досье Андрей Иванов Родился 30 сентября 1979 г. в г. Красноярске. Образование: 1996-2001 гг. – КГТУ. Карьера: 2001 г. – настоящее время – «Студия Метадизайн», арт-директор. Хобби: автоспорт, го
«Ребята, которые сделали celler.ru». Наверное, лучше нельзя представить Андрея Иванова и Артема Потехина — создателей и руководителей компании «Метадизайн». Они первыми в городе показали, как можно зарабатывать деньги в интернете, запустив самые посещаемые красноярские интернет-порталы — celler.ru и 24auto.ru.
Первый гонорар получили «натурой»
Celler.ru создали «от нечего делать»
Как опередить конкурентов в интернете
«У нас повышенные амбиции»
Идеи приходят спонтанно
досье
Андрей Иванов Родился 30 сентября 1979 г. в г. Красноярске.
Образование: 1996-2001 гг. – КГТУ.
Карьера: 2001 г. – настоящее время – «Студия Метадизайн», арт-директор.
Хобби: автоспорт, горные лыжи, музыка.
Семья: женат, есть сын.
досье
Артем Потехин Родился 8 января 1980 г. в г. Норильске.
Образование: 1996-2001 гг. – КГТУ.
Карьера: 2001 г. – настоящее время – «Студия Метадизайн», директор.
Хобби: автоспорт, путешествия.
Семья: женат, есть сын.
Веб-разработка, пожалуй, самый молодой сегмент местного, да и в целом российского рынка информационных технологий. «Первопроходцами» на нем 10 лет назад стали в основном студенты технических вузов, увлекшиеся интернетом, и, наверное, нет ничего удивительного в том, что сегодня одной из «старейших» и самых известных веб-дизайнерских компаний города руководят люди, которым не исполнилось еще 30 лет. Удивительно другое. Андрей Иванов и Артем Потехин пришли в веб-разработку, как и сотни их сверстников, увлеченными энтузиастами, имея в «активе» два компьютера, «офис» на дому и абсолютно равные шансы на успех с другими начинающими разработчиками. Однако в отличие от большинства они сумели выйти из общего ряда и превратить свое хобби в доходный бизнес, создав целый ряд коммерчески успешных интернет-проектов.
«Наверное, все дело в том, что мы, по сути, и остались все теми же увлеченными энтузиастами. Наши проекты всегда начинались с идеи, реализации которой мы отдавались полностью, зачастую не отдавая себе отчета в том, принесет ли она нам доход. Для нас главное — воплощение идеи, момент, когда ты видишь, что конечный результат соответствует первоначальному замыслу», — сказал Андрей Иванов.
«Наверное, все дело в том, что мы, по сути, и остались все теми же увлеченными энтузиастами. Наши проекты всегда начинались с идеи, реализации которой мы отдавались полностью, зачастую не отдавая себе отчета в том, принесет ли она нам доход. Для нас главное — воплощение идеи, момент, когда ты видишь, что конечный результат соответствует первоначальному замыслу», — сказал Андрей Иванов.
Первый гонорар получили «натурой»
Они увлеклись созданием сайтов еще в студенчестве, в середине 90-х годов. Тогда в Красноярске практически никто не занимался веб-разработкой. «Интернет сам по себе был еще в диковинку. У нас с Андреем не было доступа к нему, мы ходили к друзьям и целыми ночами «зависали» в сети», — вспоминает Артем Потехин.
«Один из наших преподавателей организовал факультативные курсы веб-разработки, где мы и начали осваивать технологию программирования сайтов. Хотя гораздо больше нам давали самостоятельные занятия, поиски информации в интернете, общение с такими же, как мы, студентами — начинающими разработчиками», — добавляет Андрей Иванов.
