«Рынок новых франшиз ожидает затишье»: опыт франчайзинга в Красноярске
DK.RU выяснил, за счет чего франшизы могут быть успешны даже в кризис, и какие проекты могут появиться на красноярском рынке.
Каждый потенциальный франчайзи начинает свой бизнес с анализа конкурентной среды. Одни опираются на опыт соседних городов, другие – следят за оборотами конкурентов в Красноярске. Разбег затрат на открытие такого бизнеса довольно широк: франшизный взнос кафе-мороженого «БаскинРоббинс» составляет $5000, а открыть квест-рум можно чуть больше чем за 100 тыс. руб.
В России франчайзинг начал активно осваиваться лишь с начала 2000-х. В 2003 год была проведена первая выставка франшиз BUYBRAND Expo. В РФ на тот момент работало не более 10-15 франчайзинговых компаний. В 2004 году в Россию пришли крупные зарубежные бренды «Sela» и «Subway».
Российские франшизы начали появляться еще немного позже: бренды Milavitsa, 2ГИС, Бэби-клуб, Алфавит, BERGhoff, Азимут отель, NewsMedia (газеты «Жизнь» и «Твой день»), EVITA, Кофеин и др.
Экономический крен
«Сегодняшняя экономика не располагает к инвестированию средств в новые проекты, тем более, как это бывает в ряде случаев франшизы, к тратам только за использование бренда или готовой бизнес-модели», – комментирует Дмитрий Бочаров, директор Центра делового сотрудничества Союза «Центрально-Сибирской Торгово-промышленной палаты».
По данным Российской ассоциации франчайзинга, наиболее востребованы сегодня франшизы в области розничной торговли и в сфере общественного питания.
«И это вполне предсказуемо, – поясняет г-н Бочаров. - В сфере розницы безусловно лидирует торговля одеждой, продуктами питания (сетевой ритейл), а также косметикой. В сфере общепита – сети заведений быстрого питания (пиццерии, кафе, суши-бары и т.д.). Кроме того, выходят на рынок франчайзинга направления по оказанию услуг для населения - бытовых, медицинских и спортивных».
Чем больше требуется инвестиций, тем осторожнее предприниматели. Яркий пример - обращение компании Yum! BrandsInc (владеет брендами KFC, PizzaHut и TacoBell) в Торгово-промышленную палату для организации презентации одного из своих брендов.
«На данной презентации присутствовали все основные представители бизнеса в сфере общественного питания Красноярска, в том числе уже работающие по франшизам, опытные игроки в данном сегменте рынка, – рассказывает Дмитрий Бочаров. - Насколько мне известно, по результатам презентации никто так и не проявил заинтересованности в развитии сотрудничества».
Франчайзинг связан с множеством рисков, о которых может даже не догадываться будущий предприниматель – основной выбор строится вокруг соотношения цена/известность.
«Опробованные франшизы предполагают меньший риск, но требуют существенных инвестиций: при этом не следует забывать, что определенная доля риска присутствует и во вполне устоявшихся франшизах», - предупреждает эксперт ЦС ТПП.
В мае 2015 года было объявлено о закрытии в Красноярске магазина одежды Marks&Spencer. Торговая точка площадью 1300 кв. м. размещалась в ТРЦ «Планета». Представители сети не оглашают причины закрытия. Как сообщают федеральные СМИ, Marks&Spencer испытывали финансовые проблемы на фоне все возрастающей конкуренции и негативной экономической ситуации. Другой пример краха франшиз крупных корпораций - закрытие сети магазинов «SPAR». Основные причины того, что крупные фирмы с известным «лицом» покидают рынок - снижение покупательской способности населения, ошибки франчайзи при выборе и реализации проекта, недостаточная помощь со стороны франчайзера.
Срок окупаемости бизнеса по франшизе может быть больше, чем у фирм, которые стартовали с нуля – помимо вложений непосредственно в проект приходится сталкиваться с дополнительными затратами, выплачивая роялти. Владелец франшизы «БаскинРоббинс» в Красноярске Алексей Ермолаев:
Длительное время занимает подготовка проектов – и в течение этого времени франчайзи уже обязан начать делать отчисления.
Так и поплывет
Прежде чем предложить свою франшизу на рынке, франчайзер должен отшлифовать свою бизнес-систему, отработать все бизнес-процессы и доказать эффективность модели.
