Роман Гольдман генеральный директор «Сангилен+» Наша беда в том, что мы поздно поняли, что кризис наступил. Когда в августе прошлого года я приехал в Москву, был удивлен тем, что все мои столи
Банки первыми дали нам понять, что придется туго затянуть пояса. Руководство одного из кредитных учреждений сначала согласилось нам вместо 50 миллионов рублей дать 30. А потом вообще отказало в кредите. Но даже в этом случае я не стал отчаиваться. Был уверен: меня перекредитуют другие банки-партнеры. Но этого не произошло. В итоге сразу несколько банков закрыли для нас овердрафт и попросили за 42 дня отдать 56 миллионов рублей. Это было очень непростое время. За короткий срок вернуть такие деньги компании было катастрофически тяжело. Пришлось искать разные способы. Например, продавать имущество.
Люди очень трудно привыкают к новым реалиям жизни. Я об этом сужу в том числе и по своей компании. Все нововведения воспринимаются в штыки. Когда мы вводили те же электронные карточки, многие заявляли: «Как так! Мы не менеджеры по продажам. У нас другая профессия. Продавать не будем». Приходилось убеждать, объяснять, показывать на собственном примере. Я сам брал пачку карточек и продавал их знакомым, друзьям, случайным людям. Первый вопрос, который я вот уже несколько месяцев задаю всем, с кем встречаюсь: «Где заправляешься?»
Тотальная экономия выйдет боком. Компании режут зарплаты, сокращают штаты, забирают у сотрудников бесплатную сотовую связь и так далее. Многие даже отказались от рекламы или срезали бюджеты до смешных цифр. На мой взгляд, такая экономия к хорошему не приведет. Есть прямая зависимость: если срезать расходы, то и доходы также неумолимо упадут. Кроме того, при такой экономии, люди (движущая сила любого дела) будут потеряны. Если же отказаться от рекламы, то и компанию скоро забудут. Сегодня при выборе продукта или услуги люди уже не смотрят на их стоимость. Решающим фактором оказывается то, что компания жива, значит, ей можно доверить свои деньги. Мы ни на одну копейку не сократили свои рекламные бюджеты.
Кризис заставил генерировать идеи. Голова думает 24 часа в сутки над тем, как заработать больше денег и удержать компанию. Зимой этого года одну из таких идей мне удалось воплотить в жизнь. Мы вместе с дружественными компаниями создали консорциум «Внутренний круг». Руководителей этих предприятий я знаю давно и в их порядочности не сомневаюсь. Идея проста: все участники консорциума должны покупать товары и услуги только друг у друга. Например, «ЦАВС» покупает бензин у «Сангилен+», я в свою очередь приобретаю билеты только в «ЦАВСе». Такое объединение дает свой результат — оно гарантирует его участникам постоянный денежный поток. Как любят говорить американцы, cash flow. Сегодня у нас в условиях тотального дефицита наличности есть постоянный cash flow.
Самая трудная пора прошла. Нам уже два банка согласились дать кредит на ту сумму, которую мы просили. Правда, под 24% годовых. Но ведь согласились! Значит, верят, а это вдохновляет.