Меню

Русские броневики для арабских шейхов  от Юрия Яворского

Производственные площади и главный офис ГК «РИДА» находятся далеко от цент­ра города и хорошо скрыты от посторонних глаз внушительным ограждением. «К кому?» — не поздоровавшись, перекрикивает ав

Президент Ингушетии Юнус-Бек Евкуров, на которого недавно было совершено покушение, пользовался Mercedes, бронированным нижегородской ГК «РИДА». В группе компаний считают, что их броня спасла Евкурову жизнь. Закрепившись на российском рынке бронированных автомобилей, ГК «РИДА» наращивает свою долю на европейском.


Производственные площади и главный офис ГК «РИДА» находятся далеко от цент­ра города и хорошо скрыты от посторонних глаз внушительным ограждением. «К кому?» — не поздоровавшись, перекрикивает автоматные очереди охранник проходной. «К председателю совета директоров, вот документы», — потеряв всякое желание выдвигаться на «передовую», отве­чаем мы. От КПП до офисного здания проследовали под аккомпанемент «калашникова». Стреляют в ГК «РИДА» часто и с упоением — тестируют элементы брони и бронированного стекла перед установкой на автомобили.

Как «РИДА» тренировалась на отечественных автомобилях
Начинала компания, как большин­ство предприятий, так или иначе связанных с автомобилями, с производства запчастей для автомобилей марки ГАЗ. Как вспоминает председатель совета директоров ГК «РИДА» Юрий Яворский, в 90-е гг. он нанял несколько рабочих для производства примитивных автокомпонентов: «На съемной квартире мы собирали приборные панели и продавали их на автомобильных городских рынках». Зап­части были в дефиците, поэтому продукция расходилась быстро. К тому же г-н Яворский постоянно оптимизировал нехитрое производство и искал способы снижения себестоимости товара. Благодаря бартерным схемам предприниматель смог в четыре раза снизить себестоимость панелей, а маржа при этом нередко достигала 4 000%.
Производство быстро перешло с сотен панелей в месяц на тысячи. Уже через год их начали устанавливать на машины. Заодно освоили нехитрые приемы тюнинга: тонировку стекол, обивку салона, установку кондиционеров. Для «люксовки» предприятию, уже носившему имя «РИДА» («Реконструкция и дизайн автомобилей»), пришлось в 1992 г. построить три гаража и организовать первый конвейер. Оборудование частично собрали сами из старых станков, частично закупили на нижегородских промышленных предприятиях. На первой линии работало всего 10 человек.
В 1997 г. Юрий Яворский купил заброшенную лесопилку, снес ее и построил производственные мощности. Поначалу занимались все той же «люксовкой». Пока однажды не поступил заказ на скрытое бронирование представительского автомобиля от одного из нижегородских бизнесменов. Опыта у работников компании в этой области практически не было. Однако для г-на Яворского тема была близка — в его армейской специализации значилось: «Танковая бронетехника». Перенимать опыт у отечественных и зарубежных производителей бронеавтомобилей было невозможно. Бронирование автомобилей представительского класса — один из самых закрытых бизнесов, особенно в его технологической составляющей.
На предприятии развернулись мас­штабные учения: иномарку разобрали по винтикам, тренировались в сварке брони, полученные заготовки подвергали температурным перепадам, стреляли по ним из автоматического оружия. По окончании испытаний установили все на автомобиль. Первый заказ сделали в срок, и клиент остался доволен. По словам Юрия Яворского, именно тогда окончательно оформилась идея сконцентрироваться на бронировании автомобилей на базе представительских иномарок.
Как «РИДА» освоилась в Иордании
Сегодня в ГК «РИДА» входят четыре подразделения: завод бронеавтомобилей, завод бронированного стекла, продукцию которого закупает Минобороны РФ, завод малых серий и завод «Спецкомплект». Бронирование автомобилей поставлено на поток: ежегодно «РИДА» выпускает 100 машин VIP-класса на базе Mercedes, Toyota и Lexus. Помимо автосалона в Нижнем Новгороде дилерская сеть охватывает уже 8 городов в России, Германии, Иордании и Белоруссии.