Свои первые сайты они писали в качестве «фрилансеров», работая на несколько красноярских фирм, начавших предоставлять услуги веб-разработки. «Причем мы делали, по сути, всю работу: сами искали клиентов, заключали с ними договоры, разрабатывали дизайн сайтов и писали их. За это нам причиталось 20% от стоимости сделки. Сайт тогда стоил около тысячи долларов, соответственно, мы получали двести», — вспоминает Артем Потехин.
Такое несправедливое «перераспределение доходов» не устраивало друзей, и по окончании учебы их осенила идея — создать свою фирму. Больших стартовых капиталовложений этот бизнес ни тогда, ни сейчас не требовал. У Иванова и Потехина были компьютеры — основной рабочий инструмент, а «офис» они устроили дома у одного из них. «Поначалу у нас даже не было юридического лица, и мы «одолжили» его у своего знакомого. Через год-полтора зарегистрировали «Метадизайн» и вернули юридическое лицо прежнему хозяину», — вспоминает Андрей Иванов.
«Денег на рекламу у нас не было, и мы стали искать клиентов всеми возможными способами: сами звонили и ходили в различные компании, привлекли к поиску друзей и знакомых. Например, нашим первым «менеджером по продажам» стала моя жена (тогда мы еще только дружили), которая нашла нам одного из первых серьезных клиентов — баскетбольный клуб «Шелен». Надо признать, что именно «сарафанное» радио сыграло ключевую роль в нашей первичной раскрутке», — утверждает Артем Потехин.
Руководители «Метадизайна» с улыбкой вспоминают свои стартовые проекты. «Нашим первым клиентом стала телекомпания «Прима-ТВ», которой мы сделали корпоративный сайт. Тогда была эпоха бартерных сделок, и нам предложили расчет «натурой»: товарами, которыми с «Примой» рассчитывались ее рекламодатели. Помню, можно было взять турпутевки, но мы почему-то решили, что самый ликвидный товар — офисные стулья. Нам дали 15 штук, которые мы потом долго пытались продать друзьям и знакомым. В итоге половину из них сдали в какой-то мебельный центр, где нас еще и «надули», — улыбается Артем Потехин.
Друзьям приходилось всеми способами доказывать, что с ними можно иметь дело. Порой они даже шли «ва-банк», чтобы не упустить клиента, ведь с партнерами было «не густо» в то время. «В этом смысле показательна история с «Сибирской стекольной компанией». Им требовалось снять на цифровой фотоаппарат образцы продукции и производство для размещения фото на сайте, и нас спросили, есть ли у нас такая техника. «Цифровика» у нас тогда не было, но мы, естественно, не могли признаться в этом заказчику. Поэтому, не сговариваясь, в один голос выпалили: «О чем речь? Конечно, у нас есть такой фотоаппарат» Да, обманули, но зато подписали договор, а на всю предоплату тут же купили «цифровик». Кстати, сайт вышел удачным: проработал без изменений около пяти лет, и мы только недавно обновляли его по заказу «Сибирской стекольной компании», — говорит Андрей Иванов.
Не только с «Сибирской стекольной компанией», но и со многими первыми заказчиками у «Метадизайна» сложились долгосрочные деловые отношения. «Например, «Приме-ТВ» (сейчас «СТС-Красноярск») мы делаем уже четвертую версию их сайта», — рассказал Артем Потехин.
«Один из наших преподавателей организовал факультативные курсы веб-разработки, где мы и начали осваивать технологию программирования сайтов. Хотя гораздо больше нам давали самостоятельные занятия, поиски информации в интернете, общение с такими же, как мы, студентами — начинающими разработчиками», — добавляет Андрей Иванов.
Свои первые сайты они писали в качестве «фрилансеров», работая на несколько красноярских фирм, начавших предоставлять услуги веб-разработки. «Причем мы делали, по сути, всю работу: сами искали клиентов, заключали с ними договоры, разрабатывали дизайн сайтов и писали их. За это нам причиталось 20% от стоимости сделки. Сайт тогда стоил около тысячи долларов, соответственно, мы получали двести», — вспоминает Артем Потехин.
