эксперты Максим Багаев, руководитель отдела маркетинга и продаж компании «АверсКрасноярск» Роман Дроздов, исполнительный директор компании «Старком» Юрий Кондрашев, менеджер по работе с ключевыми к
эксперты
Максим Багаев, руководитель отдела маркетинга и продаж компании «АверсКрасноярск»
Роман Дроздов, исполнительный директор компании «Старком»
Юрий Кондрашев, менеджер по работе с ключевыми клиентами компании «Майкрософт Рус»
Денис Пелех, коммерческий директор компании «Акцент»
Надежда Сенюк, директор департамента по связям с общественностью компании «Техносила»
Лариса Царева, директор компании «КомтекКрасноярск»
Юрий Чугунов, директор по развитию компании «Индекс»
Пословам директора по развитию компании «Индекс» ЮРИЯ ЧУГУНОВА, с самого начала становления компьютерного рынка основным профилем местных ITфирм была сборка компьютеров под индивидуальные заказы. «В 1992 году, когда мы вышли на рынок, он уже был высокотехнологичным. На нем работали многие крупные серьезные компании. В принципе, все они занимались одним и тем же — индивидуальной сборкой системных блоков. Например, в объеме продаж «Индекса» только 10% приходилось на готовые привозные компьютеры, остальные 90% собирали на месте для конкретных заказчиков», — рассказал Юрий Чугунов.
До недавнего времени индивидуальная сборка системных блоков (или сборка «по прайслисту») оставалась превалирующей формой производства и продаж персональных компьютеров. Сегодня, по оценке участников местного рынка, ситуация меняется на прямо противоположную: растущий спрос спровоцировал переход ПК в сегмент «массовых продуктов». Поэтому компьютерные фирмы сокращают объемы индивидуальной сборки и налаживают поточное производство.
Исполнительный директор компании «Старком» РОМАН ДРОЗДОВ считает, что спрос на компьютеры изменился «с точностью до наоборот»: абсолютное большинство пользователей ПК (до 90%) хотят приобрести готовый, так называемый «коробочный» продукт. И только оставшаяся незначительная часть потребителей (около 10%) требует индивидуального подхода. «Для большинства современных потребителей в первую очередь важно, чтобы компьютер соответствовал своему назначению, стабильно работал и стоял на сервисном обслуживании. То, из каких комплектующих он при этом собран, имеет для них второстепенное значение», — считает Роман Дроздов. «Продажа ПК смещается в сектор бытовой электроники. Пользователь ценит свое время и предпочитает быстро выбрать готовый продукт в сетях, где ему предложат компьютер нужной конфигурации», — говорит менеджер по работе с ключевыми клиентами компании «Майкрософт Рус» ЮРИЙ КОНДРАШеВ.
Эксперты отмечают, что одними из первых тенденцию массовости спроса на ПК уловили крупные российские техноторговые сети. Сегодня они занимаются продажей исключительно «коробочных» продуктов и демонстрируют в этом вопросе очень хорошую динамику. Как рассказала «ДК» директор департамента по связям с общественностью «Техносилы» НАДЕЖДА СЕНЮК, средний прирост в обороте IТпродукции в этой сети составил за последний год 77%. В том числе на 73% выросли продажи портативных компьютеров, на 62% — настольных.
МАКСИМ БАГАЕВ, руководитель отдела маркетинга и продаж компании «АверсКрасноярск»: «По моим оценкам, в целом по России доля продаж ПК техноторговыми сетями сейчас составляет 50%. В Красноярске она пока меньше — примерно 25%». Гн Багаев полагает, что такая ситуация в городе сложилась изза отсутствия конкуренции между крупными федеральными сетями: в Красноярске пока представлен лишь один из таких ритейлеров — компания «Эльдорадо».
Входить в пока еще низкоконкурентную среду готовых ПК начинают и локальные сборщики компьютеров. По словам Романа Дроздова, компания «Старком» на данный момент предпочитает реализовывать готовые компьютеры, собранные на собственных производственных мощностях. «Существенно сократив объемы сборки под заказ, мы сегментировали потребительскую аудиторию по уровню доходов и потребностей. Потом разработали линейку готовых ПК в ценовом диапазоне от 7 до 40 тыс. рублей. Стабильный рост продаж компании свидетельствует о целесообразности этого шага», — утверждает гн Дроздов.
Такого же подхода придерживаются и многие другие специализированные компании, например «Комтек». По словам директора «КомтекКрасноярск» ЛАРИСЫ ЦАРЕВОЙ, десятилетний опыт работы компании позволил ей предлагать потребителю ПК на любой «карман и вкус»: «Цены на готовые стандартные модели у нас в компании отличаются более чем в 4 раза — от 8 до 35 тыс. руб. Наши исследования показали: это оптимальный ценовой диапазон. В него укладываются потребности и материальные возможности широкой массы потребителей — от школьника до ректора вуза, от машинистки до профессионального геймера».
Индивидуальная сборка становится «непозволительной роскошью»
Ориентация основной массы потребителей на готовый продукт — лишь одна из причин отказа компаний от сборки компьютеров под индивидуальные заказы. Не менее важная причина — высокая затратность индивидуальной сборки, требующая от компаний дополнительных расходов на персонал, помещение, сертификацию готовой продукции. В условиях стремительно падающей рентабельности компьютерного ритейла дополнительные расходы на индивидуальную сборку, по мнению Юрия Чугунова, становятся непозволительной роскошью. «Сегодня на компьютерном рынке Красноярска работает около 150 фирм. Семь из десяти таких компаний занимаются продажами ПК. В условиях высокой конкуренции доходы игроков постоянно снижаются. На сегодня маржа составляет менее 10% (на этапе становления бизнеса она доходила до 100%)», — пояснил Роман Дроздов.
