Генеральный директор «СИАЛАВТО» Сергей Нощик уверен: все, что ты от себя отталкиваешь, обязательно к тебе вернется. Но всему свое время — он убедился в этом на собственном опыте.
Бизнес, в котором работает Сергей Нощик, с определенной долей условности подходит под определение «семейный». Хотя учредителями холдинга «СИАЛ» являются не только родственники Сергея, но в нем задействованы его дед, отец и дядя, на одной из руководящих должностей в «СИАЛ-АВТО» работает его двоюродный брат.
«Я понимаю, что главные источники дохода моей семьи сконцентрированы здесь. Значит, и я обязан в этом принимать участие. Хотя теоретически могу абстрагироваться от этого и переключиться на совершенно другой бизнес, были у меня и желания, и попытки», — признается г-н Нощик.
Но зачем переключаться, если меньше чем за три года он вывел стагнировавшее автоподразделение холдинга в тройку лидеров рынка?
От сумы и от тюрьмы
Сергею Нощику, конечно, очень повезло изначально. В его истории нет простых родителей с завода и иных атрибутов «селфмэнмейдерства» по-русски. Но завод есть. Дед Сергея Александр Кузнецов был основателем и первым гендиректором КраМЗа, отец — Александр Нощик — возглавлял это предприятие 14 лет, вплоть до 2001 г.
«Я в детстве практически их не видел, разве что на семейных мероприятиях. Но видел отношение к ним других людей. От отца и деда я всегда получал стимул быть по жизни человеком не хуже, чем они. Я убежден, что они обладают беспрецедентными знаниями. И я благодарен судьбе, что у меня есть возможность общаться на такие темы с такими людьми», — рассказывает руководитель «СИАЛАВТО».
Впрочем, его юность не обошлась без протестных настроений.
«Я и в школе, и в университете был уверен, что никогда не пойду по стопам родственников, это мне не было близко. Но в итоге получилось, как в пословице «От сумы и от тюрьмы не зарекайся». Все, что ты от себя отталкиваешь, сто процентов, потом к тебе вернется, — уверен г-н Нощик. — У меня в жизни эта цикличность есть. Все, что я считал неинтересным, потом становилось чуть ли не любимым делом».
По образованию Сергей Нощик — юрист. Говорит, выбрал юрфак «по щелчку пальца»: «Накануне 11 класса, когда нужно было определяться с подготовительными курсами, я шел с другом. «Куда будешь поступать?» — «В КГУ, на юридический». — «Классно. Давай я тоже». Самое интересное, я все пять лет учебы знал, что юристом никогда не буду. Но понимал, что юриспруденция как наука и специализация пригодна для любой сферы».
Первое подтверждение пословицы о том, что не надо зарекаться, случилось сразу после вуза. Сергей год отработал в Москве — именно юристом. А потом понял, что жить в столице дальше не хочет, и вернулся в Красноярск: «Кроме того, было огромное желание поработать в одной структуре со своим отцом. Я не понимал, почему трачу время не на свою компанию, не на себя, грубо говоря».
Не соскочил
Сейчас большую часть, до 90%, своего рабочего времени Сергей Нощик тратит на общение с подчиненными — коллегами. Тому, что в этом и состоит основная функция управленца, его когда-то научил отец. Сергей, конечно, не поверил. Но жизнь убедила.
- Общение может быть разное — совещания, постановка и корректировка задач, контроль исполнения, проведение семинаров и т.д. А начинать надо с собеседований, чтобы понимать, кого ты на работу принимаешь, — рассуждает бизнесмен. — У нас в компании работают 230 человек, и я собеседовал практически всех. Бывают, конечно, моменты, связанные с моим отсутствием — я в командировке, отпуске, заболел. В случае очень острой необходимости принять сотрудника я пообщаюсь с людьми, которые его рекомендовали, в телефонном режиме, и человека возьмем на испытательный срок, чтобы потом все же лично с ним познакомиться».
В кабинете директора «СИАЛАВТО» большой экран. На него выведены одновременно картинки с десятка камер, установленных в торговых и сервисных помещениях компании.
- Переключаюсь постоянно — всевидящее око, Большой Брат, все знают, что я всегда все вижу», — улыбается г-н Нощик. А когда он возглавил компанию в 2010 г., было не до смеха. Автомобильное подразделение холдинга СИАЛ (дилер марок Renault, Citroen, KIA) переживало не лучшие времена. Во-первых, на рынке еще сохранялись признаки кризиса, во-вторых, накопилось множество внутренних проблем. «Отзывы о компании у клиентов были крайне негативные. Структура деятельности и взаимоотношения с дистрибьюцией требовали кардинальных изменений, — вспоминает г-н Нощик.