Такое несправедливое «перераспределение доходов» не устраивало друзей, и по окончании учебы их осенила идея — создать свою фирму. Больших стартовых капиталовложений этот бизнес ни тогда, ни сейчас не требовал. У Иванова и Потехина были компьютеры — основной рабочий инструмент, а «офис» они устроили дома у одного из них. «Поначалу у нас даже не было юридического лица, и мы «одолжили» его у своего знакомого. Через год-полтора зарегистрировали «Метадизайн» и вернули юридическое лицо прежнему хозяину», — вспоминает Андрей Иванов.
«Денег на рекламу у нас не было, и мы стали искать клиентов всеми возможными способами: сами звонили и ходили в различные компании, привлекли к поиску друзей и знакомых. Например, нашим первым «менеджером по продажам» стала моя жена (тогда мы еще только дружили), которая нашла нам одного из первых серьезных клиентов — баскетбольный клуб «Шелен». Надо признать, что именно «сарафанное» радио сыграло ключевую роль в нашей первичной раскрутке», — утверждает Артем Потехин.
Руководители «Метадизайна» с улыбкой вспоминают свои стартовые проекты. «Нашим первым клиентом стала телекомпания «Прима-ТВ», которой мы сделали корпоративный сайт. Тогда была эпоха бартерных сделок, и нам предложили расчет «натурой»: товарами, которыми с «Примой» рассчитывались ее рекламодатели. Помню, можно было взять турпутевки, но мы почему-то решили, что самый ликвидный товар — офисные стулья. Нам дали 15 штук, которые мы потом долго пытались продать друзьям и знакомым. В итоге половину из них сдали в какой-то мебельный центр, где нас еще и «надули», — улыбается Артем Потехин.
Друзьям приходилось всеми способами доказывать, что с ними можно иметь дело. Порой они даже шли «ва-банк», чтобы не упустить клиента, ведь с партнерами было «не густо» в то время. «В этом смысле показательна история с «Сибирской стекольной компанией». Им требовалось снять на цифровой фотоаппарат образцы продукции и производство для размещения фото на сайте, и нас спросили, есть ли у нас такая техника. «Цифровика» у нас тогда не было, но мы, естественно, не могли признаться в этом заказчику. Поэтому, не сговариваясь, в один голос выпалили: «О чем речь? Конечно, у нас есть такой фотоаппарат» Да, обманули, но зато подписали договор, а на всю предоплату тут же купили «цифровик». Кстати, сайт вышел удачным: проработал без изменений около пяти лет, и мы только недавно обновляли его по заказу «Сибирской стекольной компании», — говорит Андрей Иванов.
Не только с «Сибирской стекольной компанией», но и со многими первыми заказчиками у «Метадизайна» сложились долгосрочные деловые отношения. «Например, «Приме-ТВ» (сейчас «СТС-Красноярск») мы делаем уже четвертую версию их сайта», — рассказал Артем Потехин.
Редкие заказы на изготовление сайтов оставляли молодым разработчикам много свободного времени. Тогда и появился celler.ru — первый собственный портал «Метадизайна», который, по словам создателей, был написан едва ли не «от нечего делать». «Отчасти это действительно так. Заказы на разработку сайтов были в ту пору редкими, и, чтоб не «простаивать», мы решили сделать собственный портал. Кроме того, нам нужен был сайт-визитка, который демонстрировал бы заказчикам наши возможности», — пояснил Артем Потехин. Он утверждает, что поначалу они с Андреем Ивановым и представить не могли, насколько популярным станет celler.ru.
«Нам просто повезло. В Красноярске как раз начала развиваться сотовая связь, и мы со своим сайтом попали «в точку». Он стал первым специализированным порталом о сотовой связи, и на волне ее развития сам набрал популярность. Хотя, признаюсь, мы не рассчитывали поначалу зарабатывать на нем, а тематику выбрали исходя из ее актуальности», — уверяет Артем Потехин.
