Меню

Страховщики начали охоту за мошенниками

эксперты Алексей Алгазин генеральный директор «Центра страхового права» (Омск), эксперт Всероссийского союза страховщиков, автор сайта по борьбе со страховым мошенничеством ANTIOBMAN.RU Игорь А

Красноярские страховщики бьют тревогу: за последние два года число страхователей-аферистов на их рынке увеличилось минимум вдвое. Мошенники ради получения страховых выплат подтасовывают факты автоаварий, подделывают справки и даже вступают в сговор со страховыми агентами. В этой ситуации страховые компании (СК) разрабатывают свои способы защиты. Эксперты уверены: чтобы снизить число фальсифицированных дел, страховщикам надо лоббировать свои поправки в законодательство.

эксперты
Алексей Алгазин
генеральный директор «Центра страхового права» (Омск), эксперт Всероссийского союза страховщиков, автор сайта по борьбе со страховым мошенничеством ANTIOBMAN.RU
Игорь Афанасьев
директор Красноярского филиала компании «АльфаСтрахование»
Геннадий Дрозд
директор Красноярского филиала «Первой страховой компании»
Владимир Петров
заместитель генерального директора по правовым и специальным вопросам ЗАО СО «Надежда»
Валерий Ревкуц
генеральный директор СК «Возрождение», председатель Сибирской ассоциации страховщиков

«Лет десять назад один из местных бизнесменов заключил договор страхования от несчастного случая сразу с десятком страховщиков. А через неделю после сделки принес во все компании медицинскую справку о травме головы. Доказать, что сотрясения мозга у него нет, никто не мог. В результате ловкач получил выплату в большинстве компаний, и у нас в том числе», — вспоминает генеральный директор СК «Возрождение», председатель Сибирской ассоциации страховщиков ВАЛЕРИЙ РЕВКУЦ. Тогда, по словам аналитика, такой случай на страховом рынке был скорее исключением, чем правилом. «Сейчас страховые мошенники стали намного виртуознее, и липовые медицинские справки далеко не верх их искусства. По нашим оценкам, ежегодно страховщики отдают около 10% всех страховых выплат аферистам. Цифры огромные: если в прошлом году СК Красноярского края только по автогражданке выплатили около 1,5 млрд рублей, получается, что из этой суммы в карман мошенников ушло 150 млн рублей», — подсчитал Валерий Ревкуц.
  
Липовые страховые агенты — главные враги СК
Генеральный директор «Центра страхового права» (г. Омск), эксперт Всероссийского союза страховщиков, автор сайта по борьбе со страховым мошенничеством ANTIOBMAN.RU АЛЕКСЕЙ АЛГАЗИН считает, что мошенников-страхователей еще больше, чем предположил Валерий Ревкуц: «По нашим оценкам, сегодня каждый четвертый страховой случай из десяти обладает признаками страхового мошенничества. Еще два года назад статистика была более оптимистичной. Мы подсчитали: тогда каждый восьмой случай обладал признаками аферы или завышенной претензией, когда страхователь пытался получить страховку на большие суммы, чем ему полагалось», — вспоминает г-н Алгазин.

Эксперты отмечают, что сегодня обмануть страховщиков готовы как рядовые страхователи, так и профессиональные преступные группы. ВЛАДИМИР ПЕТРОВ, заместитель генерального директора по правовым и специальным вопросам ЗАО СО «Надежда»: «Первая категория — дилетанты-одиночки — встречается очень часто. Обычно это люди, которые уже после аварии пытаются задним числом застраховать машину или же просто завышают стоимость своего авто. Со второй все сложнее. Профессиональные преступные группы зарабатывают большие деньги на страховой фальсификации. Здесь в ход идет все — от инсценирования угонов и пожаров до подкупа сотрудников ГАИ». Г-н Петров вспоминает, что за последние несколько лет в Красноярске была выявлена всего одна такая организованная преступная группа: «В 2006 году была поймана группа из 12 человек. Она специализировалась на автомошенничестве и обманула страховщиков на сумму более миллиона рублей. Мы от этой банды пострадали на 250 тысяч рублей». 

К указанным категориям мошенников Алексей Алгазин добавляет еще одну, на его взгляд, самую опасную, — сотрудники страховой компании. «Около 70% случаев страховой фальсификации происходят в результате сговора преступников со страховыми агентами. Это одна из самых распространенных категорий. Каждый второй агент в компании готов за определенную сумму стать предателем. Нередко они устраиваются, чтобы заключить одну единственную сделку на крупную сумму, и потом сразу увольняются. Когда руководство предприятия уже понимает, что случилось, наказывать уже некого», — рассказал г-н Алгазин. Директор Красноярского филиала компании «АльфаСтрахование» ИГОРЬ АФАНАСЬЕВ, добавляет, что именно последнюю группу мошенников трудно вычислить сразу: «Страховой компании очень сложно при устройстве на работу проверить каждого агента. Мы замечаем подвох, только когда у одного сотрудника статистика страховых выплат начинает зашкаливать. Но и здесь предъявить что-то агенту непросто. Это же может быть просто стечение обстоятельств, а не намеренный шаг».