«Чтобы сохранить рентабельность, компании сокращают долю затрат на сборку в конечной стоимости товара. Иначе говоря, экономят на содержании сборочных помещений и специалистов. Сохранить при этом качество сборки и условия гарантийного обслуживания невозможно», — уверен Юрий Чугунов.
По словам Романа Дроздова, при массовом производстве стоимость сборки каждого системного блока с учетом энерго и трудозатрат существенно ниже, чем при индивидуальной. В «Старкоме» она сейчас колеблется от 300 до 500 рублей. Как отметил Юрий Кондрашев, в данном случае начинает действовать закон «больших чисел»: «Затраты на сертификацию, входной контроль комплектующих и комплексное тестирование окупаются только тогда, когда количество продаваемых ПК измеряется тысячами».
Поток дает гарантию качества
Участники рынка солидарны во мнении, что ориентация компаний на поточную сборку гарантирует качественно новый уровень продукта, который идет к покупателю. По словам Ларисы Царевой, приобретение готового компьютера в специализированной компании обладает рядом неоспоримых потребительских преимуществ. В их числе использование комплектующих только от зарекомендовавших себя производителей, многочасовое тестирование системных блоков перед поступлением в продажу. С этим мнением согласен и Юрий Кондрашев: «Удобства для покупателя налицо: в готовых ПК все драйверы установлены, все комплектующие протестированы на совместимость».
Коммерческий директор компании «Акцент» (региональный представитель группы компаний «Формоза») ДЕНИС ПЕЛЕХ акцентировал внимание на том, что покупка готового компьютера обеспечивает потребителю длительный срок гарантийного обслуживания. «Я не знаю ни одной компании, осуществляющей индивидуальную сборку и предлагающей при этом длительный гарантийный срок», — сказал гн Пелех.
Массовое производство избавляет компании и, соответственно, потребителей от традиционных «болезней» индивидуальной сборки — отсутствия на складе деталей, затребованных заказчиком для комплектации или ремонта компьютера. «Думаю, у многих компаний возникали ситуации, когда необходимых комплектующих не было в наличии в данный момент и из-за этого они теряли потребителя. Еще хуже, когда деталь оказывалась бракованной, что зачастую выявлялось потребителем в начале эксплуатации. Это порождало проблемы, которые тормозили работу и негативно отражались на авторитете компаний», — говорит Роман Дроздов.
Лариса Царева отмечает и еще один плюс покупки «поточного» ПК — на таких компьютерах установлено лицензионное программное обеспечение. «Например, операционная система Windows обходится пользователю дешевле, когда он покупает brandname компьютер», — уточнил Юрий Кондрашев.
Для профессионалов будут сделаны исключения
Однако местные компании не намерены полностью отказываться от сборки системных блоков под заказ. По мнению Юрия Чугунова, потребность в «доводке» компьютера сохранится всегда: «Клиенту может не понравиться цвет системного блока, либо он пожелает добавить оперативной памяти, либо его не устроят какието иные параметры. Удовлетворить его желание — в интересах компании. Это обычная практика не только в отечественных, но и зарубежных фирмах».
Кроме того, считает Юрий Кондрашев, на рынке всегда будет небольшая часть заказчиков, которых стоковые модели не устраивают в принципе. «Это, например, те, кто использует ПК для игр или работает с 3Dграфикой. Клиенты, которым нужен компьютер с RAIDмассивом из четырех HDD, тоже вряд ли найдут чтото подходящее в линейке готовых компьютеров», — детализирует гн Кондрашев.
По оценке Романа Дроздова, таких заказчиков не более 10%. «Как правило, это профессионалы в области компьютерной техники, и машина нестандартной конфигурации необходима им для выполнения какойто узкоспециализированной работы. Либо это компьютерные энтузиасты, «фанаты», которые хотят иметь эксклюзивный компьютер и желают сами участвовать в его создании. Для этих категорий заказчиков мы делаем исключения», — сказал Роман Дроздов.
По оценке Юрия Кондрашева, индивидуальная сборка обладает одним неоспоримым преимуществом, благодаря которому она будет всегда востребована «продвинутыми пользователями» с нестандартными задачами, — возможностью сборки компьютера из самых современных комплектующих в оптимизированной конфигурации. Проще говоря, позволяет создать наиболее мощный и производительный на данный момент компьютер.
Мелкие компании уйдут из сборки в сервис
По мнению экспертов, сейчас на красноярском компьютерном рынке идет «игра на выбывание», в итоге которой, через год-два, продажи ПК практически полностью сосредоточатся в руках крупных игроков. Компании, вышедшие на уровень массового производства системных блоков, прогнозирует Роман Дроздов, будут развивать данное направление при сохранении небольшой доли индивидуальной сборки. Те же компании, которым выйти на поток не под силу, постепенно уйдут с этого рынка. Максим Багаев: «Рост доли крупных игроков станет осуществляться за счет вытеснения мелких, которые будут вынуждены заниматься разработкой сайтов, корпоративным и сервисным обслуживанием, разработкой и внедрением ПО и т. д.».
Юрий Чугунов считает, что «бороться за жизнь» в этой нише мелким компаниям уже неразумно: «Целесообразнее перейти на продажи готовых ПК или вовсе уйти из ритейла». По словам гна Чугунова, уже сегодня многие небольшие компании пробуют себя в области системной интеграции, автоматизации процессов, образовательных технологий — то есть выходят на уровень сервисных фирм.
По мнению Дениса Пелеха, в долгосрочной перспективе компьютерный ритейл будет поделен в соотношении примерно 60% на 40% между вендорами и местными крупными сборщиками компьютеров. «Думаю, индивидуальной сборкой будут заниматьсявсе все меньше и меньше», — резюмировал г-н Пелех.