Меню

Ритейл не досчитался игроков.

  Пик кризиса для красноярского ритейла пришелся на уходящий 2010 г. С рынка ушли, казалось бы, непотопляемые компании. Спрос начал восстанавливаться только к середине года. Ритейлеры вздохнули

 

Пик кризиса для красноярского ритейла пришелся на уходящий 2010 г. С рынка ушли, казалось бы, непотопляемые компании. Спрос начал восстанавливаться только к середине года. Ритейлеры вздохнули с облегчением и вновь начали биться за лояльность потребителей — обновленным составом.

Уходящий год для красноярского ритейла был самым тяжелым за последние десять лет. В феврале 2010 г. оборот розничной торговли Красноярска снизился на 10% по сравнению с аналогичным периодом 2009 г.
Спрос упал на треть. По опросам фонда «Гласность», в этот период больше половины красноярцев предпочли супермаркетам продовольственные рынки, а покупку одежды и обуви в бутиках отложили до лучших времен. Лучшие времена наступили у местной розницы весной 2010 г. Оборот розничной торговли в городе сравнялся с показателями прошлого года. А уже осенью, по данным Красноярскстата, рынок вышел на положительную динамику в 3,2%. Активнее всего рос непродовольственный ритейл.  По итогам года он прибавил 4,4%. Оборот продовольственного (включая напитки и табак) вырос на 1,9%. Эксперты говорят: на рост оборота повлияла скорее инфляция, чем спрос. ОЛЕГ СИПЕТЫЙ, генеральный директор сети супермаркетов «Командор»: «Повысилась инфляция — повысились цены. К сожалению, пока еще спрос не вернулся на докризисный уровень».

Рокировка на рынке продритейла

Основные события в красноярском продритейле пришлись на осень. В сентябре с рынка ушла федеральная сеть «Пятерочка». Проект в Красноярске курировала местная компания «Астория». За четыре года работы «Астория» открыла в крае 20 магазинов под брендом «Пятерочка». Одиннадцать из них были в Красноярске. Проблемы у компании начались еще летом 2010 г. — «Астория» стала периодически задерживать платежи поставщикам. В сентябре один из кредиторов сети — Сбербанк — подал иск в Арбитражный суд края о взыскании с компании долга на сумму 200 млн руб. Собственникам «Астории», чтобы рассчитаться с кредиторами, пришлось закрыть все магазины в крае.  В начале ноября наконец определилась судьба пустующих площадей «АЛПИ». Собственник помещений — «АМК-Фарма» (входит в ГК «Регионы») нашла якорного арендатора для части «алпишных» гипермаркетов. Сразу три «гипера» взяла в аренду компания «Алекс-маркет» (в Красноярске развивает сеть супермаркетов «Кардиал»). В начале ноября «Алекс-маркет» открыл свой первый магазин под брендом Alex. Его площадь 5,8 тыс. кв. м. В отличие от своего скандального предшественника новая сеть не делает ставку на низкие цены. Работает Alex в среднеценовом сегменте. До января 2011 г. собственники сети рассчитывают открыть еще два магазина на «алпишных» площадях. В течение года старожилы рынка расширяли свое присутствие. «О’кей» открыл один магазин, «Командор» — шесть, «Красный Яр» — пять. Игроки отмечают, что рост этот был скорее вынужденным — компании запускали проекты, реализация которых была намечена еще до кризиса. Тем не менее, все действия участников рынка за последние полгода привели к перераспределению сил на нем. Олег Сипетый: «Аудиторию, которая раньше ходила в «АЛПИ» и «Пятерочку», теперь «поделила» между собой «большая тройка»: «Командор», «Красный Яр» и «О’кей». По нашим оценкам, доля этих сетей за последний год увеличилась на 5-7% и достигла около 35% от структурированного рынка продовольственного ритейла».

Несмотря на эти показатели, участники рынка считают, что в целом год для них был неудачным. Оборот продритейла действительно вырос. Но, по словам игроков, все доходы «съела» инфляция. Подпортило настроение ритейлерам снижение среднего чека. С января по октябрь 2010 г. он упал до 10% по сравнению с 2009 г. По прогнозам экспертов, рынок продовольственной розницы начнет набирать темпы к осени следующего года. Красноярцы начнут больше тратить. Средний чек повысится на 5-10%. Но при этом усилится конкуренция. «Осенью 2011 года к нам придет «Ашан». Еще через год — «Магнит». Силы на рынке опять перераспределятся. Выиграют те сети, которые сумеют за эти два года расположить к себе клиентов. Повысить их лояльность», — считает Олег Сипетый.

