По итогам 2013 г. объем продаж новых иномарок в Красноярском крае сократился и составил, по данным АЕВ, 28,4 тыс. (-6% к уровню 2012 г.). Снижение продаж, говорят эксперты, обусловлено рядом причин.
Это и насыщение местного авторынка, и общая экономическая нестабильность, и закредитованность населения. В результате на рынке заметно обострились конкуренция и демпинг. Причем в ценовой борьбе участвовали не только дилеры, но и импортеры. Чтобы вернуть клиентский трафик, автосалоны увеличили затраты на маркетинг и рекламу, использовали нестандартные, зачастую агрессивные, методы привлечения покупателей. Таковы данные исследования, проведенного журналом «Деловой квартал».
По итогам 2013 г. более трети иномарок (34%) в Красноярском крае было продано в кредит. Одним из главных драйверов интереса к покупкам в кредит стала программа льготного автокредитования, запущенная Минпромторгом со 2-го п/г 2013 г. Государство субсидировало банкам часть процентной ставки (около 5,5%) по автокредитам. Кредитные организации, в свою очередь, снижали ставки для заемщиков. Кроме того, продажи в кредит стимулирует и растущая активность кэптивных банков, которые предлагали более выгодные, чем в обычных банках, условия займа.
Несмотря на спад продаж, автохолдинги стремятся нарастить свою долю в Красноярске за счет открытия дилерских центров новых, а также уже представленных в городе марок. Так, в 2013 г. местный рынок прирос ДЦ новой марки SEAT и вторым ДЦ Nissan. Сразу два автохолдинга получили второе дилерство и начали строительство новых автоцентров: ГК «Крепость» — марки Toyota, ГК «Арсенал» — марки Ford. Кроме этого, крупнейшие автохолдинги наращивают дилерскую сеть, активно осваивая города края и Хакасию. В условиях жесткой конкуренции в Красноярске для дилеров выход в новые города, где автомобилизация населения низкая, а покупательская способность сравнима со столицей края — способ нарастить продажи и упрочить позиции.
Сергей Нощик, генеральный директор ГК «СИАЛАВТО»
Мой оптимистичный прогноз на этот год — сохранение продаж на уровне 2013 г. Но, к сожалению, вероятнее всего, другой сценарий: мы увидим падение рынка еще на 5-7%. Такой прогноз дает большинство аналитиков. В то же время выход на рынок новых ожидаемых моделей автомобилей и правильная маркетинговая активность производителей и дилеров может подстегнуть некоторый спрос в середине года. Однозначно будет расти стоимость автомобилей. Это обусловлено как ежегодной корректировкой цен на 2-5% со стороны производителей, так и ослаблением курса рубля. Существенное повышение цен ожидается с апреля текущего года. Уверен, в 2014 г. продолжится увеличение количества дилерских центров в Красноярске, так как многие компании уже действуют в рамках ранее утвержденных планов и выигранных тендеров.
Читайте рейтинг дилеров иномарок Красноярского края по итогам 2013 г.