Возможно, он несколько лукавит, потому что, прежде чем сайт набрал популярность, его создатели приложили изрядные усилия к его раскрутке. В частности, на первых порах они самостоятельно занимались контентным наполнением портала — это отнимало много времени, поскольку требовалось постоянно быть «в теме», следить за всеми изменениями на рынке. «Информацию для сайта мы искали в интернете, собирали и перепечатывали прайс-листы компаний, ходили на специализированные мероприятия. Помню, пришли на пресс-конференцию «СибЧелендж», приуроченную к запуску формата связи GSM, и после нее сразу побежали в интернет, чтобы выложить на celler.ru информацию о тарифных планах. Опередили даже самого оператора», — рассказывает Андрей Иванов.
«Конечно, мы пытались заинтересовать самих операторов связи и сотовых ритейлеров, предлагали им сотрудничество. Однако долгое время нам не удавалось их «раскачать». Особенно операторов. Они тогда были очень скрытные, плохо шли на контакт, нас неоднократно проверяли их службы безопасности. Дело в том, что на рынке появился слух, будто бы celler.ru — портал «Енисей Телеком» (сейчас ЕТК), созданный оператором для сбора информации и влияния на рынок, а мы просто подставные лица», — делится Артем Потехин.
Впрочем, слухи не помешали порталу быстро набирать аудиторию. «С каждым событием на рынке связи — появлением нового оператора или ритейлера — мы наблюдали всплеск интереса к порталу. Менее чем через год celler.ru стал самым посещаемым красноярским сайтом, а сотовые операторы и ритейлеры стали сами выходить на контакт с нами и предлагать свою информацию и рекламу для размещения на портале», — утверждает Андрей Иванов.
«Нам просто повезло. В Красноярске как раз начала развиваться сотовая связь, и мы со своим сайтом попали «в точку». Он стал первым специализированным порталом о сотовой связи, и на волне ее развития сам набрал популярность. Хотя, признаюсь, мы не рассчитывали поначалу зарабатывать на нем, а тематику выбрали исходя из ее актуальности», — уверяет Артем Потехин.
Возможно, он несколько лукавит, потому что, прежде чем сайт набрал популярность, его создатели приложили изрядные усилия к его раскрутке. В частности, на первых порах они самостоятельно занимались контентным наполнением портала — это отнимало много времени, поскольку требовалось постоянно быть «в теме», следить за всеми изменениями на рынке. «Информацию для сайта мы искали в интернете, собирали и перепечатывали прайс-листы компаний, ходили на специализированные мероприятия. Помню, пришли на пресс-конференцию «СибЧелендж», приуроченную к запуску формата связи GSM, и после нее сразу побежали в интернет, чтобы выложить на celler.ru информацию о тарифных планах. Опередили даже самого оператора», — рассказывает Андрей Иванов.
«Конечно, мы пытались заинтересовать самих операторов связи и сотовых ритейлеров, предлагали им сотрудничество. Однако долгое время нам не удавалось их «раскачать». Особенно операторов. Они тогда были очень скрытные, плохо шли на контакт, нас неоднократно проверяли их службы безопасности. Дело в том, что на рынке появился слух, будто бы celler.ru — портал «Енисей Телеком» (сейчас ЕТК), созданный оператором для сбора информации и влияния на рынок, а мы просто подставные лица», — делится Артем Потехин.
Впрочем, слухи не помешали порталу быстро набирать аудиторию. «С каждым событием на рынке связи — появлением нового оператора или ритейлера — мы наблюдали всплеск интереса к порталу. Менее чем через год celler.ru стал самым посещаемым красноярским сайтом, а сотовые операторы и ритейлеры стали сами выходить на контакт с нами и предлагать свою информацию и рекламу для размещения на портале», — утверждает Андрей Иванов.
