Меню

Поединок лидеров бизнеса на страницах ДК - 01.10.2007

Юрий Подопригора директор рекламно- информационной группы «Андрей Дубенский»   Андрей Ван президент УК «НОТАБЕНА»   Вы ведете переговоры о продаже созданной вами «с нуля» компании. Вам п

5 вопросов о методах управления и ценностях, приводящих к победам в рыночной борьбе
Юрий
Подопригора

директор рекламно- информационной группы «Андрей Дубенский»
 
Андрей
Ван

президент УК «НОТАБЕНА»
 
Вы ведете переговоры о продаже созданной вами «с нуля» компании. Вам предлагают цену, которая вас полностью устраивает. Но вы узнаете, что будущий владелец собирается ликвидировать ваш бизнес (фактически — устранить конкурента своего бренда) и уволить всех людей, с которыми вы работаете. Ваши действия?
 
Юрий Подопригора: Решение о выходе из бизнеса, как правило, только в 10% случаев — капитуляция. В остальных это логичный и естественный этап развития. Из «старого» бизнеса вырастают, как вырастают из детской одежды или — в переносном смысле — из старого автомобиля. Многих ли из нас заботила судьба проданной машины?
Именно поэтому я даже не буду раздумывать. Есть купец — есть товар. Но уж коли новый хозяин будет настолько глуп, чтобы уволить моих коллег (в бизнесе, основанном на услугах, избавляться от успешной команды — самоубийство), я с радостью помогу им открыть новое дело.

Андрей Ван: Когда вы продаете свой бизнес, психологически вы должны уже быть готовы к подобному раскладу. Еще в таком случае можно предположить, что ваш бизнес пока не располагает «товарной привлекательностью», раз его приобретают, чтоб «под ногами не путался». Возможно, в этом случае есть смысл повременить, доведя его до совершенства.

Вы находите стратегического инвестора. Но в процессе переговоров вы убеждаетесь, что не сходитесь с будущим партнером ни по психотипу, ни по базовым человеческим ценностям. Он вам откровенно неприятен. На кону — выживание вашего бизнеса. Что вы будете делать?

Юрий Подопригора: Пошел он к черту. Деньги нынче стоят дешево, а душевный комфорт — дорого. С «чужим» выжить в долгосрочной перспективе никак не получится.

Андрей Ван: Если на кону выживание бизнеса, то для нашей психологической совместимости, похоже, места уже не остается, поскольку на другой чаше весов — крах компании. Поэтому сейчас необходимо максимально оптимизировать будущие взаимоотношения с инвестором в плоскости юридически оформленных соглашений, заключить контракт, где будут четко прописаны сферы ответственности обеих сторон.

Вы планируете инвестировать в объект недвижимости, значимый для всего города. Ход дела зависит от подписи известного в городе чиновника. Вам называют «цену вопроса». Она за гранью добра и зла — чиновник потерял всякую меру. Вы можете попытаться поймать за руку коррупционера, сэкономив деньги (но в этом случае есть риск вообще не реализовать проект), или заплатить. ваш выбор?
 
Юрий Подопригора: Если рассматривать ситуацию абстрактно, затраты на «government relations» необходимо закладывать еще на этапе бизнес-планирования. За «подпись» надо платить. В лучшем случае — активной социальной позицией, в худшей — деньгами. Но в любом случае платить Это же бизнес.

Под активной социальной позицией в данном ракурсе можно, например, подразумевать участие в благоустройстве города, строительство объектов социального назначения и т.п. У какого чиновника «поднимется рука» зарубить проект социально ориентированной компании? Конечно, не всегда и не везде эта схема работает, но страна все-таки движется к цивилизованному бизнесу.

Андрей Ван: К сожалению, всевозможные откаты и бонусы — реальная предыстория почти любого бизнеса. Как правило, не всякий предприниматель в своей повседневной деятельности может себе позволить твердую гражданскую позицию. По крайней мере, в противном случае мы бы не имели такого высокого процента «серых» зарплат. И все же рискну предположить, что я смог бы отказаться от операции вообще, если ее выполнение будет связано с серьезными моральными издержками.
 
Ваш бизнес медленно стагнирует. Нанятый вами директор предлагает рискованную стратегию развития бизнеса, которая в случае успеха может принести вам сверхприбыли. Неуспех означает окончательный уход с рынка. Ваши предпочтения?

Юрий Подопригора: Рискуем. Без сомнений, колебаний и обсуждений.

Андрей Ван: По своей природе я бы предпочел рискнуть. Ведь своих предложений у меня по описанной ситуации нет. Тем не менее в меру своих знаний о бизнесе постараюсь протестировать предлагаемый проект на предмет его реалистичности.
 
Ваш директор прошел с вами «огонь, воду и медные трубы». Сейчас он явно отстает от требований рынка. Вы нашли ему замену — молодого амбициозного профессионала. Но вам по-человечески больно расставаться со старым директором. какие слова вы ему скажете?

Юрий Подопригора: Классическую фразу гангстерских кинофильмов: «Ничего личного!» Целесообразность всегда превыше личных отношений. Но, с другой стороны, проверенными кадрами разбрасываться тоже неразумно. Для «старого коня» всегда можно найти другую «борозду». Возможно, человек устал, возможно, личные проблемы одолели. Так что я обязательно скажу ему еще одну фразу, тоже из кино, только советского, о войне: «Своих не бросаем!»

Андрей Ван: Слова, конечно, нужны. Но не следует жалеть и материальных ресурсов для человека, который когда-то стоял у истоков вашего бизнеса. Тем более это оценят и ваши нынешние коллеги.