Кризис перекроил одежный ритейл

Главное событие на рынке одежного ритейла — банкротство лидера ГК «Ле Рой». Еще два года назад холдинг по количеству магазинов и обороту возглавлял топ-лист «ДК». В сентябре этого года компания начала закрывать магазины. Всего за месяц «Ле Рой» свернул 15 своих бутиков. В октябре учредители холдинга подали заявление в Арбитражный суд края о признании его банкротом. Основание — долг перед кредиторами около 100 млн руб. Сейчас на предприятии введено конкурсное управление. В течение полугода новый управляющий должен помочь ритейлеру рассчитаться по кредитам. Новые игроки в одежный сегмент в этом году не приходили. Иная ситуация в обувном ритейле — сразу несколько крупных сетей вошли на местный рынок. В течение года два своих магазина в Красноярске открыла федеральная компания «ЦентрОбувь». Первый запущен в мае в ТРК «На Свободном», второй под брендом Centro — в декабре в ТК «Авеню». Сеть работает в экономсегменте, средний чек — 800 руб. В планах компании открыть еще несколько магазинов в Красноярске, а потом начать экспансию в города края. В ноябре в Красноярске открыла свой первый магазин новосибирская сеть обувных супермаркетов «Монро». Компания работает в среднеценовом сегменте. По словам директора регионального подразделения ГК «Обувь России» (бренд «Вестфалика) в Красноярске МАЙИ ФЕДОРЧЕНКО, пришедшие сети подтверждают тренд, который появился на рынке в 2010 г., — высокий спрос на недорогую обувь среднеценового и экономсегментов. «Связано это с тем, что спрос на эту обувь быстрее всех восстанавливается. Кроме того, рост потребления обуви объясняется отложенным спросом: люди перенесли покупку обуви в 2009 году на этот год», — считает г-жа Федорченко. Майя Федорченко полагает, что в следующем году рынок обувного ритейла прирастет новыми игроками: «Рынок еще далек от насыщения. Не все ниши в достаточной мере освоены, далеко не все популярные марки обуви, российские и зарубежные, представлены в Красноярске. Поэтому для обувных ритейлеров есть еще много возможностей для роста».

Техноторговые сети ищут новый формат

Пик кризиса для техноторговых сетей, работающих в Красноярске, пришелся на первую половину 2010 г. Сразу три крупных федеральных сети бытовой техники и электроники (БТиЭ) ушли из города. Первой в начале года свой магазин в Красноярске закрыла новосибирская сеть «Сибвез». Компания сосредоточилась на городах края. Там у ритейлера осталось два супермаркета — в Ачинске и Канске. Весной два своих гипермаркета в Красноярске общей площадью более 4 тыс. кв. м закрыла компания «Мир». А летом с местного рынка ушла «Техносила». Ни одна из сетей свое решение не комментирует. Однако девелоперы, которые сдавали им площади в аренду, рассказали «ДК»: основная причина ухода части ритейлеров — финансовые трудности. До закрытия магазинов в Красноярске «Мир» свернул пять своих магазинов в регионах, а «Техносила» вдвое уменьшила площади некоторых своих гипермаркетов в других регионах. Торговые площади ушедших с рынка игроков в Красноярске заняли их конкуренты. На месте «Мира» открылся «Эксперт». Площади «Техносилы» в ТРЦ «Июнь» заняла сеть «Эльдорадо».  По словам игроков, падение спроса на местном рынке БТиЭ прекратилось в сентябре 2010 г. Уже к началу ноября покупательская способность красноярцев выросла на 15%. Специалист по связям с общественностью компании «М.Видео» АНТОН ПАНТЕЛЕЕВ говорит, что к концу года за счет предновогодних продаж они ждут роста как минимум на 30% по сравнению с 2009 г. Эксперты отмечают интересную деталь — вырос спрос на технику высокого ценового сегмента и имиджевые модели электроники. «Связано это с тем, что покупатели закрыли предыдущие кредиты, снова вернулся покупательский оптимизм. Снова стала востребована техника, от которой они отказывались в кризис», — поясняет г-н Пателеев. Рост спроса техноторговые сети ждут и в 2011 г. Рассчитывают они примерно на 20%. За этим последует усиление конкуренции. Игроки к этому уже готовятся — работают над лояльностью клиентов. Так, «М.Видео» запустила сразу несколько бонусных программ для своих клиентов. «Эльдорадо» расширил набор услуг интернет-магазина. А в планах компании в следующем году запустить в городе магазин нового формата. По словам специалиста по связям с общественностью «Эльдорадо» ДМИТРИЯ ПОМОГАЕВА, новый магазин будет отличаться по ассортименту, а также и внешне от остальных торговых точек ритейлера.