Меню

«Полезно посидеть без денег, начинаешь вгрызаться в рынок» - как заработать на подарках

Прежде чем магазин подарков начал приносить прибыль, Яне Торчевской пришлось год проработать в убыток. Теперь она знает главный секрет успеха для малого бизнеса.

Компания BonoDono — не первый бизнес Яны Торчевской. До 2010 г. она была далека от интернета и социальных сетей, занимаясь розничной торговлей.

Директор компании BonoDono Яна Торчевская

С BonoDono все было банально. В 2009 г., в разгар кризиса, я много общалась с московским руководством ТРЦ «Июнь», нужно было понять и решить — оставаться ли дальше арендатором площадей или проще свернуть деятельность. Пока решали эти вопросы, прониклись друг к другу симпатией и доверием. И московское руководство «Июня» предложило мне стать партнером проекта, который они развивают в России. Речь шла о сайте, через который шли бы продажи подарочных сертификатов крупных торговых сетей.

Я стала партнером и соучредителем этого проекта. Но пока изучала бизнес‑план, москвичи решили, что в кризис запускаться в регионах не будут. А я уже была погружена в тему и увидела, что помимо подарочных сертификатов, есть другое направление — дарить события, впечатления, как раз то, чем сейчас занимается BonoDono.

Я имела очень приблизительное представление об интернете, максимум, чем пользовалась, — почтой. Никаких знаний, компетенций, понимания этого рынка у меня не было. Абсолютный ноль. Привлекало, что порог вхождения небольшой, не нужно закупать продукцию, оборудование и т.д. Логотип, нейминг, программное обеспечение и сайт делала на собственные средства. Бюджет инвестиций мне не был понятен, но изначально я ставила цель развития федеральной сети, поэтому в проект привлекала только профессионалов, это были достаточно большие средства.

Открылись в середине декабря в 2010 г., в самый разгар новогоднего бума, совершенно не понимая, что будем делать. Это было ошибкой. Сейчас мы к Новому году начинаем готовиться в августе. Неудивительно, что первый год был неудачным. Я никак не могла понять, как на этом зарабатывать, делала самые примитивные ошибки.

Большинство стартапов закрываются в первый год. Спасло то, что у меня был опыт в бизнесе, при этом было очень интересно заниматься новым проектом, и то, что я люблю учиться. За этот год инвестиций в образование, свое и сотрудников, я вложила около 800 тыс. руб. Пока продажи шли вяло, я заново разбиралась в бизнес‑модели, изучала рынок подарков, потребности клиентов и партнеров, делала выводы. К концу года мы начали работать по‑новому, изменили ценовую политику, увеличили ассортимент подарков до 180 единиц, открыли новое направление продаж подарочных карт и сертификатов и т.д. Продажи выросли в 4 раза по сравнению с прошлым годом. Это было лучшим доказательством, что я разобралась в этом бизнесе — поняла его.

Тот убыточный год не променяла бы ни на что. Очень полезно для бизнеса побыть ограниченным финансово, начинаешь активнее искать выход, буквально вгрызаться в рынок — каждый день, каждый час. Я не «впуливала» бездумно деньги в рекламу, зато научилась работать с отзывами. Рекомендации клиентов — это и было нашей самой эффективной рекламой. Для меня было открытием — не нужно никаких сложных схем сбора отзывов, акций и мотиваций для рекомендации. Все просто! Счастливые клиенты охотно делятся впечатлениями, если их попросить об этом. Они пишут огромные посты, выкладывают фото. Собирать отзывы, все время получать обратную связь — одна из главных составляющих успеха для малого бизнеса. Как бы банально это ни звучало, но в этом и заключается суть — уметь наблюдать за клиентом и предвосхищать его желания.

В текущем году начали тиражировать проект в соседние регионы. Продали первые франшизы, по 500 тыс. руб. каждая. Сейчас в Иркутске запускается наш первый филиал. Весной 2015 г. BonoDono начнет работать в Чите и Улан‑Удэ. Передаю партнерам не только бизнес‑модель, но и философию компании. В этом году у нас появился инвестор, вместе с которым начали развивать новые направления, какие, пока сказать не могу.

Я часто сама выступаю ментором в проектах начинающих бизнесменов. За это денег не беру. Мне очень интересно работать с молодыми предпринимателями, которые нестандартно мыслят, выстраивают абсолютно новые подходы в бизнесе. Мы вместе разбираем бизнес‑план, я указываю им на ошибки, которые часто допускают начинающие предприниматели. Плюс я сама учусь, пока сопровождаю стартап. Получаю уникальный опыт, который могу применить в своем бизнесе.