Стратегически важной для ГК «РИДА» давно стала территория Иордании. Представительство в Иордании полностью обеспечивает автомобилями для бронирования нижегородское производство. «К примеру, Toyota Land Cruiser 200 в Иордании стоит в два раза дешевле, чем в России. На условиях совершенно легального временного ввоза мы переправляем машины в Нижний Новгород. Затем бронируем и возвращаем в Иорданию», — поясняет г-н Яворский. Как правило, бронированные автомобили изготавливают под заказ. Технология такова: клиент называет марку машины, цвет, комплектацию и тип бронирования. Дальше автомобиль буквально разбирают на детали. В кузов вваривают броневую сталь (в днище, крышу, боковые стойки, проемы дверей, рамы). Устанавливают бронированные стекла. В результате получается бронированная капсула. Главная задача — обеспечить перекрытия, между листами не должно быть просветов. Естественно, машина значительно прибавляет в весе — в среднем 1 т. Поэтому меняется крепление дверей, усиливаются элементы трансмиссии и подвески. При желании специалисты компании могут поколдовать и над двигателем, но не все автопроизводители разрешают это делать — могут снять с гарантии.
С учетом того что броня в России на порядок дешевле, чем в Европе, стоимость бронированного автомобиля на базе Mercedes-Benz W/V 221 S 500 L 4 Matic от ГК «РИДА» составляет 14 млн руб. В Германии точно такой же автомобиль предложат за 24 млн руб. «Европейские компании за эти деньги предлагают только бронирование — они привыкли работать с огромными наценками. Теперь, сжав зубы, смотрят, как мы входим на их рынок. При этом мы не демпингуем, поверьте, с доходностью у нас все в полном порядке», — подчеркивает Юрий Яворский.
Представительство в Иордании находится в свободной торговой зоне города Зар­ка. Это своего рода промышленный центр страны. В Зарке проживает 800 тыс. жителей, и там расположено больше половины иорданских предприятий, часть которых— инвестиционные проекты бизнесменов из Саудовской Аравии. К появлению ГК «РИДА» администрация города отнеслась с воодушевлением. «Во время строительства воду, электричест­во и остальные коммуникации нам подвели совершенно бесплатно. Затем ни разу не повышали плату за аренду», — вспоминает г-н Яворский.
В Зарке расположен небольшой сервисный центр, офисное помещение и открытая площадка для хранения и продажи автомобилей. «Снега нет в прин­ципе, круглый год солнце — строить автосалон не имеет смысла», — поясняет Юрий Яворский. Руководитель представительства в Иордании — араб, он отвечает за продажу машин дилерам и прямые продажи. Основные клиенты на Востоке — государственные структуры Ирака, Ирана, Пакистана, Ливана, а также бизнесмены, точнее, арабские шейхи (по словам г-на Яворского, исключительно платежеспособная аудитория).
Как «РИДА» пытается пробиться к госзаказу
Сегодня 90% успеха ГК «РИДА» связано с розничными, или, как говорит Юрий Яворский, рыночными продажами. Среди клиентов компании много извест­ных политиков и предпринимателей, бывали случаи, когда бронеавтомобили спасали этим людям жизнь. «К сожалению, рассказывать о конкретных людях и ситуациях мы не имеем права — это железное правило», — предупреждает г-н Яворский.
Помимо частных заказчиков есть еще большой и вкусный кусок рынка государ­ственных заказов, куда «РИДА» пока пробиться не может. Призывы президента «покупать отечественное», низкие цены при высоком качестве — не аргументы для государственных заказчиков.
«Парадокс, но когда государственное предприятие объявляет тендер на поставку бронированных автомобилей, то одно из условий — сертификация по европейским стандартам. «РИДА» — российская компания и сертифицирована по отечественным стандартам, чиновник, для которого готовится автомобиль, — также российский. Тем не менее это несоответствие в сертификации — повод для отказа в участии в тендере», — искренне удивляется Юрий Яворский.
Предприниматель не намерен останавливаться и собирает документацию для Федеральной антимонопольной службы. Компанию уже признали западные коллеги, и он убежден, что получить госзаказ мешают только нечистые на руку чиновники. До получения государственных заказов (а их предприятие точно получит, г-н Явор­ский уверен) свободные производственные ресурсы «РИДА» направляет на бронирование передвижных операционных касс, чек-пойнтов, инкассаторских автомобилей, специальных бронеавтомобилей на базе Volkswagen.
Алексей Меркутов