Меню

Работать ли в праздники? Однозначно работать

Вот уже почти 10 лет вся Россия дружно отдыхает после празднования Нового года. Однако бурные дискуссии на тему длинных выходных продолжаются: работать или не работать?

Точнее, а стоит ли отдыхать так долго? Однозначно в пользу продолжительных выходных этот вопрос решается на госпредприятиях. А вот у владельцев частного бизнеса есть выбор. Они вправе самостоятельно составить график рабочих и выходных дней на время январских каникул в соответствии с Трудовым кодексом.
Работать в праздники, безусловно, стоит B2C-компаниям, тем, чья прибыль напрямую зависит от количества обратившихся клиентов. Это торговые сети, туристические агентства, частная медицина и др. В очевидном плюсе от долгих выходных остаются, например, владельцы кафе, ресторанов, кинотеатров, боулинг-центров — в общем, сфера развлечений. Люди устают сидеть дома и хотят сделать то, что приходилось откладывать из-за работы: сводить детей на утренники, встретиться с друзьями, поиграть в бильярд, покататься на лыжах.

Лично для меня как руководителя ответ на вопрос «Работать ли в праздники?» всегда один — однозначно работать! Этому есть два ключевых объяснения. Во-первых, мы получаем дополнительное преимущество перед конкурентами. Ведь медицинские услуги всегда востребованы — и в праздничный, и в будний день.
Другая, не менее важная для нас причина — социальная ответственность. Мы не можем просто взять и не работать 10 дней. Пациенты проходят курс лечения, который нельзя прерывать, а некоторые из них из-за занятости визит к врачу планируют именно на длинные новогодние выходные.
 

Вот несколько цифр. В наш медицинский центр ежемесячно обращается около 5 тыс. человек, в день — это примерно 200 человек. Соответственно, за 10 дней отдыха «мимо» клиники могут пройти 1800-2000 пациентов. А это не оказанная медицинская помощь и как следствие упущенная прибыль.
Обе причины, полагаю, достойны того, чтобы взглянуть на работу в праздничные дни по-новому и поменять свое отношение к ней. Что мы и сделали: не первый год наша клиника начнет работать уже с первых чисел января.
 

По своему опыту сужу — главное прийти к соглашению с сотрудниками и правильно мотивировать их. Многие врачи, к счастью, даже рады выйти на работу в это время, ведь их заработок в основном состоит из процентов с прибыли. С административными сотрудниками, теми, кто работает за оклад, дело обстоит труднее. Мало кто хочет терять законные выходные. Для того чтобы решить этот вопрос «полюбовно», необходимо работать с персоналом. Выходов в данной ситуации на самом деле много. Например, мы предлагаем сотрудникам дополнительные выходные в непраздничные дни. Можно стимулировать человека дополнительными бонусами с продаж или просто сделать подарок, например, поощрить его походом в центр семейного отдыха.
Еще один стимул — психологический. Люди, которые у нас работают, понимают, что у медицинского центра есть обязательства перед пациентами. Сотрудники осознают себя причастными к общему делу помощи людям, поэтому проблем с работой в праздники чаще всего не возникает.
 

Конечно, каждый собственник бизнеса сам определяет, будет работать его компания в новогодние каникулы или нет. Иногда в этом просто нет необходимости, а для некоторых работа в январские каникулы просто выгодна с экономической точки зрения. Здесь необходимо найти ту грань, при которой интересы всех сторон будут соблюдены. Но думаю, что компании социальной сферы бизнеса просто не могут позволить себе выбирать.
 

Виктор Парилов
Колонка написана специально для «Делового квартала»