Как опередить конкурентов в интернете
Если сeller.ru стал первым сайтом о рынке сотовой связи в Красноярске и сразу захватил лидерство в этой нише, то иначе пришлось развивать другие проекты — cluber.ru и 24auto.ru. Здесь «Метадизайн» был уже не первым, поэтому ему пришлось «подвинуть» конкурентов.
«Cluber.ru мы делали совместно с магазином «Рок-н-Ролл». Идея принадлежала его собственнику Владиславу Арыжакову, на нас ложилось техническое сопровождение проекта, а расходы мы договорились нести «пятьдесят на пятьдесят». Надо сказать, что тогда уже работал, и довольно успешно, наш конкурент — «Сайт клубной молодежи». Мы же хотели сделать наш сайт самым популярным среди ресурсов на клубную тематику. В итоге мы больше года боролись с «СКМ», перетягивали к себе его аудиторию, прежде чем смогли выйти вперед. Сейчас мы переуступили права на этот сайт г-ну Арыжакову. Однако именно с этим проектом связан наш первый опыт конкурентной борьбы за аудиторию в интернете», — вспоминает Андрей Иванов.
Продвигать автомобильный портал 24auto.ru «Метадизайну» было уже проще, несмотря на то, что в красноярском интернете работали сразу 3-4 сайта аналогичного содержания. «Буквально за несколько месяцев мы обошли конкурентов по посещаемости. В основном за счет того, что у нас уже работал celler.ru, где мы активно рекламировали новый сайт. Часть аудитории celler.ru автоматически стала и аудиторией 24auto.ru», — пояснил Артем Потехин.
Сегодня порталы 24auto.ru и celler.ru — одни из самых посещаемых красноярских сайтов. Например, ежедневная аудитория 24auto.ru составляет более 20 тыс. человек. В декабре прошлого года «Метадизайн» «замахнулся» на самую высококонкурентную нишу красноярского интернета — городские порталы — и запустил redom.ru. «Такое количество сайтов, позиционирующих себя как городские порталы, есть, пожалуй, только в Москве и Питере. У нас их около 15: Yarsk.ru, Newslab.ru, Krasland.ru, НГС24, КГС и так далее. Причем, ни у кого нет явного лидерства. Например, в том же Екатеринбурге или Новосибирске есть по одному городскому порталу — Е1 и НГС, которые намного опережают по посещаемости остальные сайты», — говорит Андрей Иванов. По его словам, такое большое количество порталов в нашем городе объясняется как раз тем, что на рынке пока что нет безоговорочного лидера. И, судя по всему, это место и собирается занять «Метадизайн».
«Долгое время мы вообще игнорировали городские порталы, поскольку считали, что развивать узкоспециализированные сайты более перспективно. Однако примеры Е1 с ежедневной аудиторией 100 тысяч пользователей и НГС — 60 тысяч убедили нас в обратном. Поэтому мы и решили попробовать запустить свой городской портал», — пояснил Артем Потехин. Он утверждает, что уже сейчас redom.ru выбился в тройку лидеров среди городских порталов по посещаемости (после Yarsk.ru и НГС24). «Думаю, в следующем году мы будем уже первыми», — уверен г-н Потехин.
В ответ на вопрос, в чем секрет успешного продвижения их сайтов, руководители «Метадизайна» смогли выдвинуть только предположения. «У нас в общем-то нет никакого секретного оружия. Просто мы постоянно изучаем сайты наших конкурентов, подмечаем, что там сделано неправильно, неудобно для пользователя, и стараемся избежать их ошибок при создании своих сайтов», — говорит Артем Потехин.
Андрей Иванов предположил, что «сила» «Метадизайна» в том, что компания работает только в сфере интернета и развивает свои порталы как основной бизнес, а не как дополнительные ресурсы. «Обратите внимание, что многие порталы создавались как дополнение, например, к печатным средствам массовой информации. Мы же полностью вкладываемся в свои сайты, занимаемся только их развитием. Особенно важно то, что у нас уже есть несколько успешных, посещаемых ресурсов, за счет которых мы «вытягиваем» новые проекты», — заявил г-н Иванов.
