Меню

Собственники выбирают молодых топ-менеджеров

экспертыЕкатерина Алтаева генеральный продюсер телекомпании «7 Канал» Валерий Богомаз генеральный директор ПЦ «Окно» Александр Василовский генеральный директор ГК «Скит» Антон Глушков директ

Перед собственниками, решившими отдать оперативное управление бизнесом в руки наемных топов, неизбежно встает вопрос: кому доверить дело — молодому менеджеру или опытному управленцу. По словам красноярских специалистов кадрового рынка, около 65% владельцев бизнеса выбирают молодых топов. Свою неопытность молодежь компенсирует работоспособностью, креативом и способностью принимать нестандартные решения.

эксперты
Екатерина Алтаева
генеральный продюсер телекомпании «7 Канал»
Валерий Богомаз
генеральный директор ПЦ «Окно»
Александр Василовский
генеральный директор ГК «Скит»
Антон Глушков
директор по развитию компании «Культбытстрой»
Николай Колесников
директор компании «Локомотив-Красноярск»
Нина Корнеева
директор агентства «Докерт Юкон»
Иван Лукьянчиков
генеральный директор компании «Чистая вода Сибири»
Сергей Сальников
партнер компании «Финансовые технологии»
Наталья Фещенко
руководитель отдела рекрутинга агентства «КАД рекрутинг»
Сергей Чулков
генеральный директор компании «Милко»

Генеральный директор производственного центра «Окно» Валерий Богомаз уже не один год ищет топ-менеджера в свою компанию. «Я, как собственник, морально готов отдать оперативное управление в руки наемного менеджера. Проблема в том, что у меня нет четких критериев для выбора такого специалиста. Молодость хороша своей активностью, зрелость — рассудительностью», — признается г-н Богомаз.

