«Коллекционировать скальпы» именно «топов» Ольга Орлова решила почти сразу же после создания кадрового агентства: «Поначалу мне хотелось заниматься индивидуальным консультированием. Мечтала, что фи
«Коллекционировать скальпы» именно «топов» Ольга Орлова решила почти сразу же после создания кадрового агентства: «Поначалу мне хотелось заниматься индивидуальным консультированием. Мечтала, что фирма будет себе работать потихоньку, а я — консультировать в свое удовольствие».
Потихоньку не получилось. «Ориан-персонал» открылся в 1999 году, когда в Красноярске уже существовало около десятка достаточно сильных агентств. Чтобы устоять перед конкурентами, пришлось занять четкую нишу.
— Я решила специализироваться на подборе топ- и миддл-менеджеров для компаний западного образца и, например, для банков, а также открывать офисы «под ключ». Это мне показалось наиболее интересным», — вспоминает Ольга Орлова.
Есть мнение, что по речи человека можно судить о его личности. О характере Ольги Орловой многое говорит слово, которое она употребляет настолько часто, что еще немного — и записывай его в «паразиты». Это слово «интересно».
Интересно ей почти все. Учиться — очень интересно! Причем и ядерную физику в классическом университете изучать, и социологию — в Университете Марксизма-Ленинизма (именно так, со всех заглавных букв, некогда писалось его название), и психологию управления — на одном из первых платных факультетов Москвы. В сорок лет получать третье высшее образование — интересно.
Зато самой оказаться в роли учителя оказалось совсем неинтересно.
— В молодости я разрывалась между карьерой журналиста, актрисы и физика. Но в Красноярске тогда факультета журналистики не было, пойти на театральный категорически запретила мама, — рассказывает Ольга Орлова. — После школы поступила в КГУ, на физфак, специализация — ядерная физика и спектроскопия. В то время это было модно и интересно. Кстати, учиться мне там было очень легко. Когда закончила университет, у меня уже было двое детей, причем ни разу даже в «академ» не уходила. В это время я возомнила себя Макаренко и решила пойти работать в школу. Год отработала учителем физики, и это оказалось ужасно тяжело. И не потому, что были дети сумасшедшие — ребятишки у меня в классе как раз были великолепные. Было трудно вписаться в педагогический коллектив, общаться с немолодыми, уставшими от жизни женщинами. Некоторые вещи повергали в шок. Особенно бесконечные заседания. Формальные, скучные, присутствовать на которых нужно лишь для «галочки».
А вот несколько запоздалое знакомство с автомобилем оказалось для Ольги Орловой необычайно интересным. Впервые сесть за руль почти в пятьдесят лет, причем не размениваться на изящные «женские» кабриолеты, а сразу «оседлать» джип. «Наматывать» первое время, пока не почувствовала себя совсем уверенно, по два часа вождения в сутки. И неважно, сколько длился рабочий день и когда придется колесить по дорогам — в 10 часов вечера или в час ночи.
В бизнесе для нее тоже, чем сложнее заказ, тем он интереснее. Поскольку «дичь», на которую «охотится» Ольга Орлова, — как со страниц Красной книги. Очень редкий на рынке товар.
«Мы грузчиков не ищем»
«Ориан-Персонал» редко размещает объявления о вакансиях, которые требуются его заказчикам. И не только потому, что это, как правило, строго конфиденциальная информация (ну зачем, например, клиентам банка знать о том, что там планируется смена руководства?). А просто потому, что это бессмысленно: «Мы же не грузчиков ищем. Люди, которые нам нужны, просто не читают объявлений рубрики «Требуются на работу». Они и так успешны и занимают высокие посты».
Даже для того, чтобы просто поговорить по телефону с таким человеком, сотрудникам кадрового агентства приходится прибегать к хитростям. Договориться о встрече и того сложнее. Но труднее всего заинтересовать человека, которого и так «неплохо кормят» на его нынешней работе.
— Те, кто требуется нашим заказчикам, — штучный «товар». Просто увеличением зарплаты, их, как правило, не купишь, — поясняет Ольга Орлова. — Поэтому на каждого мы составляем подробное досье, пытаемся понять, какими могут быть их слабости, мечты и потребности. К примеру, у одного из таких красноярских топ-менеджеров ребенок собирался поступать в некий московский вуз. Он, наверное, и не задумывался о том, чтобы переехать в столицу, просто переживал, как там будет жить его ребенок. А тут мы: «А как насчет вот этой вакансии в Москве?». Удалось заинтересовать сменой города и тем, что ему там будут снимать квартиру.
Универсального рецепта таких «приманок» нет, да и быть не может. Однако научиться их подбирать возможно. Поначалу сотрудники «Ориана» пытались разобраться в тонкостях хэдхантинга самостоятельно, урывками черпая сведения в методической литературе и Интернете. После того как фирма вступила в международное кадровое объединение «Метрополис» (а произошло это буквально через пару лет после образования «Ориана»), процесс получения знаний стал более упорядоченным.
