Меню

Шаг вперед в результате «пинка»: итоги-2017 для ритейла Красноярска

Не развиваясь количественно – объем рынка, так же, как и число игроков – не растет, ритейл проходит этап серьезных качественных изменений.

Председатель совета директоров ГК «Командор» Олег Сипетый уверен, взросление рынка – это, в первую очередь, взаимодействие с потребителем на уровне его ценностей, а не цены товара. 
 
Итоги
Главный итог 2017 года для ритейла – рынок в целом не растет, но внутри рынка идет перераспределение позиций: одни игроки укрупняются, другие уходят. Крупный региональный ритейл живет по этим же, общим для всей России правилам – идти своим путем сегодня могут лишь специалитеты, пекарня или мясной магазин. Мое мнение – эта тенденция со знаком «плюс». Ритейл становится технологичнее, требования покупателя растут по экспоненте – обеспечить все это могут только компании с большим товарооборотом. В отличие от Запада, консолидация рынка, как правило, идет по пути поглощения мелких игроков, а не кооперации сетей друг с другом. Но не всегда – нам ближе как раз второй вариант: укрупнение через взаимодействие с местными поставщиками и сетями из других регионов. В рамках этой стратегии в 2017 году были налажены связи с несколькими сетями, расширен наш распределительный центр.
 
На смену исчерпавшему себя тренду «мега-скидки и промо», приходит персонификация. То, что продавать товар «за полцены» невыгодно, понимали все – производители, ритейлеры, логистические компании. Осознание того, насколько сильно это бьет по тебе же, пришло только со временем – цепочка работает вхолостую, ничего не зарабатывая. Сейчас каждое из звеньев ищет возможности от этого уйти. Индивидуальные предложения конкретному человеку – тренд, обещающий стать одним из драйверов рынка. Чем больше информации будут накапливать ритейлеры не о группе покупателей, условно «средний+», а о конкретном человеке, тем более точными станут предложения. 
 
Гибридная торговля – слияние оффлайна и онлайна – может стать для рынка настоящей революцией. Первые эксперименты за рубежом настолько удачны, что не оставляют ритейлерам выбора – этого хочет покупатель. Движение к тому, чтобы магазин «переехал» в гаджет человека, уже началось. Крупные торговые площадки в онлайне покупают оффлайн-магазины и наоборот. Сомнений в том, что нужно развивать онлайн, у нас практически нет, как это делать – будем думать в следующем году.
 
 
Ритейл учится разговаривать с покупателем не на уровне цены, а на уровне его ценностей. Экономия времени, здоровье, информированность о товаре, сопричастность – тот, кто быстрее выстроит контакт по этим базовым приоритетам, останется на рынке и будет развиваться. Во многом, это игра в «Крокодила», когда по первым жестам пытаешься понять, что важно для покупателя именно сегодня – предпочтения меняются; их надо мгновенно почувствовать и быстро создать нужное предложение. Смещение фокуса с цены на ценности – это взросление рынка, качественный рост, который всегда приходит на смену росту количественному. Замедление роста формата дискаунтера и увеличение супермаркетов, магазинов у дома – лишнее тому подтверждение. Да, взросление во многом вынужденное, но шаг вперед – это, порой, результат хорошего пинка. 
 
Прогнозы 
Базовый сценарий на будущий год – незначительное снижение или рост рынка в объеме, 3-4% – максимум. В «минус» или «плюс» качнется маятник, зависит даже не от доходов, а от настроения потребителя. Продолжится перераспределение рынка между оставшимися участниками – слабые игроки будут уходить.Оснований для оптимистичного сценария – уверенного и быстрого роста ритейла сегодня нет, но год будет достаточно стабильным, если не прилетит никаких «черных лебедей».