Эпидемия коронавируса стала настоящим испытанием для всей страны. Последствия режима пандемии и самоизоляции уже повлияли на жизнь огромного количества людей, предприятий, регионов.
Задача крупнейших игроков рынка, системообразующих компаний — поддержка населения страны, бизнес-структур, разработка инструментов для бесперебойной работы в это непростое время.
О том, какие шаги предпринимает крупнейший банк России, рассказывает управляющий Красноярским отделением Сбербанка Дмитрий Солнцев.
Дмитрий Владиславович, эффективность любой системы определяется в ряду прочего через ее адаптивность. Какие вызовы в этом отношении стали ключевыми для Сбербанка в период эпидемии коронавируса?
— Основное, что произошло, — смещение фокуса потребления различных товаров и услуг в онлайн. Иными словами, у людей повысилась потребность получать и оплачивать свои приобретения дистанционно, без контакта с продавцом. Для этого ряд услуг, которые раньше предполагали визит в отделение банка, мы перевели в онлайн. Прием заявок на реструктуризацию кредитов, получение отсрочки платежа по займам, предоставление ипотечных каникул — все это можно сделать удаленно, обратившись по телефону или через наши интернет-приложения. Сейчас в режиме 24/7 в «Сбербанк Онлайн» можно совершить практически любую операцию. Клиенты могут переводить денежные средства, оплачивать ЖКХ, связь и другие услуги, оформлять и погашать кредиты, открывать и пополнять вклады, устанавливать и менять ПИН-код, подать заявку на ипотеку и многое другое.
Стоит отметить, что только за первые 5 дней с начала апреля жители Красноярского края провели более 750 тыс. платежей через «Сбербанк Онлайн». Из них около 150 тыс. относятся к оплате услуг ЖКХ.
Одним из удобных нововведений является то, что с помощью «Сбербанк Онлайн» теперь можно открывать дебетовые и кредитные карты и пользоваться ими сразу, то есть, не получая «пластик», совершать платежи и покупки. Процедура очень простая, для этого нужно выбрать в меню «Сбербанк Онлайн» карту, которую нужно активировать, затем пункт «Активировать». С помощью карты можно совершать любые операции: оплачивать услуги и покупки, переводить средства.
Из сводок новостей видно, что, несмотря на максимальный переход на удаленное обслуживание, вы не останавливаете работу офисов Сбербанка. Каким образом сейчас работают офисы?
— В Красноярском крае 256 офисов Сбербанка. Мы решили, что в период выплаты пенсий и платежных дней по жилищно-коммунальным услугам правильным будет вывести практически всю филиальную сеть в штатный режим работы. В отделениях тщательно соблюдаются санитарные нормы, регулярно проводится обработка поверхностей, ручек, банкоматов дезинфицирующими средствами. Каждый офис Сбербанка оснащен защитными масками, санитайзерами, а во внутренних помещениях наклеены ограничения по соблюдению социальной дистанции. Мы заботимся о безопасности своих клиентов и сотрудников, но все же рекомендуем максимально использовать удаленные каналы обслуживания. В данной ситуации лучше оставаться дома, беречь свое здоровье и здоровье близких, которым, возможно, потребуется ваша помощь и внимание в освоении некоторых онлайн-инструментов для совершения платежей и покупок.
Уже сейчас понятно, что самыми уязвимыми в период самоизоляции оказались представители малого и среднего бизнеса. Какие программы вы предлагаете своим корпоративным клиентам?
— На сегодняшний день Сбербанк разработал специальную программу по реструктуризации кредитов заемщиков, относящихся к отраслям, наиболее пострадавшим от COVID-19. Данная программа касается всех сегментов: от крупнейших клиентов (для отдельных отраслей, которые относятся к следующим подотраслям: транспорт, гостиничная и торговая недвижимость, сфера услуг, производство строительных материалов, розничная и оптовая торговля товарами выборочного спроса, образование, спорт, деятельность учреждений культуры и искусства) до клиентов малого бизнеса (для всех отраслей). Принятая банком программа позволит в кратчайшие сроки реализовать оперативные решения по мерам поддержки таких заемщиков.
По малому и микробизнесу принято решение об упрощенном механизме реструктуризации — предоставление отсрочки на срок до 6 месяцев по кредитам клиентов, пострадавших от коронавирусной инфекции.
Также на срок до 6 месяцев банк готов не предъявлять санкции к клиентам малого и микробизнеса в случае неисполнения ими других обязательств по кредитным договорам (речь идет о страховании, регистрации обеспечения, поддержании оборотов по счетам, предоставлении документов, выполнении финансовых показателей и так далее).