«Мы заявлены на сайте baskinrobbins.ru как партнёр в Красноярске, участвуем в федеральных программах, – объясняет Алексей Ермолаев. - Есть возможность присоединяться к программам, проводимым в Москве, в том числе к программе лояльности. Нам оперативно предоставляются имеющиеся в распоряжении фабрики рекламные материалы. Проводится обучение сотрудников как в Красноярске, так и в Москве. На стартовом этапе фабрика помогает с оценкой месторасположения торговых точек, с правильной оценкой трафика и покупательскими возможностями основного потока. Это небольшой бизнес, и очень многие вещи приходится делать самому - много читать, много спрашивать, много думать. Но если не знаешь лично всех нюансов своего бизнеса, то чужие советы просто не применишь. Поэтому лекарство от сложностей одно - самому вникать во все процессы и максимально их контролировать, особенно на начальном этапе».
Франчайзинг нередко обеспечивает минимальные затраты на рекламу и маркетинг.
«Сильна поддержка: достаточно раскрученный сайт, который при поисковом запросе «квесты» выходит одним из первых. Различная маркетинговая продукция: буклеты, визитки – мы немножко сэкономили на дизайнере. Конечно, в процессе все немного переработалось, но для старта этот пакет очень даже приличен. Если бы мы открывались с нуля, то потратили бы гораздо больше средств», - делится опытом Антон Наймушин.
«Помимо собственно бренда, команда помогает франчайзи с ведением групп ВКонтакте и профилей в Instagram: на начальном этапе объясняют, когда и что нужно писать, выкладывать», – добавляет Валерий Курзин.
Часто рекламой служит сам бренд, который стягивает лояльный сегмент потребителей – реклама «лица» транслируется во всероссийском масштабе и это, само собой, влияет на ситуацию в регионах.
Шаг - влево, шаг - вправо
Среди предпринимателей бытует мнение о строгости ограничений, которые накладываются на франчайзи. Отчасти это так, но эти рамки стоит отнести скорее к контролю качества, так как франчайзер не хочет рисковать своим брендом.
«Нас попросту не выпустят с плохим продуктом на рынок, а преждевременное открытие некачественного квеста может плохо сказаться как на популярности бренда, так и комнаты, соответственно», - комментирует Антон Наймушин.
По словам Алексея Ермолова, главное то, что не нужно «изобретать велосипед». Стандарты - это, по большому счёту, переработанный многолетний опыт людей со всего мира, и это реально экономит много сил и времени, а также позволяет не совершать ошибок, с которыми кто-то когда-то уже сталкивался.
Франчайзер может ограничивать предпринимателей в закупке «сырья» - покупать продукт разрешается только у поставщиков, назначенных франчайзером. Случается, что такая изоляция от свободного рынка вынуждает бизнесменов покупать сырье по завышенным ценам. Но нередко компания-флагман предоставляет скидки на приобретение товара.
«Один из наших франчайзи в Казани – представитель специализированной косметики, и мы имеем возможность получать ее по хорошей цене», – отмечает Валерий Курзин.
Франчайзи может вносить предложения, поправки в модель своего предприятия – это зависит от жесткости требований франчайзера и заключенного договора. Известно, что McDonald’s диктует очень жесткие условия - договор регламентирует такие мелочи, как цветовая гамма и размер столиков. Безусловно, есть и более свободные формы взаимодействия: чем меньше компания – тем меньше ограничений она накладывает. Как правило, свобода граничит с обязательствами.
«У нас очень серьезный отбор франчайзи – берут не всех, и человек, приобретая франшизу, должен понимать, нравится ли ему изначально концепция и оформление заведения, его суть, – рассказывает Валерий Курзин. - Как таковых жестких рамок у нас нет – все обсуждаемо: появились какие-то идеи - пожалуйста, мы всегда со всеми на связи».
Рассуждая о ближайшем будущем франчайзинга в Красноярске, эксперты сходятся на том, что предприниматели будут более охотно вкладываться в «раскрученные» проекты.
«В сегодняшних условиях развитие франчайзинга в России в целом, и в нашем регионе в частности, пока не будет иметь какой-то ощутимой положительной динамики, - комментирует ситуацию Дмитрий Бочаров. - Уже действующие на рынке франшизы, не требующие первоначальных вложений, будут продолжать работать и даже, в некоторых случаях, развиваться. Потребитель привык к этим брендам и будет ими пользоваться в дальнейшем. Опять же, если этот бренд жестко не привязан к иностранным валютам, и его ценовая политика не подвержена курсовым колебаниям. Появление новых для Красноярска, но широко известных в мире франшиз (например, McDonald’s), думаю, также будет принято нашими земляками на «ура». А вот рынок новых малоизвестных франшиз ожидает некоторое «затишье», – потенциальные франчайзи сегодня не готовы вкладывать в них средства».
Автор: Анастасия Кураленко