Но эти вызовы его не пугали. К тому моменту молодой топ-менеджер уже научился справляться с новыми для себя задачами. Когда Сергей Нощик впервые вошел в «семейный бизнес» — после возвращения из столицы — его отец был увлечен идеей создания нового производства. В Дивногорске открывался завод по выпуску алюминиевых дисков для автомобилей «СКАД». Сергея назначили юрисконсультом предприятия, существовавшего пока только на бумаге. Помимо юридических вопросов, он погрузился во внешнеэкономические аспекты деятельности компании. С этого момента, говорит Сергей Нощик, в нем и начали прорезаться первые ростки управленца:
«Мы ездили по различным заводам — производителям оборудования, много у меня было взаимоотношений с таможенными органами. Завод был построен, по сути, за год, и, когда мы начали производить продукцию, я стал начальником юридического отдела, сфера моей ответственности и полномочий расширилась».
После двух лет на этой должности Сергей «завязал» с юриспруденцией и дебютировал в коммерции. Владельцы «СКАДа» решили создать собственное розничное подразделение и сервисный центр в Дивногорске. До этого предприятие с розницей не работало.
«Это был реальный стартап. Дали здание, сказали: «Надо сделать». И я начал делать. Абсолютно не понимал, как и что, это было для меня безумно тяжело — и морально, и физически. Много раз хотелось соскочить, бросить все, убежать, закрыть глаза, закричать: «Ай-яй-яй, мне это вообще не надо, лучше я пойду пирожки продавать». Но я все-таки амбициозный человек, я не люблю проигрывать, не люблю, когда у меня плохие результаты. Не соскочил. Но тогда у меня реально поменялось мировоззрение».
Запущенный Сергеем проект работает до сих пор — практически в том же виде, в каком был создан. Хотя он оказался далек от идеала, г-н Нощик не стесняется признать свою ошибку.
«Меня тогда очень интересовали розничные продажи автоколес, шин и запчастей, потому что мне был близок сам продукт, и направление техосмотра автомобилей. Но абсолютно не мое было сервисное обслуживание машин. Я вообще не понимал, что это. И сразу скажу — хуже всего было сделано именно это. Все прекрасно работало — розница, ТО, а сервис у нас несколько раз умирал, мы его реанимировали, набирали других людей, и постоянно были какие-то проблемы. Я тогда считал, что никогда в жизни не буду работать в сервисе по обслуживанию автомобилей. И кто я сейчас?»
Сейчас компания Сергея Нощика занимает 12% местного рынка продаж новых иномарок. И сервисному направлению в ней уделяется более чем пристальное внимание. Просто всему свое время — и это одно из главных бизнес-правил г-на Нощика.
Старт из минуса
А другой его принцип — полагаться на свою интуицию: «Интуитивные решения —
самые быстрые. А в нашей сфере скорость реакции важна: делая вывод только на основании расчетов экономистов, ты упускаешь время, а значит, и возможности. Я своей интуиции доверяю, она меня практически не подводит».
Первые полгода во главе «СИАЛАВТО» Сергею пришлось принимать много решений: и важных, и быстрых, и непопулярных. К слову, эти шесть месяцев он был на испытательном сроке. Новый руководитель сосредоточился на трех ключевых задачах. Во-первых, стал скрупулезно собирать команду, отсеивая людей, не готовых к переменам в компании. Осталось лишь несколько сотрудников на ключевых должностях — в этих кадрах г-н Нощик был уверен полностью. Окончательно процесс замены персонала завершился через два года.
Другой приоритетной целью стало выстраивание отношений с импортерами автомобилей: «От того, как к тебе относится дистрибьютор, зависит очень многое — будет ли он с тобой разговаривать как с равным, будет ли на выгодных для тебя условиях отгружать автомобили или запчасти, давать льготы, закрывать глаза на какие-то вопросы».
И третья цель, которую поставил перед собой и «СИАЛАВТО» Сергей Нощик, — создать образ совершенно другой компании. «Когда бизнес строится с нуля, у клиента нет никакого восприятия — ни позитивного, ни негативного, они просто будут оценивать каждый твой шаг. А когда ты приходишь в компанию, где есть некий негативный опыт восприятия клиентов, тебе приходится работать с минусового положения», — замечает бизнесмен. Тогда в «СИАЛАВТО» не было структуры, работающей с клиентами и регулирующей различные конфликтные ситуации. Почти все вопросы, возражения, претензии покупателей шли лично через Сергея. Говорит, времени на это уходила масса. Сейчас такая служба в компании есть, и директор сосредоточен на воспитании своих сотрудников. «Я и продавцов, и работников сервиса учу: если клиент обратился к тебе с потребностью, сделай так, чтобы эту потребность удовлетворить. Необязательно что-то продать, хотя бы просто поговори с человеком. Удели ему внимание, потом это тебе воздастся — когда у него возникнет необходимость купить или отремонтировать машину, он обратится к тебе как к специалисту или просто хорошему парню или хорошей девушке. Я стараюсь таким образом всех в компании настраивать».
