Меню

«Отступать нельзя»: опыт красноярской управляющей компании «СуперСтрой»

Создание небольших управляющих компаний — единственный способ навести порядок в ЖКХ, считает владелец фирмы «СуперСтрой». Он уверен, что с жильцами надо общаться без посредников, глаза в глаза.

Собственник компании «СуперСтрой» Анатолий Лебедев открыл свой бизнес в начале 2000-х. Первые несколько лет он совмещал эту работу с руководством ЖЭКом на правобережье Красноярска. Днем, будучи начальником, выслушивал многочисленные жалобы от жильцов, а вечером переодевался и шел чинить сантехнику в обслуживаемом его компанией доме. Спустя почти 15 лет фирма, в обслуживании которой сейчас находится девять зданий в разных районах города, планирует выход на новый уровень: «СуперСтрой» получил лицензию на деятельность в качестве управляющей компании и готовится взять под свое крыло первый дом. За него развернулась нешуточная борьба с  «Жилфондом».

Делай сам, смотри в глаза

Бывший военный Анатолий Лебедев пришел в коммунальную отрасль в самом начале 1990-х годов. Чтобы понять специфику, работал сантехником, потом инженером, позже руководителем ЖЭКа Кировского района Красноярска. В начале 2000-х в городе стали создаваться первые ТСЖ, у их руководителей появилась возможность искать подрядчиков на стороне.

Анатолия Лебедева начать собственный бизнес подтолкнул случайный прохожий:

— Мы с дочерью покупали в павильоне мороженое, и вдруг какой-то незнакомый дядька подходит и обращается к ней: «Гордись, девочка, своим отцом, он нам столько пользы приносит». Нам же в ЖЭКах мало кто слова благодарности говорил, там больше негатива было. И меня это так порадовало, воодушевило, и появилась мысль, что надо создавать свою компанию.

Больше года прошло после этого, только в 2002 году г-ну Лебедеву удалось договориться с ТСЖ об обслуживании первого дома, на улице Тимошенкова. Он признается, что плата за обслуживание была настолько небольшой, что ее не хватало даже на зарплату сантехнику, — пришлось самому вспоминать азы профессии:

— Днем я работал руководителем ЖЭКа, а вечером или в выходные шел в подвал этого дома, проверял состояние труб, устранял течи. Только спустя несколько месяцев, когда удалось договориться с ТСЖ об обслуживании второго дома, у меня появилась возможность взять в штат слесаря и электрика.

Анатолий Лебедев признается: никакой прибыли он тогда не получал, хватало только на выплату зарплат и налогов. Дополнительные средства появились только после того, как в обслуживании «СуперСтроя» стало пять домов. Однако все доходы пускались в развитие: дворники компании работали не косами, как в ЖЭКах, а современными газонокосилками, сотрудники были обеспечены хорошей спецодеждой и инструментами. Кстати, с должности руководителя ЖЭКа его «попросили»: совмещать с бизнесом не получилось.

— В ЖЭКах как было: сантехник сделал тяп-ляп, лишь бы поскорей отвязаться, а назавтра жильцы его снова вызывают. Для меня же главное, чтобы было меньше обращений от жильцов: если редко звонят, значит, мы все качественно сделали. Я хотел изначально отличаться от той системы. Чтобы мои слесари были трезвые и без запаха перегара. Раньше ведь какая ассоциация была у людей — слесарю надо дать бутылку водки, чтобы он хорошо все сделал. У нас не так.

Директор «СуперСтроя» говорит: неповоротливые монополисты-ЖЭКи просто были вынуждены так работать, изменить сложившуюся систему было невозможно. По мнению Анатолия Лебедева, система до сих пор та же, только получила другое название — «Жилфонд».

Война за дома

В прошлом году «СуперСтрой», в обслуживании которого уже было девять зданий в разных районах города, а в штате более 30 специалистов, от уборщиц подъездов до квалифицированных электриков и сантехников, решил выходить на новый уровень. Фирма прошла лицензирование на деятельность в качестве управляющей компании.

Анатолий Лебедев говорит, что решение вновь было принято «снизу», жильцы попросили:

— Народ нас двигает. Люди сами приходят к нам и просят: «Вы столько лет обслуживаете соседние дома, мы часто обращаемся за помощью к вашим специалистам, поэтому тоже хотим к вам в управление». И я подумал: а ведь у нас есть все для того, чтобы стать управляющей компанией. Есть опыт, персонал, подходящее помещение и территория, где можно хранить оборудование и транспорт. И мы получили лицензию, одними из первых в Красноярске.

Однако «СуперСтрой» столкнулся с проблемой: они могут, жильцы хотят, но прежняя управляющая компания не отдает.

— Вот в телевизионных новостях нынешнее руководство «Жилфонда» заявляет: сейчас банкротится управляющая компания «Жилфонда» в Советском районе. Уважаемые жильцы, не ждите, выбирайте себе любую другую УК, какую пожелаете. На самом-то деле все не так. Ведется настоящая битва за каждый дом. Когда мы присутствуем на собраниях жильцов, отвечаем на их вопросы, на эти собрания приходят агитбригады, человек по 15, которые начинают кричать, скандалить: мол, не связывайтесь с ними, они фирма-однодневка. Выгрызают каждый дом. Кроме того, на такие собрания приезжают работники администрации и тоже агитируют за «Жилфонд». Так же нельзя, администрация должна занимать нейтральную позицию.

По словам Анатолия Лебедева, к нему на встречу приезжал директор «Жилбытсервиса» Руслан Сидоренко, который предлагал договориться «по-хорошему»:

— Сидоренко мне предложил: «Не лезьте сами в управление, работайте нашими подрядчиками. Вам будут оставлять определенный процент — это прекрасные деньги». Но, на мой взгляд, указанный им процент — это только возможность заплатить налоги, зарплаты и рассчитаться с поставщиками: с той же СГК, водоканалом. А на содержание дома, своевременный ремонт подъездов, клумбы и прочее денег уже не останется. И жильцы снова будут слышать, что надо повышать платежи. И начнут жаловаться. Но не СГК, не «Жилфонд» будут эти жалобы слушать, а мы — те, кто напрямую с людьми работает, глаза в глаза. Но сделать-то мы ничего не сможем на этот прекрасный «определенный процент».

Анатолий Лебедев рассказал, что недавно его компания подготовила пакет документов по передаче первого дома — на улице Павлова — в их управление. Большая часть собственников этого дома подписали свое согласие на переход в другую УК.

— Директор «Жилбытсервиса в Кировском районе мне намекнул, что после передачи дома к нам в управление СГК специально будет затягивать подписание с нами договора о взаимодействии. Меня предупредили: ты, мол, сам вынужден будешь отказаться от этого дома, — говорит г-н Лебедев.

Сам Руслан Сидоренко отрицает какое-либо давление на руководителя компании «СуперСтрой». В комментарии «ДК» он сказал:

— Я встречался с Лебедевым и предлагал ему сотрудничество в качестве подрядчика. Никаких угроз с моей стороны не было.

Так или иначе, отступать владелец «СуперСтроя» не хочет. Бывший военный, он готов к битве, понимая, что она будет непростой.