Олег Морозов исполнительный директор компании «Мультима», г. Красноярск Чем дальше я пробираюсь по карьерной лестнице, тем чаще те, кто немного отстал, спрашивают меня — ну как там, воруют? Ну, п
Олег Морозов исполнительный директор компании «Мультима», г. Красноярск
Чем дальше я пробираюсь по карьерной лестнице, тем чаще те, кто немного отстал, спрашивают меня — ну как там, воруют? Ну, пилят же, да? Я в ответ всегда только улыбаюсь. Но моя улыбка не означает, что я пытаюсь скрыть страшную правду, я и мои коллеги, слава богу, чисты перед законом. Просто подобные диалоги очень напоминают вопросы незамужних — ну как там, замужем?..
И очень трудно объяснить, что именно там не так. Что вещи, которые кажутся снаружи ужасными, циничными и где-то даже отвратительными, на самом деле логичны и естественны.
Что говорят законы экономики — если на рынке велика конкуренция, закрепить за собой крупного клиента очень сложно. Взять его своей уникальностью сейчас уже невозможно — бизнес унифицирован. Как быть? Выход один — установить неформальные отношения. Хорошо ли это? Нет.
Другой сценарий.
Весна, город Н.
Заказчик: — Нам нужна дорога длиной 5 км по европейским стандартам.
Подрядчики: — Ура, у нас будет новая работа!
Заказчик: — Только бюджет не принят, финансирование не выделено, будет выделено к сентябрю.
Подрядчики: — Ну давайте хотя бы тендер проведем, выберем кого-нибудь из нас, остальные ему помогут, дайте денег на материалы, мы все сделаем, расчет в сентябре.
Заказчик: — Не могу, меня посадят.
Подрядчики: — Ну хоть выберите кого-нибудь, мы займем денег на материалы.
Заказчик: — Не могу, меня посадят.
Подрядчики (после проведения жеребьевки): — Вот мы тут это Договорились. Делать работу будет ООО «Пламя», деньги мы заняли, мы вам их дадим, чтобы когда будет тендер, ООО «Пламя» выиграло.
Осень, идет снег.
Заказчик: — Дорогие жители города Н! Мы выбрали ООО «Пламя», потому что эта суперсовременная компания внедрила новую технологию укладки асфальта в осадки! А если что-то пойдет не так, мы не заплатим деньги и подрядчик все будет переделывать за свой счет!
Зима.
Высокодоходное ООО «Пламя» ликвидировано. Конец.
Раньше купцы могли пожать друг другу руки. Теперь рука руку моет. Для большого общего дела. Так нужно ли бороться с коррупцией? Тут я отвечу — однозначно нужно. Но хватать за руку и сажать в тюрьму имеет смысл только тех, кто увлекся. Кто смысл коррупции понимает в самообогащении. Таких, к сожалению, много, и опытному взгляду их сразу видно. И поверьте, на них любой покажет пальцем.
В нашей стране уже все знают, что наши дороги самые дорогие, и все знают почему. И почему мы так много потратили на Ванкувер, и почему так мало за это дали золотых медалей, мы тоже знаем. В некоторых отраслях даже в нашем городе, даже в частном бизнесе, пропадает 20-30% финансов. В государевых делах до 90%. Плохо это? Ужасно.
Что делать? Уничтожать причины!
Их немного, и они просты, как библейские заповеди. Для меня вот они: жадность, недальновидность и жажда власти.
Те, кто экономят на заработной плате работников, толкают их к воровству. Помните перестроечные времена, когда работники выносили с заводов продукцию на ту сумму, которую им не выдали в виде зарплаты? Мне это причитается, думали они и были по-своему правы. Заработная плата работника, а особенно менеджера среднего звена, должна соответствовать масштабу принимаемых им решений. Человек, получающий 10 тыс. руб. в месяц и ставящий подписи на документах с суммами в сотни тысяч каждый день, рискует всем, что у него есть. Дали? Слишком много получилось? Тогда не надо столько делегировать
Недальновидно планировать то, что невозможно выполнить. Это означает планировать провал. Или сознательно толкать исполнителей плана на очередное преступление.
И еще — грустно, когда в нашей стране ради ощущения контроля людям не дают шансов на самостоятельность там, где им это необходимо. Это происходит практически на каждом шагу. А существующий бюджетный кодекс является могильным камнем для динамичного развития.
Есть один только рецепт, который сразу излечивает от всех этих болезней. Он называется «Я хочу получить результат». Если каждый будет думать о том, что нужно, чтобы построить дорогу, и соотносить свои действия с результатом — я верю, все у нас будет значительно лучше. Конечно, мы еще не скоро научимся, как некоторые иностранцы, учитывать взятки в бюджете, еще долго будем прятать доходы «на всякий случай». Но уж точно мы будем строить отличные дороги, у нас не будут так сильно ломаться электростанции, и с нашими спортсменами на олимпиады полетят так нужные им тренеры и врачи, а не руководители смежных ведомств.