Для автомобильного рынка 2014‑й стал тяжелым годом. Объем продаж новых машин падал — только в первом полугодии в Красноярске он, по данным Автостата, просел на 16%.
Дилеры, жертвуя маржинальностью бизнеса, стимулировали покупательскую активность скидками и компенсировали низкий спрос за счет других направлений, в первую очередь, сервиса. Генеральный директор ГК "СИАЛАВТО" Сергей Нощик рассказал DK.RU о плюсах и минусах 2014-го для рынка продаж новых авто.
Плюсы 2014-го: Найти возможности для роста на падающем рынке
— При общем отрицательном тренде автомобильного рынка в России выделить в 2014 году позитивные моменты довольно сложно. Тем не менее они были — и для покупателей новых иномарок, и для автохолдингов. Клиентам этот год запомнился, прежде всего, небывалыми скидками и подарками, сопровождающими приобретение автомобиля. То, что раньше было характерно только для новогодних распродаж, растянулось практически на весь год. Игроки же рынка, в том числе и наша компания, в условиях заметного снижения объемов реализации искали новые возможности для роста — переориентировались, сместив фокус с продаж автомобилей на сервис. В нашей группе компаний это направление — слесарные, малярно‑кузовные работы, продажа запасных частей и допоборудования — в 2014 году приросло на 15% к уровню прошлого года и стало намного более прибыльным, чем продажа автомобилей.Еще одним плюсом в 2014‑м стала анонсированная государством во второй половине года программа утилизации старого автопарка. Она однозначно позитивно повлияла на рынок и несколько помогла дилерам в текущей сложной экономической ситуации. Основной стратегией нашей компании в этом году стало сохранение доходности бизнеса. При этом мы практически не сокращали сотрудников, а нашли возможности для оптимизации в других направлениях. Постарались четко контролировать свои затраты, и это довольно неплохо удалось, работали над оттачиванием бизнесс-процессов как в продажах, так и в сервисе. Инвестировали в развитие персонала — речь не только об обязательном обучении, но и о длительных коучингах с участием российских специалистов. Как итог — компания пересмотрела и существенно автоматизировала систему взаимоотношений с клиентами.Еще одна из точек роста для нашей группы компаний в 2014 г.: мы сконцентрировались на работе с автомобилями с пробегом и существенно приросли по этому направлению. Уверен, за этим сегментом бизнеса большое будущее: приобретая автомобили с пробегом, клиенты все чаще обращаются к официальным дилерам.
Минусы 2014-го: Рентабельность на грани
— Большинству дилерских центров не удалось выполнить намеченные на 2014‑й планы по продажам — это самый неутешительный итог текущего года. Исключением из общего для всех правила стали лишь несколько премиальных брендов. В том числе и по нашей группе компаний отрицательную динамику показали все три марки: Kia, Renault, Citroen. Плюс к этому, серьезный урон доходности дилеров нанесли акции и скидки. Как итог — маржинальность бизнеса в течение года снижалась. Еще одна примета года, которую также отнесу скорее к негативным моментам, — политика некоторых автопроизводителей, направленная на зачастую бездумное увеличение количества официальных дилеров, в том числе и в Красноярске. Лично я ее считаю непродуманной.Одни компании при существующем на рынке негативном тренде продолжают инвестировать в строительство новых автосалонов, становясь вторыми и третьими дилерами марок в городах. Другие, возможно, уже в целях обороны начинают делать то же самое. В результате и те, и другие распыляются, вместо того чтобы заниматься повышением своей эффективности и работать с уже имеющимися брендами.