За 10 лет Сергей Чибисов построил с нуля компанию, которая сейчас входит в сотню крупнейших в Красноярском крае. Он создал бизнес с миллиардными оборотами, так и не узнав, что такое кредиты.
Собственник и директор торгового дома «Беларусь» Сергей Чибисов начинает удивлять, когда еще даже диктофон не включен: «Я бы хотел, чтобы моя жена тоже на интервью была. Пусть контролирует, что я говорю. Я подкаблучник».
Ни один подкаблучник, безусловно, таковым себя никогда не признает. Но супруга действительно выходит из соседнего кабинета, дверь в который распахнута. Элькия Чибисова помогает мужу строить бизнес с момента его основания, работает финансовым директором и возглавляет несколько компаний, входящих в структуру ТД «Беларусь»: «Мы десять лет живем вместе, десять лет вместе работаем. Сначала сидели в одном кабинете, а сейчас если кто-то дверь закрыл, сразу вопрос — а что случилось, почему закрыты двери?».
В ответ на неизбежное мужское «Как же можно с женой все время проводить?», Сергей бросает: « А как можно без? О чем тогда с ней разговаривать?»
Шпион, пришедший в холод
На фестивале «Славянский базар», который проходит в белорусском Витебске, Сергей Чибисов был бы своим человеком. Особенно несколько лет назад, когда он носил длинные волосы и был похож на музыканта хард-рок-группы. Но дело даже не в прическе, просто в его истории славянские (и не только) народы намешаны, как гуща в борще. Родился Сергей на Украине, в Керчи. Его отец был военным, последнее местом службы - Белоруссия. Там и прошли детство и юность Сергея. Окончив школу с золотой медалью – «У меня мама учительница была, это главный фактор» - он и в Белорусской сельскохозяйственной академии, на престижной специальности «Международные экономические отношения» отучился с максимальным результатом: «Но тут тоже нужно оговориться — из 25 человек нашей группы с красным дипломом выпустились 22».
В детстве Сергей мечтал стать шпионом. Парня тянуло за границу, и после института он на год уехал в США. Уже женатым человеком. По словам г-на Чибисова, в Америке вполне можно было устроиться, но он решил иначе. И неожиданно оказался там, куда попадают не выполнившие задание шпионы - в Сибири. Его первая жена была родом из Якутии, хотела жить поближе к родным, и в Красноярске у нее была квартира. Стопроцентно южный человек Сергей Чибисов дал себя уговорить.
А вскоре они расстались. Сергей не стал возвращаться в Белоруссию – не увидел в этом смысла: « Абсолютно до лампочки – где. Если ты чего-то хочешь, это можно сделать, где угодно. Когда я уезжал из Америки, у меня было предложение — вот тебе высшее образование, мы тебе его оплатим, оставайся, будешь работать в инвестиционной компании, получать небольшие деньги, но с перспективой карьерного роста. В Красноярске мне потребовался год, чтобы войти в тему и чего- то начать добиваться. Уверен, что в Белоруссии у меня тоже бы получилось. Вряд ли бы я в прачечной работал».
Абсолютная уверенность в своих силах – первое и главное правило жизни Сергея Чибисова.
Вам самосвал не нужен?
Город Могилев, в котором Чибисов прожил не один год, знаменит автомобильным заводом МоАЗ, который делает карьерную технику для БелАЗа. Эту технику и решил продавать свежеиспеченный сибиряк. «Я просто распечатал какой-то справочник, типа «Желтых страниц» и пошел по фирмам предлагать карьерные самосвалы. «Здравствуйте, вам самосвал не нужен? Полмиллиона долларов» - «Нет» - «Ну ладно, завтра приду» – вспоминает бизнесмен – «Так я очень много компаний обошел, и попал в такую, которая сама занималась продажей техники. Они сказали — это нам не надо, но иди к нам работать. Будешь продавать немножко другое, попроще, технику МАЗа, Минского автозавода».
Через полгода Чибисов решил: хватит работать на людей, занявших по отношению к нему позицию «вот сейчас мы возьмем мальчика, он будет все делать, а мы будем классно жить». И создал свою компанию. Вместе с ним были двое соучредителей – друг Дмитрий Левченко (он и сейчас в компании) и любимая женщина Элькия. « У меня от первой жены остались компьютер, у Эли был факс, он до сих пор работает. Это был весь наш стартовый капитал. Сняли маленький кабинет, сделали там ремонт, вечерами приезжали и клеили обои. Когда мне говорят «Нельзя начать бизнес без денег», я говорю «Да конечно».
