
О продуктах и покупателях
«Таежный клад» — это натуральные продукты из сибирского сырья: ягодные соки и нектары, морсы; варенья, в том числе из сосновых шишек и кедровых орешков; ягода, перетертая с сахаром, чаи — таежные сборы; мед, папоротник, молотая черемуха. Есть и конфеты с кедровыми орешками, но их мы не сами выпускаем, договариваемся с фабриками.
Наша линейка — около 30 продуктов, самые популярные, ходовые. Все экологически чистое. Вообще, наша позиция — лучше меньше, да лучше. С введением новинок мы не торопимся: продукт надо делать как следует и понимать, кто и сколько его купит.
Среди самых популярных продуктов — березовый сок. В этом году водочные заводы буквально расхватали его: сок пойдет как дополнение к их основной продукции. Папоротник, черемуху и протертую ягоду хорошо покупают магазины здоровых продуктов из западных регионов России.
В Красноярске наша продукция стоит не в больших сетях, а в маленьких магазинах. И, как мне кажется, я знаю процентов 60 людей, которые их покупают. Могу даже примерный портрет нашего потребителя нарисовать. Это люди в возрасте 25+, и, что называется, продвинутые — пользователи Инстаграма, Фейсбука. В основном, женщины. Но главное, это люди, которые заботятся о своем здоровье и не будут на нем экономить 10-20 рублей.
Я сотрудничаю и с магазинами в Москве (учеба в Школе миллиардеров Forbes помогла в том числе познакомиться с новыми партнерами). Так вот там аудитория уже готова к тому, чтобы покупать натуральное. Им, возможно, приходится что-то объяснять про продукты: москвичи могут вообще не знать, что такое жимолость, или думать, что папоротник растет в Китае, а не у нас. Но убеждать их в пользе натуральных продуктов не надо.
Ну, а подарочные наборы пользуются спросом везде.
О коллегах и конкурентах
Если что-то начинаешь делать хорошо, всегда появляются те, кто подражает, копирует и, скажем деликатно, цепляет идеи. Так было и с нашим направлением сибирских подарков — идею быстро подхватили многие коллеги. Но я отношусь к таким вещам спокойно (а в определенном смысле это даже приятно). Когда есть план дальнейшего развития, беспокоиться, в общем, не о чем.
Если говорить о тех, на кого стоит равняться, то для меня это, прежде всего, томские коллеги и производители из Центральной России, которые занимаются дикоросами. Но там совершенно другие масштабы — и вложений, и производства, и сбыта, и поддержки бизнеса в этих регионах. Нам с нашим маленьким заводиком такое и не снилось. Пока.
Как я уже говорила, мы в конце лета запускаем новую линейку, и я сконцентрирована только на этом процессе. Поймала недавно себя на том, что, согласовывая новую этикетку, углубляюсь уже в такие нюансы, которые явно излишни. Скорее бы все это запустить, чтобы можно было поставить точку и работать в удовольствие.
Если говорить о более отдаленных планах, то до конца года планирую открыть представительство в Москве и работать как в сегменте В2В, так и в В2С. Потом, я ведь не большой производитель, тягаться с гигантами не могу. Поэтому много энергии приходится тратить на то, чтобы придумывать нечто новое — какие-то фишки, выделяющие наши продукты, будь то упаковка, подача, позиционирование для покупателей. В общем, все, что позволит воспринимать наши продукты как маленькое путешествие по Сибири.
Этой осенью запустим интернет-магазин, он будет работать на двух языках — русском и английском, скоро появится версия на китайском. В планах на следующий год — открыть цех по производству самых популярных продуктов в Красноярском крае. В том числе из соображений, что логистика по организации экспорта в Азию ближе, да и можно было бы рассчитывать на более серьезную поддержку от краевых властей.
Мы хотя и работаем в Хакасии, налоги платим и в крае тоже. Но особой помощи не видим — да и не просим. Нашу продукцию местная и региональная администрации выбирают, когда на каком-то мероприятии надо продемонстрировать «сибирский бренд». Этим горжусь!
Здорово было бы, чтобы на совещаниях, правительственных встречах, круглых столах, форумах на столах стояла не иностранная газировка, а березовый сок. Это была бы крутая фишка нашего региона и поддержка местного производителя.
И еще у меня есть мечта — заняться развитием туристического направления. Я несколько лет назад уже организовывала зимние туры для иностранцев по Красноярскому краю. Они почти ничего не знали о Сибири и элементарно боялись к нам ехать: традиционно думали, что здесь нет ни связи, ни цивилизации, только морозы, медведи, тюрьмы и железная дорога. Но потом в один голос говорили, что это путешествие — лучшее, что было в их жизни.
Словом, в глобальном смысле я мечтаю построить бизнес на любви к Сибири. И хочу, чтобы ее полюбил весь мир так же, как люблю я.
Юлия Старинова