Меню

Операторы сотовой связи насытили рынок

эксперты Иван Белозеров PR-директор компании «Цифроград» Андрей Иванов руководитель информационно-аналитического проекта «Celler.ru» Николай Крупский директор по маркетингу филиала «МТС» в Кра

В этом году местный «мобильный» рынок подошел к насыщению: операторам удалось достичь 100% уровня проникновения сотовой связи в Красноярске. В результате конкуренция между «сотовиками» начала смещаться в сторону повышения лояльности уже существующих абонентов.

эксперты
Иван Белозеров PR-директор компании «Цифроград»
Андрей Иванов руководитель информационно-аналитического проекта «Celler.ru»
Николай Крупский директор по маркетингу филиала «МТС» в Красноярском крае
Павел Ларин начальник отдела по связям с общественностью «Мобиком-Новосибирск» («МегаФон-Сибирь»)
Леокадия Матвеева пресс-секретарь красноярского филиала компании «Вымпелком» («Билайн»)
Сергей Ткаченко коммерческий директор компании «ЕТК»

По данным компании «МегаФон», еще в июле 2006 г. Россия перешла 100% рубеж проникновения сотовой связи. В крупнейших городах страны, таких как Москва и Санкт-Петербург, этот показатель приблизился к 150%. По оценке «МегаФона», в Красноярске уровень проникновения сотовой связи (УПСС) к декабрю 2006 г. подошел к отметке в 100%, в Красноярском крае — 80%.