Кроме того, с 8 апреля мы осуществляем прием заявок на кредиты под 0 % на зарплату по государственной программе. Выдача первых кредитов предпринимателям уже осуществлена. Согласно государственной программе, данные кредиты предназначены для малого и микробизнеса и предоставляются только клиентам пострадавших отраслей. В Сбербанке такой кредит могут получить зарплатные клиенты — компании, чьи сотрудники получают в банке заработную плату. Кредит выдается на срок до 12 месяцев с предоставлением отсрочки основного долга на 6 месяцев, при этом ставка по кредиту составляет 0 % на период 6 месяцев. По истечении 6 месяцев ставка повышается до 4 % годовых.
Как осуществляется поддержка таких отраслей, как сельское хозяйство и жилищное строительство в Красноярском крае?
— Сбербанк активно поддерживает деятельность различных отраслей Красноярского края. За период с января по март 2020 года Красноярское отделение Сбербанка выдало аграриям порядка 2,75 млрд рублей. Благодаря кредитным средствам предприятия сельского хозяйства смогли реализовать текущие потребности, в том числе начать сезонные посевные работы.
В строительной отрасли с начала текущего года профинансировано строительство жилья на 5 млрд рублей. Поддержка агропромышленного комплекса и строительной отрасли — одно из важных направлений в деятельности Сбербанка.
Как мы уже знаем, Сбербанк — это не только банковские сервисы, но и большая экосистема, обслуживающая ежедневные потребности людей. Как в эти напряженные дни чувствует себя экосистема, какие приоритеты выходят на первый план?
— Мы отлично понимаем, что потребности наших клиентов не ограничиваются финансовыми услугами. Наши клиенты действительно стали чаще использовать сервисы экосистемы Сбербанка. В целях создания комфортных условий для клиентов, в том числе в период пандемии, активно используются онлайн-кинотеатр Okko, сервис доставки еды Delivery Club, приложение «Сбермаркет», где можно заказать необходимый набор продуктов к обеду или ужину — продукты доставят как из METRO, так и из «Ленты». Активно работает маркетплейс «Беру» — это площадка, на которой представлены товары разных производителей и дистрибьюторов. Стал общедоступным курс виртуальной школы Сбербанка, где выложено множество образовательных программ, которые мы реализуем у себя. Так, врачи нашего сервиса DocDoc начали бесплатно консультировать клиентов банка по вопросам защиты от коронавируса, популярны и консультации в части оказания психологической помощи.
Какие еще инструменты разработал Сбербанк для своих клиентов, чтобы максимально комфортно пережить это непростое время?
— Мы понимаем, что в сложившихся условиях клиентопоток повсеместно снизился. Чтобы поддержать предпринимателей, мы ввели каникулы по взиманию сервисной платы за использование терминалов и онлайн-касс. Это позволит бизнесу немного снять финансовую нагрузку в это непростое время. Таким образом, сервисная плата за обслуживание терминалов эквайринга не будет взиматься за период использования оборудования с 1 марта до 31 мая 2020 года.
Еще одно нововведение касается вкладов.
По всем вкладам, срок действия которых заканчивается в период с 30 марта по 5 мая, Сбербанк будет начислять проценты по текущим ставкам вплоть до 6 мая.
Клиенты, у которых в настоящий момент действуют промовклады, также будут получать проценты по повышенной промоставке до 6 мая. Вдобавок ко всему Сбербанк бесплатно продлевает договоры аренды индивидуальных сейфов до 6 мая 2020 года. Кроме того, мы начали страховать наших клиентов от COVID-19. В Красноярском отделении Сбербанка уже реализована сделка по страхованию на случай заболевания COVID-19 с одним из крупнейших застройщиков региона. Благодаря данному страховому продукту клиент может обеспечить своих сотрудников, подверженных повышенному риску, страховым покрытием.
Какие сервисы сегодня максимально удобны для перевода бизнеса в онлайн-пространство?
— Предпринимателям и юридическим лицам мы предлагаем активно использовать «Сбербанк Бизнес Онлайн». Из нововведений рекомендуем всем максимально использовать цифровые сервисы: выпускать цифровые бизнес-карты, вести базу клиентов и управлять продажами с помощью дистанционных инструментов. Наша дочерняя компания «СберРешения» сейчас бесплатно консультирует предпринимателей по технологическим, кадровым, юридическим, а также организационным вопросам перевода сотрудников на дистанционный формат работы. Также мы выпустили специальную цифровую карту «Бизнес-кэшбэк», по которой предпринимателю будет возвращаться 5 % от суммы сделки, оплаченной этой картой.
Пандемия COVID-19 внесла коррективы в нашу жизнь, изменив быт, общение, работу. Мы все учимся жить в новой реальности, меняем свои привычки и приобретаем новые. Финансовые инструменты и сервисы Сбербанка быстро адаптируются к изменениям, облегчая нагрузку предпринимателям и физическим лицам, кроме того, наша экосистема помогает людям пройти период эпидемии с наименьшими потерями для наполненности жизни.
Евгений Волошинский