Не по массовым рецептам
Сотрудничество с «Метрополисом», считает Ольга Орлова, стало сильным конкурентным преимуществом в борьбе с красноярскими конкурентами. Сейчас, по словам генерального директора «Ориан-Персонала», достойное соперничество фирме могут составить не более десяти агентств рынка. Среди них такие «монстры» рынка, как «Анкор», «Персонал-сервис», «КАД-рекрутинг».
— За первой десяткой лучших агентств идет основная масса, — поясняет Ольга Орлова. — И уж затем — остальные, берущиеся за любую работу. Там, как говорится, «драмкружок, кружок по фото, мне еще и петь охота». Бывало, заглянешь на какой-нибудь сайт, а там и пиротехнические услуги, и организация банкетов. И здесь же — подбор персонала. И как после такого наш молодой — всего-то 13 лет! — бизнес будут воспринимать заказчики? Я не против сильных, профессиональных конкурентов. С ними и не нужно бороться, с ними нужно дружить, обмениваться знаниями, совместно формировать сознание наших клиентов.
И все же в Красноярске, вздыхает Ольга Орлова, заказчик преимущественно «дикий», вот в Москве его уже более или менее «обтесали». Бывают совсем уже анекдотические случаи. Например, приходит директор банка и просит найти ему заместителя. Требования: «Женщина, 20-22 года, опыт работы — 5 лет, высшее образование». Ему начинают объяснять, что так не бывает, работнику будет не меньше 27 лет. Предлагают исключить высшее образование или возраст «повысить». В итоге выясняется, что вузовский диплом — совсем необязательное требование, и фактически нужна девушка-секретарь. Основная обязанность — хорошо выглядеть и всюду сопровождать своего босса.
— Бывают заказчики, от сотрудничества с которыми мы просто отказываемся, — поясняет Ольга Орлова. — Возвращаем предоплату, если он начинает грубить, хамить. Например, искали мы редкого для Красноярска специалиста. Ближайший город, где их обучают, — Кемерово. С огромным трудом удалось найти троих. Представили клиенту. А он их матом покрыл, моим сотрудникам нагрубил На следующий день мы отказались с ним работать. Я не хочу, чтобы кто-то топал ногами на моих работников.
Без отрицательного опыта
Своих сотрудников Ольга Орлова ценит, каждый из них — тоже «штучный товар». Подбор персонала для себя — едва ли не самое сложное в работе любого приличного кадрового агентства, ведь «на рекрутеров» у нас пока не учат.
— Я предпочитаю брать людей без отрицательного опыта, со студенческой скамьи, — поясняет Ольга Орлова. — В основном это выпускники-психологи и экономисты. Первые знакомы хотя бы с азами работы с людьми, вторые могут разговаривать на одном языке, хотя и тоже не в совершенстве, с людьми, которым мы предлагаем вакансии.
Прежде чем подбирать кандидатов на заявку, сотрудник должен психологически до нее дорасти. Поскольку в «Ориане» в основном подыскивают людей на должность директоров и их заместителей, рекрутер должен как минимум не бояться беседовать с начальством. А также уметь вести себя достойно в любой ситуации, излучать доброжелательность, выглядеть по-деловому, но при этом располагать к себе. Еще одно обязательное требование — хорошо разбираться в компьютере. Красноярские программисты создали специально для «Ориана» уникальную компьютерную программу «Рекрутинг от и до», которая позволяет хранить и сортировать информацию о множестве людей и фирм. Сейчас в базе данных агентства содержатся более или менее подробные сведения о 500 тысячах человек. Права на программу принадлежат «Ориану» и «Инфотех-Сибири» — компании-разработчику. Сейчас ее приобрели уже около десяти кадровых агентств России и зарубежья, одно из них находится в Лондоне.
Насколько высока репутация сотрудников «Ориана», стало ясно, когда к некоторым из них обратились с заманчивым предложением — занять ключевые должности местного филиала столичного кадрового агентства.
— Скажу честно, мне это очень польстило. Но еще больше польстило, что никто этого предложения не принял, — рассказывает Ольга Орлова. — Хотя я с пониманием отношусь к тому, что человек хочет поменять работу. Наша фирма — очень небольшая, и «пространства» для карьерного роста не так много. Когда работник, набравшись в «Ориане» опыта и знаний, становится директором по персоналу крупной фирмы (таких случаев уже несколько), я только рада за него.
«В Чернобыль меня не пустили»
Ольга Орлова и сама не раз уходила с высокой должности, из дружного коллектива. И только в одном случае это объяснялось элементарным желанием хорошо зарабатывать.
