Меню

Стартап «под Универсиаду» превращает бизнесмена в Ждуна

Стартап, созданный для Универсиады – удачная идея для мощного старта в бизнес, или пустая трата времени, сил и денег? Мнение Андрея Шевелева, бизнес-ангела, основателя акселератора «300 Стартапов».

«Универсиада как трамплин для запуска бизнеса» — за последние несколько лет этот аргумент я слышал не единожды от десятка стартаперов. И каждого из них приходилось приземлять: 

Универсиада длится 10 дней. Ты одномоментно заработаешь какие-то деньги, а что потом?». Стартап, созданный «под Универсиаду» или любое другое событие, — это история, которую нельзя масштабировать в большой бизнес. Но, как и любой другой проект, такой бизнес требует времени, усилий и, по сути, превращает бизнесмена в Ждуна. Вместо того чтобы проверять гипотезы относительно развития проекта, искать бизнес-модель, нарабатывать пул клиентов и оттачивать для них ценностное предложение, стартап ждет Универсиаду как манну небесную.

В свое время в составе делегации «Фонда развития интернет-инициатив» с проектом туристического интернет-аукциона «Турбазар» я участвовал во встрече с Владимиром Путиным. О проекте рассказали все федеральные каналы — бесплатный пиар, эйфория. Без каких-либо усилий с нашей стороны продажи резко пошли вверх — команда расслабилась.

Вместо того чтобы проверять гипотезы и увеличивать ценность для клиента, мы снимали сливки с «халявной» рекламы и потеряли полгода жизни. Да, это опыт, и хорошо, что он был. Но если говорить о построении бизнеса, шесть месяцев жизни ушли в пустоту. Свалившаяся на голову манна небесная и краткосрочный успех свернули нас с пути развития. Стартапы, которые создаются под Универсиаду, могут попасть в такую же ловушку: собрать сливки, но после им неизбежно придется начинать с нуля. Опять искать своего клиента, прорабатывать для него ценностное предложение, думать над бизнес-моделью — хотя это нужно было делать безо всяких оглядок на Универсиаду.

Как житель города не имею ничего против этого спортивного события — как минимум плюс для инфраструктуры и спортивных болельщиков. Но как бизнесмен и инвестор понимаю, что Универсиада путает карты тем, кто начинает новый проект. 

Одни падки на хайп: «Все пытаются вскочить в «поезд» Универсиады, и мне надо!», другие слепо доверяют навязанному мнению о том, что Универсиада — это возможности для запуска бизнеса. Это ложный посыл! Тем, кто говорит о «возможностях», задам лишь один вопрос: «Приведите пример?». Что такое Универсиада? Какое-то количество иностранцев, которые приезжают в город: днем они на соревнованиях, вечером — в барах и ресторанах. Даже более масштабные события, Олимпиада в Сочи и чемпионат мира по футболу, не стали стартовой площадкой для появления звездных бизнес-историй. Бизнес, монетизирующий бренд «Сибирь», уже работает — этот поезд уже ушел. Для каких еще новых проектов Универсиада может стать благодатной почвой?

Стартап нельзя сравнивать с работающим бизнесом!

 
Универсиада, как и любая другая «событийка», — это возможности для уже работающего бизнеса: рестораторов, отельеров, строителей. Когда деньги «лежат под ногами», за ними обязательно надо наклониться: грех не воспользоваться моментом и заработать как можно больше. Но нельзя сравнивать бизнес работающий и бизнес новый. У первого есть репутация, клиенты, понимание своего места на рынке. У второго нет ничего: чтобы вырастить идею в бизнес, он должен проверить десяток гипотез — бежать так, чтобы земля под ногами горела, а не ждать заветной даты. Стартапер, планирующий «выстрелить» именно за счет Универсиады, рискует стать халифом на час.
 

Ошибочно строить новый проект вокруг краткосрочного всплеска клиентской активности: Универсиада закончится, а вместе с ней закончится и бизнес. Хорошая бизнес-история, тем более во время эры digital — это история, в которой есть ценность и масштаб. История, способная расти и зарабатывать без привязки к событиям.