Абонентам предложили тарифы-конструкторы
На начало 2006 года в крае сотовой связью было охвачено чуть больше половины населения. По данным IKS-консалтинг, УПСС в Красноярске составлял тогда около 60-70%, в крае — не более 50%. «Ресурс для количественного роста на начало года был хорошим. Три федеральных оператора сотовой связи («Билайн», «МТС», «МегаФон») и местный игрок «ЕТК» продолжили наращивать свои абонентские базы», — говорит руководитель информационно-аналитического проекта «Celler.ru» АНДРЕЙ ИВАНОВ.
Завоевывать потребителя компании начали новыми тарифными предложениями. Например, «Билайн» представил более понятные и удобные потребителю рублевые тарифы. Новую линейку предложений составила «МТС». «ЕТК» продолжила наращивать список тарифов плана GSM MAX. «МегаФон» вывел ТП «Мобильный». Благодаря своему невысокому ценовому предложению, по словам начальника отдела по связям с общественностью «Мобиком-Новосибирск» («МегаФон-Сибирь») ПАВЛА ЛАРИНА, на протяжении всего года этот тариф был лидером продаж данного оператора в Красноярске.
Также компании активно увеличивали предложения по дополнительным сервисам: GPRS-Internet, GPRS-WAP, MMS, SMS. По оценке сотовых операторов, наиболее востребованной в Красноярске допуслугой остается SMS. По данным «Вымпелкома», красноярцы писали почти в два раза больше SMS-сообщений, чем, например, томичи или кемеровчане. В «ЕТК» рассказали о таком рекорде: 12 тыс. отправленных одним абонентом сообщений в месяц. Как следствие, «Вым­пелком» ввел эксклюзивный спецпакет для абонентов Красноярского края — «SMS-пакет 1000», маркетологи «ЕТК» закладывали большое количество неголосовых сообщений в различные тарифные планы и т. д.
Кроме того, в этом году операторы впервые предложили абонентам самостоятельно формировать свои тарифные планы. С июня 2006 г. компания «МТС» применяет принцип конструктора: появилась «Пицца опций» — набор услуг, снижающих затраты абонента. «Комбинируя эти услуги, абонент фактически может создать собственный тариф, оптимизируя затраты на наиболее часто совершаемые звонки», — пояснил директор по маркетингу филиала «МТС» в Красноярском крае НИКОЛАЙ КРУПСКИЙ.
Подобное предложение есть и у других операторов. «Принцип «Построй свое общение» позволяет абонентам самостоятельно изменять условия тарифа и за символическую абонентскую плату (1-2 руб. в сутки) выбирать различные услуги», — рассказал Павел Ларин.
Благодаря комплексному и гибкому подходу компании обеспечили рост рынка примерно в 30-40%, доведя тем самым красноярский рынок сотовой связи до насыщения.
Принцип «платит входящий» невыгоден операторам
По мнению Николая Крупского, самое значительное событие на сотовом рынке произошло летом 2006 г. Им стало законодательное введение принципа Calling Party Pays (CPP) — «платит звонящий». По такому принципу работают операторы в большинстве стран мира. Поэтому переход к СРР эксперты оценили как закономерность.
СЕРГЕЙ ТКАЧЕНКО, коммерческий директор компании «ЕТК»: «Я считаю, что ничего революционного не произошло. Закон стал логичным завершением пути, по которому шли все сотовые операторы. Бесплатные входящие давно служили маркетинговым инструментом. В нашей компании подобное предложение на отдельных тарифах появилось еще пять лет назад».
По оценке «ЕТК», распределение трафика по видам услуг с введением нового закона не изменилось. «Смещения доходов в сторону ГТС не произошло, все сохранилось на прежнем уровне», — сказал г-н Ткаченко.
В компании «Вымпелком» считают, что принцип «платит звонящий» в его текущей реализации выгоден лишь абонентам. ЛЕОКАДИЯ МАТВЕЕВА, пресс-секретарь красноярского филиала компании «Вымпелком» («Билайн»): «Мы уверены:справедливый размер платы за мобильное завершение должен составлять не менее 1 руб. 35 коп. Однако при установлении тарифа на звонки с фиксированной сети на абонентов подвижной связи был учтен тариф в размере 95 коп. А это находится ниже себестоимости звонка». В «Вымпелкоме» заявляют, что подобная схема реализации принципа CPP несправедлива. «Мы будем аргументировать в российских регулирующих инстанциях необходимость введения разумной платы. Принцип «платит звонящий» должен быть выгодным как для абонентов, так и для операторов», — заявили «ДК» в компании.
Введение ССР, а также жесткая конкуренция на рынке привели к падению ARPU . С $10-12 в 2005 г. он опустился до $7-9 в текущем. «Операторы работают на пределе себестоимости», — заявили в «МегаФоне».
Сотовики рассчитывают на лояльных абонентов
По мнению PR-директора компании «Цифроград» ИВАНА БЕЛОЗЕРОВА, операторы, ранее ставившие себе задачу увеличить абонентскую базу, во второй половине 2006 г. столкнулись с серьезной проблемой: новые абоненты часто не пользуются sim-картой после расходования первоначальных, подаренных в рамках какой-то акции, средств. А это, по мнению г-на Белозерова, явный сигнал того, что рынок подошел к насыщению.
«Массовые продажи случаются все реже. Сейчас важно не только привлечь абонента, но и удержать в своей сети», — считает Андрей Иванов. Поэтому к концу 2006 г. все операторы разработали и начали предлагать новые услуги уже существующей абонентской аудитории: тарифные планы для общения внутри сети, перевод денег со счета на счет и т. д.
Кроме того, сотовики начинают четко сегментировать потребителя. Сегмент, который участники рынка уже выделили и назвали наиболее перспективным, — корпоративный. «Корпоративные абоненты помогают компаниям закрепиться на рынке. Доходы от таких абонентов очень стабильны. В дальнейшем мы будем делать ставку на этот сегмент», — заявили в «МегаФоне». Для корпоративных клиентов здесь был введен тарифный план «Персональный тюнинг». Это тариф-конструктор, позволяющий компаниям комбинировать набор услуг.
Обновил тарифы на корпоративной линейке и «МТС». Здесь появились новые бизнес-сервисы, например, «Доступ в корпоративную сеть через выделенный APN», «Офис онлайн», обеспечивающий доступ с мобильного телефона к электронной почте, адресной книге, органайзеру.
В «Вымпелкоме» осенью создано отдельное подразделение для работы с корпоративным сектором. Эксперты считают, что в следующем году борьба развернется именно в этом сегменте. Федералы намерены серьезно потеснить лидера в этой нише — местного оператора «ЕТК», занимающего, по разным оценкам, до 70-80% корпоративного сектора.
С рынка уйдет прямая денежная мотивация
«Акционеры «МегаФона» готовы инвестировать в развитие сибирского филиала. Сумма вложений будет не меньше, чем в предыдущие годы», — рассказал Павел Ларин. (По информации «ДК», за 2,5 года «МегаФон» инвестировал в сибирский филиал около $130 млн.)
Как рассказал Сергей Ткаченко, в 2007 г. «ЕТК» вложит в расширение сети $35-40 млн (в 2006 г. этот оператор по­тратил на развитие $50 млн). Компания планирует увеличить количество базовых станций стандарта GSM с 470 до 620 в Красноярском крае и Хакасии.
«МТС» и «Билайн» свои финансовые планы на следующий год не раскрыли, лишь уточнив, что намерены активно развиваться на местном рынке и в дальнейшем.
По мнению Андрея Иванова, сегодня сотовые компании практически сформировали абонентские базы. «Наступает время, когда операторы начнут зарабатывать деньги», — считает г-н Иванов. Иван Белозеров: «С сотового рынка постепенно уходит прямая денежная мотивация. Например, недавно мы провели совместную с «Билайном» акцию: при подключении к оператору дарили клиенту журналы Man`s Health или Cosmopolitаn. Издания модные, их стоимость в розницу существенная. Но только ради журнала человек приобретать контракт не будет. Значит, участие в акции приняли только перспективные клиенты».
«Бесплатный сыр не может быть вечным. Об успехах компании будут свидетельствовать ее доходы, а не величина абонентской базы», — резюмировал Анд­рей Иванов.

ARPU — показатель дохода оператора с одного абонента.

детали
Когда не работает принцип «платит звонящий»
1 июля в России вступил в силу федеральный закон, отменяющий плату за входящие звонки. Исключения составляют три случая. Первый — звонок совершается с помощью телефониста за счет вызываемого абонента. Второй — звонок производится на бесплатную горячую линию. Последний — когда абонент находится в роуминге.
Источник: «ДК».