«Cluber.ru мы делали совместно с магазином «Рок-н-Ролл». Идея принадлежала его собственнику Владиславу Арыжакову, на нас ложилось техническое сопровождение проекта, а расходы мы договорились нести «пятьдесят на пятьдесят». Надо сказать, что тогда уже работал, и довольно успешно, наш конкурент — «Сайт клубной молодежи». Мы же хотели сделать наш сайт самым популярным среди ресурсов на клубную тематику. В итоге мы больше года боролись с «СКМ», перетягивали к себе его аудиторию, прежде чем смогли выйти вперед. Сейчас мы переуступили права на этот сайт г-ну Арыжакову. Однако именно с этим проектом связан наш первый опыт конкурентной борьбы за аудиторию в интернете», — вспоминает Андрей Иванов.
Продвигать автомобильный портал 24auto.ru «Метадизайну» было уже проще, несмотря на то, что в красноярском интернете работали сразу 3-4 сайта аналогичного содержания. «Буквально за несколько месяцев мы обошли конкурентов по посещаемости. В основном за счет того, что у нас уже работал celler.ru, где мы активно рекламировали новый сайт. Часть аудитории celler.ru автоматически стала и аудиторией 24auto.ru», — пояснил Артем Потехин.
Сегодня порталы 24auto.ru и celler.ru — одни из самых посещаемых красноярских сайтов. Например, ежедневная аудитория 24auto.ru составляет более 20 тыс. человек. В декабре прошлого года «Метадизайн» «замахнулся» на самую высококонкурентную нишу красноярского интернета — городские порталы — и запустил redom.ru. «Такое количество сайтов, позиционирующих себя как городские порталы, есть, пожалуй, только в Москве и Питере. У нас их около 15: Yarsk.ru, Newslab.ru, Krasland.ru, НГС24, КГС и так далее. Причем, ни у кого нет явного лидерства. Например, в том же Екатеринбурге или Новосибирске есть по одному городскому порталу — Е1 и НГС, которые намного опережают по посещаемости остальные сайты», — говорит Андрей Иванов. По его словам, такое большое количество порталов в нашем городе объясняется как раз тем, что на рынке пока что нет безоговорочного лидера. И, судя по всему, это место и собирается занять «Метадизайн».
«Долгое время мы вообще игнорировали городские порталы, поскольку считали, что развивать узкоспециализированные сайты более перспективно. Однако примеры Е1 с ежедневной аудиторией 100 тысяч пользователей и НГС — 60 тысяч убедили нас в обратном. Поэтому мы и решили попробовать запустить свой городской портал», — пояснил Артем Потехин. Он утверждает, что уже сейчас redom.ru выбился в тройку лидеров среди городских порталов по посещаемости (после Yarsk.ru и НГС24). «Думаю, в следующем году мы будем уже первыми», — уверен г-н Потехин.
В ответ на вопрос, в чем секрет успешного продвижения их сайтов, руководители «Метадизайна» смогли выдвинуть только предположения. «У нас в общем-то нет никакого секретного оружия. Просто мы постоянно изучаем сайты наших конкурентов, подмечаем, что там сделано неправильно, неудобно для пользователя, и стараемся избежать их ошибок при создании своих сайтов», — говорит Артем Потехин.
Андрей Иванов предположил, что «сила» «Метадизайна» в том, что компания работает только в сфере интернета и развивает свои порталы как основной бизнес, а не как дополнительные ресурсы. «Обратите внимание, что многие порталы создавались как дополнение, например, к печатным средствам массовой информации. Мы же полностью вкладываемся в свои сайты, занимаемся только их развитием. Особенно важно то, что у нас уже есть несколько успешных, посещаемых ресурсов, за счет которых мы «вытягиваем» новые проекты», — заявил г-н Иванов.