Еще спустя полгода созданная компания «Беларусь» получила дилерство МАЗа. Тогда в городе уже было три дилера этого завода, новичок стал четвертым. Сейчас официальные продажи МАЗа в Красноярске идут только через «Беларусь».
А первые объемы были, конечно, скромные – одна-две машины в месяц. Денег на массированную рекламу не было, на то, чтобы организовать автосалон, куда клиенты могли бы приезжать выбирать технику – тем более. Оставался самый трудоемкий путь – активные продажи. «Могу сказать, что это наиболее действенный способ. Звонить, узнавать потребность, опережать клиента в его потребности. Он еще не захотел, но он уже знает, где он это купит. А не наоборот» – уверяет Сергей Чибисов – «Нужно, чтобы человек поверил тебе, был готов заплатить минимум 50-70 тыс. долларов за машину, которой еще нет. Техника уникальная, большинство машин делается под заказ. Ни один завод не начнет без предоплаты».
В прошлом году 20 менеджеров «Беларуси» (включая филиалы в Иркутске и Краснодаре) продали 1000 единиц техники на 2 млрд. руб. Активные продажи – определенно работающее правило Сергея Чибисова. Он это на себе проверил. Поначалу компаньоны продавали только сами и без выходных. С понедельника по пятницу прозванивали потенциальных клиентов, соревнуясь, кто больше сделает звонков. А по выходным формировали базу, брали все возможные источники, делили компании по отраслям, собирали их в таблицы. «Дубльгиса» и «ЯрМапа» тогда не было, так что с базой пришлось основательно потрудиться.
Через год пришла отдача - возникла необходимость в расширении штата. «Стали брать менеджеров по продажам, бухгалтерию. Выросли продажи, потребовался сервис, к сервису нужны запчасти, развили и это направление. Перестали помещаться в арендованных кабинетах - купили землю, начали возводить собственное здание. Строили долго. Сделали, посмотрели: что-то мало. Достроили. Посмотрели — опять мало. Сервис растет. Всю площадку застроили сервисными площадями, боксами. Сейчас вот купили еще землю по соседству, опять что-то строим».
Строили долго – потому что без кредитов. Жить по средствам и работать только на собственных деньгах – принцип, которого в «Беларуси» свято придерживаются с самого старта. Компания ни разу не пользовалась заемными финансами. Мы даже ставок не знаем, улыбается г-н Чибисов. И серьезно продолжает: «Может быть, поэтому кризисы нас не били жестко. Кредиторы в очередь не стояли, никто не тряс бумагами залоговыми - все продай, только чтоб рассчитаться. Как это было со многими нашими партнерами».
Министерский мат
«У нас нет ключевых клиентов. Мы работаем с администрацией, участвуем в тендерах, часто проигрываем. Мы работаем с крупными компаниями — с ними очень сложно, они выкручивают все жилы по срокам и по ценам. Мы работаем и с индивидуальными предпринимателями. У нас на самом деле нет ни больших, ни маленьких, ни особых клиентов» - почти программное заявление Сергея Чибисова кажется удивительным. Неужели не все в России «третьего срока» ограничивают свою стратегию мечтой присосаться к какому-нибудь бюджету или госкорпорации? Бизнесмен поясняет: «ИПшники трезво оценивают свои силы. Они совершенно четко знают, что у них вот эти полтора-два миллиона рублей отложены именно на эту машину. В то же время, мы работали, например, с компанией «Алроса». У них было требование - поставка техники с отсрочкой оплаты на несколько месяцев. А потом у них не было денег. Пришлось обращаться в суд. Чем крупнее компания, тем больше подводных камней».
Тем не менее, один из самых масштабных заказов «Беларуси» связан именно с бюджетным проектом. За шесть лет компания поставила администрации Красноярска более 200 автобусов Минского автозавода. Общая стоимость этих контрактов превышает миллиард рублей. «Может кто-то думает — о, классно, торговый дом «Беларусь» срубил денег. Просто люди не знают, сколько мы ходили в городскую администрацию, чтобы чиновники обратили внимание на белорусские автобусы. Мы с первого года существования компании проторили дорогу в департамент транспорта, предлагали технику МАЗ» - говорит Сергей Чибисов.
Возможно, и до сих пор бы ходили, и не было бы на красноярских улицах симпатичных зеленых автобусов. Но бизнесмену повезло. «Нам помогло то, что Норильск приобрел много минских автобусов. Господин Прохоров, как нам рассказывали в Норильском автотранспортном предприятии, купил сначала по одному автобусу в принципе всех марок - МАЗ, МAN, Мercedes, Volvo, Scania. И какое-то время они все ездили. По результатам эксплуатации всех этих автобусов выбрали МАЗ».