Мыслить в маркетинговом ключе Сергей Нощик научился на заводе «СКАД». Там он успел поработать еще и замом директора по маркетингу. Это тоже был своего рода стартап.
«Никакого маркетинга на предприятии и в помине не было. Я начал набирать людей, сам стал учиться, по крупицам собирал информацию. Были контакты с маркетологами в европейских компаниях, с которыми работал «СКАД». Общаясь с ними, я понял, как важен для бизнеса маркетинг, и сейчас в структуре, которую я возглавляю, очень многое на нем завязано».
Везет — часто
В 2008 году холдинг «СИАЛ» вышел из числа учредителей «СКАДа». Но Сергей Нощик остался на заводе. И снова, как и в московской своей «командировке», год был вне «семейного» бизнеса: «Мне, в общем, нравилась эта работа, и я не посчитал, что мне надо сразу уходить». К тому моменту он стал коммерческим директором предприятия. «СКАД» активно работал на первичный рынок, и Сергей впервые столкнулся с производителями автомобилей: «Это те же самые люди, с которыми я работаю сейчас. Тогда они только зашли в Россию и начали строить автозаводы, а теперь через дилерские сети они эти машины распространяют. Я тогда получил некий инсайдерский опыт, увидел, как они общаются со своими партнерами, поставщиками, дистрибьюторами. Естественно, в дальнейшем мне это помогло».
Пройдя вместе со «СКАДом» через пик кризиса, Сергей Нощик все же решил замкнуть свой очередной жизненный цикл. И пришел в «СИАЛ». В холдинге в то время озадачились консолидацией коммерческой деятельности металлургического и автомобильного бизнесов. Нужна была фигура, способная объединить эти векторы. Около полугода Сергей этим занимался, а потом взялся за автоподразделение. Что было дальше, вы уже знаете. Стоит лишь добавить, что собственники «СИАЛа» в итоге отказались от единого центра управления холдингом, разделив его на две группы компаний — «СИАЛМЕТ» и «СИАЛАВТО». Таким образом, Сергей Нощик как генеральный директор управляющей компании стал полностью курировать автобизнес холдинга.
В прошлом году «СИАЛАВТО» боролся за право получить второе в городе дилерство Nissan. Не получилось.
«Хочется сказать, что я это легко пережил. Но это не так. Конечно, было неприятно. Но я уверен, что мы, и я лично, сделали все, что могли. На тот момент наш конкурент оказался сильнее, это надо принять», — г-н Нощик философски относится и к этому проигрышу, и к другим неудачам, которые случаются в бизнесе. Успех своей компании в те годы, когда он встал у руля, бизнесмен тоже объясняет взвешенно, без эмоций и пафоса, но и без лишней скромности. Говорит, главное — когда вся команда занимается тем, чем нравится, и постоянно наращивает компетенции. Велика роль внешних факторов, прежде всего, сбалансированного портфеля брендов, в котором стабильно популярный в России Renault, нишевой Citroen и бурно прогрессирующий KIA (кстати, сам Сергей Нощик ездит на KIA Quoris). И, конечно, нужно, чтобы везло. «А мне везет часто», — признается бизнесмен.
В ближайших планах «СИАЛАВТО» освоение имеющегося у компании земельного участка возле уже действующих автоцентров. Там есть куда развиваться. А второе направление роста — вход в малые города края. Сейчас компания ведет переговоры об этом с импортерами автомобилей. Об этом и о прочих задачах и проблемах своего бизнеса Сергей Нощик думает с 8 утра до позднего вечера. Но работает только пять дней в неделю. Это принципиальная позиция — стараться не работать в выходные. Суббота и воскресенье — время для семьи. В мае этого года Сергей во второй раз стал папой.
Единственное, чего хочется пожелать этому счастливому, состоявшемуся человеку — чтобы дети уважали его не меньше, чем он своего отца, а видели — чаще.
Алексей Машегов, Наталья Повольнова
Фото из личного архива Сергея Нощика и Ильи Матушкина
Наша справка:
Сергей Нощик, генеральный директор ГК «СИАЛАВТО»
Родился 6 февраля 1979 г. в Красноярске.
Образование:
1996-2001 гг. — Красноярский государственный университет, юридический факультет.
Карьера:
2001 г. — юрист в компании «Крамос Инжинеринг» (Москва).
С 2002 г. работал на литейно-механическом заводе «СКАД» юрисконсультом, директором торгово-сервисного центра, заместителем генерального директора по маркетингу, коммерческим директором.
2009-2010 гг. — коммерческий директор УК «СИАЛ».
С 2010 г. — генеральный директор ГК «СИАЛАВТО».
Семья: женат, двое детей.
Хобби: автомобили, сноуборд, горные лыжи, путешествия.