Можно констатировать, что среди экспертного сообщества постепенно формируется понимание того, что экономический кризис2007-2009 г. вызван не только процессами, происходящими в финансовой сфере.
Как и кризис 60-70-х годов 19 века. Речь идет о нарастающем разрыве между темпами и качеством экономических процессов, происходящих в мире в связи с формированием новой системы потребительских стандартов и новой технологической платформы роста, с одной стороны, и качеством инфраструктур, доставшихся нам в наследство от предыдущего большого экономического цикла – с другой. Грубо говоря, эти инфраструктуры, создававшиеся, в основном, во второй половине 20 века, сегодня не соответствуют требованиям новой экономики и выросшего населения планеты.
Понятие инфраструктуры достаточно сложно и многозначно. В подавляющем большинстве случаев, это понятие трактуется узко. Имеются в виду, прежде всего, так называемые жесткие инфраструктуры: транспорт, энергетические системы, системы водообеспечения, городская застройка. Однако, новые задачи развития, стоящие перед регионами и странами в условиях глобализации экономики, настоятельно требует более широкой трактовки «инфраструктурных ограничений» и «инфраструктурных условий» развития.
Сегодня под инфраструктурами следует понимать и качество среды обитания, прежде всего - городской среды, и пакет жестких инфраструктур, и пакет мягких инфраструктур, таких как системы коммуникации и связи, образования, здравоохранения, финансового обеспечения, безопасности, стандартизации, мониторинга и контроля состояния технических объектов и среды обитания человека.
Ясно, что качество этих инфраструктур в различных странах и регионах сильно отличается друг от друга. Еще более серьезные отличия существуют в области нормировки и стандартизации как технических требований к этим инфраструктурам, так и к их «пропускной способности», то есть к процессам, которые должны быть обеспечены и поддержаны этой инфраструктурой.
Ведь по своей сути, «инфраструктура» - это след и русло для процессов жизни и деятельности людей. Это русло может быть «удобным» или нет, избыточным или «недостаточным», инфраструктура может быть создана с учетом будущего развития, а может уже на стадии проектирования оказаться не достаточно ёмкой. Дороги могут вызывать пробки и заторы, а количество «рукавов» в новом аэропорту недостаточным для приема завтрашнего пассажиропотока.
Дисбаланс между уровнем и качеством развития инфраструктуры и вызывает кризис, приводящий к нарушению перетоков ключевых ресурсов: сырьевых, биосферных, продовольственных, кадровых, финансовых, знаниевых, организационных. Кризис, который мы, сегодня описываем и видим с разных частных позиций.
Колонка написана на основе выступления на саммите АТР.