Борис Мазур Член Экспертного совета по банковскому законодательству Государственной Думы РФ Когда хулиган просит у вас закурить, вы уже знаете, что за этим «хорошего» последует. И когда государст
Борис Мазур Член Экспертного совета по банковскому законодательству Государственной Думы РФ
Когда хулиган просит у вас закурить, вы уже знаете, что за этим «хорошего» последует. И когда государство начинает нам на что-то воодушевленно намекать, мы уже предполагаем по аналогии, что оно чего-то от нас хочет, но мало что предложит в ответ.
Сегодня государство не ведет с нами диалога. Это монолог-ультиматум. Нет алгоритма проверки общественного барометра. Никого не интересует, какие вопросы нас волнуют и тем более— наши ответы.
Входить-таки в тот или иной альянс или нет? Куда ушли кредиты на поддержку крупного и очень крупного бизнеса? И собирается ли кто-то их возвращать? Из каких фондов они брались?.. Неплохо заодно ответить: а была ли эпидемия свиного гриппа? Если была, то куда она ушла?
И был ли кризис?
И почему иномарка, доставленная из Германии через океан в Нью-Йорк, дешевле импортированной из Германии в Россию? Оказывается, государство налоги собирать должно, не увеличивая производственные мощности. Оно предпочитает оброк с тех, кто голосует рублем против российского автопрома. Наверное, компенсировать «управленческие находки» команд «реаниматоров» лучше из нашего с вами кармана. А что на самом деле нужно делать с АвтоВАЗом? Зачем нам постфактум чьи-то решения?
Анекдот знаете? Министр сельского хозяйства жалуется Михаилу Горбачеву: «Куры дохнут». Михал Сергеич: «Я знаю! Нужно выложить вокруг птицефабрики круг белым гравием, и они дохнуть перестанут». Через какое-то время министр докладывает, что куры по-прежнему дохнут. Горбачев: «Рисуем квадрат!» Потом треугольник Проходит время, министр Горбачева избегает. Тот не выдержал, сам его вызвал. Оказалось— все куры подохли. «Жаль,— говорит Горбачев,— столько задумок еще было!» И у нас так: «Мы новый проект придумали! Дайте-ка нам под него предприятие!» Пришли, попробовали— не получилось Уходят. «Стойте! За бабки отчитайтесь!»— «Какие бабки?..» Другая команда приходит. Рисуют треугольник. В геометрии еще много фигур. Видимо, поэтому у нас страна нереализованных возможностей
Сегодня это страна психологического раздвоения. Вроде медаль одна, а каждая сторона смотрит в другом направлении И особенно это свойственно госслужащим.
Взяточничество в нашей стране побороть невозможно. Для этого нужно изменить менталитет страны. А этот менталитет как метастазы в каждом из нас: не уйду с работы, не взяв гвоздик, скрепку, линейку, стопку бумаги С метастазами дорога в морг. А мы: «Нет, в реанимацию!»
И нынешние трагические срывы в обществе, особенно среди тех, кто должен стоять на страже закона, как это произошло с майором Евсюковым,— это как техногенная катастрофа, как прорвавшийся, извините, нарыв. Нельзя избежать психологического раздвоения личности, если скидывать после работы китель и надевать костюм от Versace
Это актуально и для бизнеса. Допустим, когда стоит вопрос о построении корпоративной культуры на предприятии, кто-то может сказать: «А давайте будем только фронт-офис учить, а бэк-офис— не будем. Экономия!» Что за плюшкинский детский сад? А эти сотрудники друг с другом разве не общаются? И один будет обращаться к другому: «Милостивый государь» А другой привычно звать: «Вась, жрать идем?» И появляется новый уровень: «Милостивый государь, пошли жрать». Это не интеллигентность. Это наносная маска, внешняя культура, которая легко смывается.
На Западе каждый проступок человека попадает в компьютер в его персональное досье, и эти данные систематизируются в едином месте. У нас начали создавать институт банковских кредитных историй, но за много лет так и не довели дело до конца. Причин много. В том числе нежелание некоторых банков показывать своих заемщиков, чтобы можно было скрыть невозвращенные кредиты, по которым просчитываются реальные показатели банка.
Обязательным должно быть тестирование на детекторе лжи при приеме на работу госчиновников, особенно тех, кому дано право распоряжаться судьбами людей, в том числе судей и т. д.
Но пока наш технический уровень— это деревня. И пока будет так, в этой стране каждый может вершить все, что хочет. Потому что в этой стране все знают: сегодня ты на зоне, а завтра— в VIP-зоне. Сейчас поток открытого сознания и очищения, только начав прорываться, беспардонно глушится. А безнаказанность развращает даже самых чистых Для очищения нельзя назначить день и час. Это не промывание желудка. Очищение духовное, переходящее в осмысленные благородные поступки, происходит в каждом человеке самостоятельно, но из этого проистекает мощный поток нравственного катарсиса.