Излишне пояснять, почему машины, приглянувшиеся в Норильске, были обречены на лояльность высоких чиновников в Красноярске. Пробную поставку белорусских автобусов в краевой центр г-н Чибисов осуществил для «Бобрового лога» - детища «НорНикеля». А с 2007 г. город покупает для муниципального автобусного парка преимущественно МАЗы.
Впрочем, бизнесмен уверен, что и без «норильского везения» он бы рано или поздно начал бы продавать в городе минские автобусы. «В Кемерово, где никогда не было МАЗов, и не было Норильска, и не было никого, мы смогли же в прошлом году поставить 20 машин. Через тендер, через сложности, практически в убыток. Их министр транспорта звонил и матом на меня кричал — кому вы тут денег дали, что мы ваши МАЗы покупаем?! А мы просто подали заявку и выиграли. И, кстати, Кемеровская администрация с нами тоже рассчитывалась с опозданием, почти полгода».
В грязных ботинках
Отношения с поставщиками Сергей Чибисов строит примерно так же, как и с клиентами. Нельзя привязываться к одному предприятию: «Где-то кто-то кого-то не поймет, разругаемся - и всё». Поэтому «Беларусь» продает в Красноярске еще и продукцию Минского тракторного завода, фронтальные погрузчики концерна «Амкодор», белорусскую сельхозтехнику. Последняя, кстати, «вытянула» компанию в самые тяжелые месяцы кризиса-2008, когда встали продажи грузовиков.
А несколько лет назад г-н Чибисов «изменил» республике своего детства. И добавил в линейку своего бизнеса технику из дальнего зарубежья, получив дилерство MAN: « Мы долго очень притирались к ним, у них серьезные требования были по входу. Там диагностический компьютер только стоит миллион. Весь наш сервис вместе с людьми и запчастями стоил столько. Выложить миллион за диагностический компьютер... Теперь у нас их два. Третий заказали».
По оценкам бизнесмена, «Беларусь» за три года вошла в пятерку крупнейших дилеров MAN в России.
Расширяющуюся географию работы компании Сергей Чибисов намерен отобразить на своем детище прошлого года – игрушечной железной дороге, которую он сам спроектировал и сделал. Впрочем, игрушечной ее язык не поворачивается называть – всё как настоящее, только маленькое. Возле путей и в грузовых вагончиках – техника, которую продает «Беларусь». «Надо мне в дороге переделать кое-что. Я хочу, чтобы была в одном месте Германия стилизованная — там МАNы поставлю, в другом – Белоруссия с МАЗами, в третьем Япония — это HINO (еще одна марка, которую с 2011 г. представляет компания – прим. ред. ), ну и Сибирь» - этими планами бизнесмен делится с необычайным воодушевлением.
А вот долгосрочных планов насчет того, чтобы дети продолжали его дело, у г-на Чибисова нет. Говорит, хочет для них лучшей участи: «Только со стороны все кажется весело, задорно, вот интервью приехали брать, с губернатором где-то сфотографировался. А на самом деле - ботинки грязные, видите. Это я бродил по площадке и смотрел, не требуется ли какого то участия, хотя ничего не понимаю в строительстве домов. Да и в кабинет ко мне люди заходят не водки выпить, а с какой-то проблемой. Довольные клиенты не приходят. В общем, нервная работа, детям такого не пожелаешь».
Старшая дочь Сергея Полина все же поработала в его компании – летом, на каникулах замещала секретаря. «График с 8 до 5. Но мы утром можем иногда проспать или не сразу поехать на работу. Вот, она в первый день приехала с нами где-то часам к 10. Я говорю: «Секретарь, ты во сколько должна быть? Она мне: «Так вы ж не едете». «А не надо на нас ориентироваться» - отвечаю - «У тебя рабочий день начинается в 8. Автобусы сюда ходят». Все, она вставала, садилась на автобус и в 8 утра была здесь».
…Когда интервью закончилось, Сергей Чибисов пошел нас провожать. По пути заглянули в сервис-центр. Директор за руку поздоровался со всеми работниками – от души, не переживая, что у мужиков в ладони в мазуте. Судя по тому, что механики ничуть не удивились, это не было актом показного демократизма. Пожалуй, нет фальши и в этих словах бизнесмена: «Нам никто не помогает, никто ничего не дарит. В 90-е годы я был маленький, ни в каких переделах собственности не участвовал, все досталось не просто так, все, что есть — свое. Поэтому я очень бережно ко всему этому отношусь».
Алексей Машегов, Юлия Спирина.