Новые правила обучения водителей парализовали деятельность автошкол в Красноярске. Руководители компаний прогнозируют уход с рынка 40% игроков и существенный рост стоимости обучения.
С 11 августа в России вступили в силу программы профессионального обучения водителей транспортных средств, которые предусматривают новые требования к работе автошкол. Значительно ужесточились требования к материально-технической базе, а именно к учебным автомобилям, классам и особенно к автодрому. Он должен быть площадью не менее 0,24 га, обязательно заасфальтирован, оборудован светофорами, дорожной разметкой, перекрестками, «горкой», железнодорожным переездом. Также согласно правилам лицензирования каждая автошкола должна получить заключение Госавтоинспекции на соответствие своей базы учебным программам.
Нововведения стали неожиданностью для всех красноярских автошкол.
«Это было как гром среди ясного неба. Уже около месяца мы не набираем новые группы курсантов. Работа всех автошкол в городе остановлена, поскольку никто еще не получил положительного заключения от ГИБДД», — сообщили «ДК» в компании «Автошкола».
Директор краевой автошколы «Движение» АЛЕКСАНДР ПЕТРОВ отмечает, что новые правила могут сыграть на руку рынку:
«Ситуация до августа текущего года была достаточно драматичной — в Красноярске появились автошколы-однодневки, которые не планировали вкладываться в развитие, оказывали некачественные услуги. А в связи с новыми правилами 40-50% автошкол не получат положительного заключения и вынуждены будут уйти с рынка. Останутся только надежные компании».
Заместитель председателя Красноярского регионального отделения «Всероссийского Общества Автомобилистов» ВЛАДИМИР ЧЕРЕПАНОВ не так оптимистично оценивает происходящее:
«Сейчас все полномочия перетянула к себе ГИБДД. Все идет к тому, чтобы монополизировать рынок, очистить его от средних и мелких игроков. Это беспредел, а не закон. Даже крупные компании, которые давно работают на рынке и имеют собственный автодром и сеть филиалов, вынуждены будут в спешке тратить деньги на то, чтобы соответствовать всем этим нормам. Сейчас, например, делаем на своем автодроме перекресток и дополнительные знаки. Главное — успеть закончить до проверки».
В управлении ГИБДД по Красноярскому краю пояснили «ДК», что заявки на лицензирование подали 9 автошкол в крае. Все они уже обследуются инспекторами на предмет соответствия новым законодательным нормам. Всего в Красноярске работали 40 автошкол.
«Если у автошколы нет автодрома, значит, она должна будет либо закрыться, либо пересмотреть свою деятельность, искать средства на обновление материально-технической базы», — подчеркнули в ГИБДД.
По подсчетам экспертов, минимальные инвестиции в создание автодрома с нуля составляют 7 млн руб. при условии, что земельный участок обойдется не дороже 1,5 млн руб. Только асфальтирование будет стоить примерно 2,5 млн руб., строительство «горки» по всем нормативам — 300-500 тыс. руб., подсчитывают эксперты. К этим затратам прибавляются расходы на обустройство нескольких отдельных кабинетов, например, класса для обучения оказанию первой медицинской помощи и т.д.
Дополнительные издержки неизбежно приведут к удорожанию услуг.
«Мы примерно просчитывали новую стоимость обучения — она вырастет минимум на 100% и составит от 30 тыс. руб.», — подчеркнул Владимир Черепанов.
Александр Петров дал такой прогноз:
«4-5 автошкол в городе гарантированно будут работать, они начнут набирать курсантов в течение 2-3 ближайших недель. Спрос на услуги будет выше предложения. По новым правилам мы, например, как автошкола, которая обладает самой большой материально-технической базой в крае, можем выпустить в год примерно 1,5 тыс. чел. Для сравнения, в прошлом году в крае было выпущено более 40 тыс. курсантов, половина из них в Красноярске».
Красноярский рынок автошкол в цифрах:
184 - автошколы работают в КК
40 - автошкол работают в Красноярске
9 - автошкол в КК сейчас проходят лицензирование
46 тыс. - водительских удостоверений было выдано в КК в 2013 г.
Источник: ГИБДД по Красноярскому краю