«У нас повышенные амбиции»
По словам Андрея Иванова и Артема Потехина, окончательное понимание того, что создание сайтов для них уже нечто большее, чем просто хобби, пришло к ним совсем недавно. «Мы вдруг осознали, что при всем нашем опыте и ряде успешных проектов у нас нет четкой цели, нет выработанной стратегии и долгосрочного плана развития компании. А между тем сама отрасль сейчас развивается очень быстро, потребность в услугах веб-разработчиков растет, и без постановки дела на серьезную основу есть риск оказаться на «задворках» рынка. Поэтому мы вооружились «умными» книжками — учебниками по маркетингу, провели исследование рынка и составили план развития компании до 2013 года», — рассказал Андрей Иванов.
По собственному признанию партнеров, разработанный ими бизнес-план на ближайшую пятилетку отличается повышенной амбициозностью. Так, например, они рассчитывают более чем в два раза увеличить количество собственных интернет-проектов и расширить штат сотрудников до 50 человек.
«Наши расчеты строятся на данных роста нашей компании и рынка в целом. Например, еще год назад у нас в штате работало всего шесть человек. Сейчас уже одиннадцать, а в следующем году будет не меньше шестнадцати. Аудитория портала 24auto.ru за год увеличилась в два раза, а тенденции рынка — удешевление доступа в интернет и повышение его уровня проникновения — будут способствовать дальнейшему росту аудитории наших сайтов», — уверен Артем Потехин.
Кроме развития собственных проектов, компания намерена активизировать разработку сайтов на заказ. «В последнее время мы увлеклись своими порталами и почти не развивали это направление. Мы, конечно, делали сайты на заказ, но только если люди сами обращались к нам. Специально клиентов не искали. Однако на будущий год решено пересмотреть тактику и сделать упор на активные продажи. Сейчас это актуальная услуга, и если ее не предоставлять, можно ослабить свои позиции на рынке», — считает Андрей Иванов.
Особые надежды руководство «Метадизайна» возлагает на интернет-рекламу. «Мы запустили первое в Красноярске агентство рекламы в интернете. Это очень перспективное направление. Например, в Москве интернет-реклама уже начала опережать по объемам рекламу в печатных СМИ и на телевидении. Думаю, эта тенденция будет усиливаться, потому что уже сейчас посещаемость многих сайтов превышает объем аудитории телеканалов. Рекламодатели уже начали понимать это», — говорит Андрей Иванов.
По собственному признанию партнеров, разработанный ими бизнес-план на ближайшую пятилетку отличается повышенной амбициозностью. Так, например, они рассчитывают более чем в два раза увеличить количество собственных интернет-проектов и расширить штат сотрудников до 50 человек.
«Наши расчеты строятся на данных роста нашей компании и рынка в целом. Например, еще год назад у нас в штате работало всего шесть человек. Сейчас уже одиннадцать, а в следующем году будет не меньше шестнадцати. Аудитория портала 24auto.ru за год увеличилась в два раза, а тенденции рынка — удешевление доступа в интернет и повышение его уровня проникновения — будут способствовать дальнейшему росту аудитории наших сайтов», — уверен Артем Потехин.
Кроме развития собственных проектов, компания намерена активизировать разработку сайтов на заказ. «В последнее время мы увлеклись своими порталами и почти не развивали это направление. Мы, конечно, делали сайты на заказ, но только если люди сами обращались к нам. Специально клиентов не искали. Однако на будущий год решено пересмотреть тактику и сделать упор на активные продажи. Сейчас это актуальная услуга, и если ее не предоставлять, можно ослабить свои позиции на рынке», — считает Андрей Иванов.
Особые надежды руководство «Метадизайна» возлагает на интернет-рекламу. «Мы запустили первое в Красноярске агентство рекламы в интернете. Это очень перспективное направление. Например, в Москве интернет-реклама уже начала опережать по объемам рекламу в печатных СМИ и на телевидении. Думаю, эта тенденция будет усиливаться, потому что уже сейчас посещаемость многих сайтов превышает объем аудитории телеканалов. Рекламодатели уже начали понимать это», — говорит Андрей Иванов.