После года в школе Ольга устроилась в объединение «Сибцветметавтоматика». Поначалу — «самым маленьким инженером» в отдел ядерной и общей геофизики. Коллектив в основном состоял из мужчин. И, возможно, именно гендерный состав в свое время спас Ольгу Орлову: «Когда случилась трагедия в Чернобыле, наш отдел собрал радиоуправляемый трактор. Многие мои коллеги выезжали туда на работу. Большинства уже нет в живых, а меня Бог миловал. Не пустили только потому, что я была единственной женщиной во всем коллективе».
Тем не менее, у Ольги Орловой начались проблемы со здоровьем. Стало ясно, что с ядерной физикой пора прощаться — и неважно, что к тому времени она уже была отнюдь не последним человеком в «Сибцветметавтоматике». Чтобы найти себя в новой жизни, решила закончить факультет социологии — хотелось сменить род деятельности кардинально, но при этом опираясь на какие-то знания. Однако решительный шаг помогла совершить начавшаяся тогда перестройка.
— Мы вдруг стали никому не нужны. Оказалось, что приборы, которые мы выпускали, проще и дешевле закупать в Финляндии, — вспоминает Ольга Орлова. — Объединение наше рассекретили, многих людей сократили. Это было ужасно тяжело. Женщины подобные повороты в судьбе как-то проще переносят. А вот многие мужчины сломались.
Когда нужна наглость
Ольгу Орлову тогда не сократили. Однако зарплата с каждым месяцем становилась все меньше, и стало ясно, что перспектив там никаких. В 93-м году ей предложили получать в десять раз больше, но при этом работать секретаршей в торговом доме «Центр Сибири». Ольга не посчитала зазорным променять свои регалии на скромное звание. И не прогадала. Секретарем она проработала всего лишь полгода, потом сразу стала директором по персоналу. Причем такой головокружительный скачок по карьерной лестнице ей вовсе не казался удивительным.
— Знаете, почему многие люди, даже очень трудолюбивые и способные, прозябают всю жизнь на маленькой должности? Знаете, что их губит? Не то, что им не везет. Наглости им, что ли, не хватает какой-то. Ведь иногда, чтобы пойти куда-то, достаточно просто сделать первый шаг, — поясняет Ольга Орлова. — Работа секретаршей — достаточно простая. Пиши да печатай. Мозги почти не работают, времени на мысли остается очень много. Вот я за полгода и создала концепцию — как должна работать служба персонала нашего торгового дома. Мой тогдашний директор Сергей Быков обожал такого рода эксперименты. Так мы вместе одними из первых в Красноярске создали управление «человеческими ресурсами». Чего мы только не пробовали! Тогда только появилось тестирование. Причем тесты все были американские. Их нужно было адаптировать, вводить Все это было крайне интересно.
Очень скоро она поняла, что не хватает знаний, и решила получить еще одно высшее образование. На этот раз ее специальность называлась «психология управления». Однако в это же время в «Центре Сибири» начались какие-то реорганизации, проблемы, обычные почти для каждого предприятия перестроечных времен. У Ольги Орловой к тому же появилась внучка, и она просто решила уволиться и спокойно заняться учебой и малышкой: «Отдохнуть не получилось. Случайно увидела объявление: «Театру оперы и балета требуется начальник отдела кадров». А меня, знаете, всегда тянуло к театральному миру. Решила сходить. Пришла, поразилась разрухе и огромной очереди претендентов на вакансию. Рассказала, на каких условиях пойду туда работать (например, компьютер и мягкое кресло для индивидуального консультирования), и успокоилась: думаю, все равно меня, такую требовательную, не возьмут. Из театра позвонили на следующий день. Сказали: все ваши условия выполнены, выходите на работу».
— Два года в театре — это было нечто совершенно уникальное, — вспоминает Ольга Орлова. — Новый жизненный опыт, общение с необычными людьми. Нередко я туда приходила к 9 утра и начинала рабочий день вместе техническим персоналом, а уходила в 12 ночи — вместе с артистами. Было непросто, но очень интересно.
Тем не менее, вскоре она решила открыть собственное дело: «Наступает какой-то предел, когда понимаешь: здесь мне расти больше некуда. Кроме того, хотелось применить свое, уже третье, высшее образование». Чтобы открыть агентство, особых средств не потребовалось — на первых порах обошлось собственными накоплениями, около тысячи долларов.
Два компьютера Ольга Орлова принесла из дома. А еще ей подарили пару офисных столов, да еще парочку — очень «бэу» — удалось купить по тысяче рублей за штуку. Однако средства, и немалые, понадобились, едва бизнес начал расширяться. Пришлось взять кредит. Собственно, «в кредитах мы до сих пор, как в шелках», — шутит Ольга Орлова. Однако бросить все и жить спокойной жизнью пенсионера пока не собирается: «Любая работа должна приносить удовольствие. Китайцы правильно говорят: «Делай хорошо свое дело, а деньги тебя найдут».