Топовый резерв Красноярска — 70 управленцев
По мнению директора кадрового агентства «Докерт Юкон» Нины Корнеевой, найти совершенного специалиста собственнику вряд ли удастся. Выбор наемного топа — это компромиссное решение. Собственнику неизбежно придется выбирать между молодым менеджером, обладающим новыми знаниями, гибким, способным на нестандартные, а порой и опрометчивые шаги, и опытным, имеющим уже сформировавшуюся систему стереотипов управленцем.
Партнер компании «Финансовые технологии» Сергей Сальников, приглашенный собственником одного из местных издательских домов для оперативного управления, обнаружил, что в компании отсутствовал нормальный документооборот. Бумаги передавались сотрудникам без регистрации и подписи. Исправления в документы вносились даже по телефонному звонку. Это катастрофа для компании, решил г-н Сальников и стал наводить порядок. Выполнение «опытными» работниками, казалось бы, простейших правил потребовало колоссальных усилий руководителя. Сергей Сальников: «В итоге с некоторыми сотрудниками пришлось расстаться — их наработанная практика мешала по-новому посмотреть на свое дело. Я понял: опыт не всегда полезен».
Среди факторов, которые останавливают некоторых собственников при выборе молодых топов,  их высокие амбиции. «Проблема в том, что у большинства кандидатов эти амбиции ничем не подкреплены. Высшего образования и умения эффектно себя подать недостаточно для управленца», — заявил генеральный директор ГК «Скит» Александр Василовский.
Нина Корнеева: «По гамбургскому счету, «золотой» топовый кадровый резерв управленцев до 30 лет у нас невелик. Моя оценка — таких «звездочек» в Красноярске 50-70».
Сами молодые менеджеры готовы спорить с мнением старших коллег в отношении высоких амбиций. Например, генеральный директор компании «Милко» Сергей Чулков, прошедший путь от оператора цеха, начальника производства до руководителя компании, не считает их недостатком молодого управленца. «Без амбиций нет роста», — уверен г-н Чулков.
Другая претензия, которую «старички» высказывают в адрес молодых топов, — они с трудом выстраивают отношения со старшими и опытными коллегами. «Молодежь» с этим согласна. «Когда в 25 лет приходишь руководить сорокалетними мужчинами, которые всю свою сознательную жизнь проработали в этой отрасли и на этом предприятии, первую их реакцию предугадать несложно — «тебя кто сюда звал, молодежь зеленая?..», — рассказывает директор по развитию компании «Культбытстрой» Антон Глушков. В этой ситуации, по его мнению, очень важно не впасть в крайности: панибратство или диктат.
Сергей Сальников, возглавлявший в 27 лет дирекцию по развитию одной из красноярских оптово-розничных компаний, не скрывает, что «обжегся» на тоталитарном стиле управления. «Если относиться к людям в духе «я начальник, ты дурак», никакой работы не будет. Я поначалу этого не понимал. А с людьми надо по-человечески. Сейчас я больше половины времени провожу в беседах — обучаю, критикую или просто по душам разговариваю. Это важно», — убежден г-н Сальников. На продуктивности общения с подчиненными настаивает и г-н Чулков. По его мнению, это особенно необходимо, когда перед руководителем поставлена командообразующая задача.
Рекрутеры считают, что молодым женщинам-руководителям проще выстроить отношения с коллективом «по-человечески». Они тоньше и острее чувствуют ситуацию, более гибко выстраивают коммуникации. Генеральный продюсер телекомпании «7 канал» Екатерина Алтаева, начавшая управленческую карьеру в 24 года, рассказала, что за 6 лет «директорской» практики ни один сотрудник не вышел из ее кабинета, хлопнув дверью. «Я считаю, надо уметь договариваться. Уметь слышать своих подчиненных и, если требуется, пойти на компромисс», — рассказала г-жа Алтаева.
Для того чтобы молодого управленца подчиненные начали воспринимать всерьез, по мнению Антона Глушкова, важно быть компетентным в той сфере, в которой осуществляешь руководство. «Я уверен, молодой топ в коллективе, в первую очередь, может завоевать авторитет с помощью своих знаний. Для этого приходится постоянно учиться и много работать», — делится опытом г-н Глушков.
Не повредят знания и в общении с партнерами, которые не менее настороженно относятся к молодым топ-менеджерам. По словам генерального директора компании «Чистая вода Сибири» Ивана Лукьянчикова, люди по другую сторону переговорного стола изначально не воспринимают молодого топа как равного. У новоиспеченных руководителей нет влияния в бизнес-сообществе, а это увеличивает риски при проведении переговоров. Каждому новому партнеру, по откровенному признанию одного из молодых руководителей, приходится доказывать, «что ты не осел».
Как утверждают специалисты по подбору персонала, смущает собственников и проблема «роста» молодых топов. Набираясь опыта, делая узнаваемым свое имя, молодые топ-менеджеры часто перестают довольствоваться занимаемым положением. В этой ситуации прозрачна перспектива роста лишь у топов крупных федеральных компаний, имеющих филиальные сети. Ротация кадров в таких компаниях — обычная практика, следовательно, выросшие топы имеют все шансы на управление более крупными подразделениями. Перед «подросшими» менеджерами местных компаний неизбежно встанет стратегическая дилемма: продолжать карьеру в качестве наемного управленца или открывать собственное дело. На открытом кадровом рынке, по словам Нины Корнеевой, удовлетворяющие «акселератов» предложения появляются довольно редко. Большинство опрошенных «ДК» топов не скрывают: их задача — как можно быстрее капитализировать собственное имя. Увеличивая свои оборотные средства, набираясь опыта в управлении, они задумываются об открытии собственного бизнеса. «Заработав достаточное количество средств, хотелось бы начать свое дело. Совсем не обязательно, что это будет та сфера, в которой я работаю сейчас», — поделился своими планами Иван Лукьянчиков.
Молодежь не боится экспериментов
Безусловный плюс молодого менеджера, по мнению Валерия Богомаза, — отсутствие стереотипов, которыми отягощены опытные управленцы. Молодежь более креативна, она фонтанирует нестандартными идеями. Например, в прошлом году 27-летний гендиректор компании «Чистая вода Сибири», озадаченный тем, как резко повысить продажи на конкурентном рынке бутылированной воды, вместе с коллективом придумал акцию «Обменяй электрочайник на кулер». По словам Ивана Лукьянчикова, у красноярцев в ход пошли даже советские электрочайники со съемными шнурами. В отделе продаж компании образовалась настоящая «чайная» гора, ежедневный рост которой наблюдали клиенты. Одновременно акция выполнила и задачу повышения лояльности к компании со стороны потребителей. В итоге продажи в период проведения нестандартного мероприятия выросли на 45%.
Молодежь не боится экспериментировать, в частности, активно использует маркетинговый прием нейминг. Благодаря этой смелости в Красноярске появились торговые марки «Простоквашино», «Френди» (компания «Милко»), «Славянка» (компания «Вентокальдо) и т.д. Новая, более креативная, по убеждению Екатерины Алтаевой, программная политика на «Семерке» позволила за последний год увеличить доходы от продаж рекламы на канале в два раза.
Директор компании «Локомотив-Красноярск» Николай Колесников отметил еще одно выгодное отличие молодых управленцев — новые знания. «Молодежь как губка впитывает все новое, к тому же у нее за спиной базовые знания по современной экономике, это помогает ей быстрее реагировать на изменения на рынке», — считает г-н Колесников. Более того, молодые топ-менеджеры, по словам собственников, повально увлечены дополнительным образованием. Большинство опрошенных «ДК» молодых управленцев имеют два высших образования, они постоянно повышают квалификацию, например, Екатерина Алтаева сейчас обновляет свои знания по менеджменту в МГУ, Антон Глушков в прошлом году защитил кандидатскую и т.д. Молодые топы — обязательные участники всех «хитовых» тренингов и семинаров.
Есть у молодости и еще одно неоспоримое преимущество — работоспособность. «Молодежь энергична, физически вынослива — для бурно развивающегося бизнеса это немаловажно», — подчеркнул Александр Василовский. Молодые топы чаще всего проводят вечера в офисе за компьютером, при необходимости они готовы работать и в выходные. «В новогодние праздники большинство горожан отдыхали почти декаду, молодой коллектив «Чистой воды Сибири» был на работе уже второго января», — рассказал Иван Лукьянчиков. Кроме того, они легки на подъем: еще сегодня директор компании был в Красноярске, завтра он в Козульке, послезавтра — в Москве — и так по несколько раз в месяц.
По словам руководителя отдела рекрутинга агентства «КАД рекрутинг» Натальи Фещенко, большинство работодателей, занятых поиском топов, взвешивая все «за» и «против», делают выбор в пользу молодости. «Около 60-65% руководителей местных и федеральных компаний, имеющих представительства в Красноярске, устанавливают для соискателей управленческих должностей возрастной ценз. Они особо требовательны к верхней его границе, которая не должна превышать 35 лет. Средний возраст, требуемый для соискателей топ-вакансий, — 28-32». Александр Василовский: «Молодость управленца меня не пугает. Я готов взять на руководящую должность хоть 20-летнего, главное, чтобы он хотел много и эффективно работать».
Точное число молодых кандидатов, желающих получить топовые должности, назвать невозможно: красноярские специалисты по подбору персонала не ведут единой статистики. «По результатам анализа работы за 2005 г. «Докерт Юкон», молодых соискателей управленческих должностей в десятки раз больше, чем самих вакансий. А это благоприятная ситуация для собственников, готовых передать управление своим бизнесом в руки наемных топов», — резюмировала г-жа Корнеева.