Идеи приходят спонтанно
Как шутит Артем Потехин, о том, что они с Андреем Ивановым люди увлеченные, лучше всех знают их родные и друзья. «Когда нас посетила очередная идея — заняться автотюнингом, нас практически перестали видеть дома. После работы мы сразу ехали в гараж и пропадали там до поздней ночи. Он стал фактически нашим вторым местом работы: днем мы занимались разработкой сайтов, а вечером перевоплощались в автослесарей, механиков, жестянщиков», — рассказывает г-н Потехин.
«Мы оба заядлые автолюбители, и идея заняться автотюнингом возникла сама собой. Цель поставили «типичную» для нас: сделать машину такой, какой ее видим мы. Просто ради интереса и развлечения», — добавляет Андрей Иванов.
Купив недорогой подержанный автомобиль и взяв в помощники своего друга, работающего в автобизнесе, руководители «Метадизайна» приступили к работе. Уже в процессе воплощения идея «эволюционировала»: сделать «машину мечты» Иванову и Потехину показалось мало, и они решили сконструировать настоящий спортивный болид и выставить его для участия в дрэг-битве на «Красном кольце», что они и сделали. «В этом году уже второй раз участвовали», — уточнил г-н Потехин.
В работе руководителей «Метадизайна» характеризует то же стремление постоянно совершенствовать идею, развивать и оттачивать ее исполнение. Например, по словам Андрея Иванова, у их компании нет «мертвых» сайтов: даже над теми из них, что были запущены 5-7 лет назад, постоянно идет работа. Есть и замыслы новых проектов, однако их реализации мешает недостаток единомышленников, слабый приток в компанию «свежей крови».
«У нас с партнером идей гораздо больше, чем возможностей их реализовать. Дело в том, что на рынке очень остро стоит проблема дефицита кадров. Профессионального программиста или дизайнера в Красноярске сейчас днем с огнем не сыщешь. Нам, конечно, удалось сформировать команду специалистов и единомышленников, но мы все равно постоянно ищем новых сотрудников», — посетовал г-н Иванов. Они с Артемом Потехиным по-прежнему остаются главными «мозговыми центрами» «Метадизайна», авторами всех замыслов.
«Мы оба заядлые автолюбители, и идея заняться автотюнингом возникла сама собой. Цель поставили «типичную» для нас: сделать машину такой, какой ее видим мы. Просто ради интереса и развлечения», — добавляет Андрей Иванов.
Купив недорогой подержанный автомобиль и взяв в помощники своего друга, работающего в автобизнесе, руководители «Метадизайна» приступили к работе. Уже в процессе воплощения идея «эволюционировала»: сделать «машину мечты» Иванову и Потехину показалось мало, и они решили сконструировать настоящий спортивный болид и выставить его для участия в дрэг-битве на «Красном кольце», что они и сделали. «В этом году уже второй раз участвовали», — уточнил г-н Потехин.
В работе руководителей «Метадизайна» характеризует то же стремление постоянно совершенствовать идею, развивать и оттачивать ее исполнение. Например, по словам Андрея Иванова, у их компании нет «мертвых» сайтов: даже над теми из них, что были запущены 5-7 лет назад, постоянно идет работа. Есть и замыслы новых проектов, однако их реализации мешает недостаток единомышленников, слабый приток в компанию «свежей крови».
«У нас с партнером идей гораздо больше, чем возможностей их реализовать. Дело в том, что на рынке очень остро стоит проблема дефицита кадров. Профессионального программиста или дизайнера в Красноярске сейчас днем с огнем не сыщешь. Нам, конечно, удалось сформировать команду специалистов и единомышленников, но мы все равно постоянно ищем новых сотрудников», — посетовал г-н Иванов. Они с Артемом Потехиным по-прежнему остаются главными «мозговыми центрами» «Метадизайна», авторами всех замыслов.