ОСАГО подталкивает страхователей к мошенничеству 

Основной причиной всплеска мошенничества, считают участники рынка, стало появление обязательных видов страхования. По словам Владимира Петрова, в первую очередь, росту страхового мошенничества способствовал Закон об ОСАГО (обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств). Данные «Центра правовой защиты» свидетельствуют: сегодня на долю ОСАГО приходится около 80% всех страховых афер. Владимир Петров: «Если сначала, когда только ввели этот закон, народ к нему присматривался, то уже в 2006-2007 годах стал искать лазейки, способы обмана страховой компании. Поэтому именно на этот период приходится основной рост фальсифицированных дел». С экспертом соглашается ГЕННАДИЙ ДРОЗД, директор Красноярского филиала «Первой страховой компании»: «Мошенничество в других сегментах нашего рынка, например, в имущественном страховании или в страховании жизни, сегодня редкость. У нас такие случаи можно пересчитать по пальцам».

Как рассказал Алексей Алгазин, мошенников в ОСАГО привлекает большая финансовая емкость этого сегмента: «Страхование гражданской ответственности владельцев транспорта сделали обязательным для всех. Поэтому получилось, что по сумме выплат оно побило все рекорды. В некоторых регионах ОСАГО в несколько раз обогнало выплаты по страхованию имущества и жизни. Такие огромные денежные потоки не могли не привлечь аферистов». 

Специалисты называют еще одну причину процветания мошенничества на страховом рынке — ментальность русского человека. Алексей Алгазин: «В России обмануть буржуя-страховщика всегда считалось хорошим делом. Еще с советских времен было нормальным придумать свой вариант обмана страховой компании. Например, попросить знакомого страхового агента застраховать машину задним числом или взять у врача-приятеля липовую справку о болезни, а потом предъявить ее в страховую компанию».

СК создают собственные службы безопасности и формируют черные списки

Страховщики признаются, что сегодня самый популярный способ борьбы с мошенниками — создание собственных служб безопасности. По словам Владимира Петрова, если раньше такие службы имели только крупные страховые компании, то сегодня ими обзавелись почти все участники рынка. «Обычно сотрудники службы безопасности страховых компаний имеют опыт работы в милиции или ГАИ. Этот опыт при приеме на работу желателен, так как вести официальное расследование факта мошенничества мы не можем по закону. Приходится проводить внутреннее расследование, а здесь без навыков работы в правоохранительных органах работать сложно», — поясняет г-н Петров. 

Однако, по словам экспертов, собственная служба безопасности не панацея. Игорь Афанасьев: «Как правило, такая структура варится в собственном соку и редко знает, что происходит у конкурентов. Какие случаи мошенничества у них произошли, как они с этим борются и так далее. Для того чтобы глобально бороться с аферистами, нужно создавать общие базы данных (БД), доступные всем страховщикам». С мнением эксперта соглашаются все страховщики. Например, Владимир Петров говорит: «Я думаю, база данных увеличила бы раскрываемость случаев мошенничества как минимум вдвое».

Формировать БД страховщики начали в прошлом году. Алексей Алгазин: «Базу данных «Бюро страховых историй» мы только недавно запустили. Она фиксирует все случаи мошенничества, и любая страховая компания может в интернете их посмотреть, а также поделиться своими примерами». Г-н Алгазин добавляет, что пока «Бюро страховых историй» неактивно функционирует, и поэтому региональные страховщики пользуются собственными «черными списками»: «Компании делятся опытом друг с другом, передают в буквальном смысле «из уст в уста» информацию о мошенниках». Валерий Ревкуц добавляет, что, пока нет общей БД, Сибирская ассоциация страховщиков постоянно собирает руководителей компаний и начальников отделов безопасности вместе с представителями органов правопорядка: «Это тоже один из способов борьбы с аферистами. На этих встречах мы делимся не только теоретическим, но и практическим опытом поиска мошенников».

Поправки к ОСАГО увеличат случаи страхового мошенничества вдвое

Сами страховщики признаются: пока все их способы борьбы с мошенниками не принесли желаемого результата. Валерий Ревкуц: «Даже если мы обнаруживаем факт обмана, довести дело до суда очень сложно. Подобные дела длятся годами и трудно доказываются в суде». По словам экспертов, не больше 2% дел по страховому мошенничеству доходят до суда.

По прогнозам участников рынка, в дальнейшем ситуация со страховым мошенничеством усугубится. Причина в поправках к Закону «Об ОСАГО». Геннадий Дрозд: «Поправки вступят в силу с 1 декабря. Согласно им в случае если ущерб от ДТП не больше 25 тысяч рублей, то он оформляться будет без ГАИ. В результате число страховых мошенников вырастет, думаю, процентов на 50%. Двоим проще договориться о том, кто виновен в аварии и потом свою версию событий предложить страховой компании. Та в свою очередь ничего проверить не сможет и вынуждена будет выплатить ущерб». На взгляд Игоря Афанасьева, нововведения увеличат число мошенников и того больше: «Московские аналитики прогнозируют рост числа страховых афер после 1 декабря до 80%. Конечно, хочется надеяться, что он будет меньше — 50%, полагаю, это будет самый минимальный показатель».

Страховщики уверены: в такой ситуации их может спасти только лоббирование своих поправок в Законы о страховой деятельности и «Об ОСАГО». Валерий Ревкуц: «Например, было бы неплохо, если бы законодательство разрешило принимать в суде те улики, которые страховщик собрал собственными силами путем внутреннего расследования. Потом при принятии поправок к Закону «Об ОСАГО» учитывалось бы мнение не только страхователя, но и страховщика». По словам г-на Ревкуца, местные страховщики надежду не теряют: «Мы предлагали и будем предлагать свои варианты поправок в законы, защищающие интересы добросовестных страхователей и страховщиков».